В условиях растущей неопределенности современной экономики требуется поиск новых эффективных способов управления ею. В наши дни тема мобилизации экономики является актуальной, поскольку подготовка экономики к переходу на такую стратегию развития является неотъемлемой частью организации обороны и защиты страны.
Исследователи расходятся в трактовке термина «мобилизационная экономика». В научных трудах в основном описываются три подхода: военно-мобилизационный, инвестиционно-мобилизационный и рентно-мобилизационный.
Считается, что термин «мобилизационная экономика» ввел в 1950 году американский ученый С. Харрис. Чаще в литературе приводится определение, данное В.В. Седовым: «Мобилизационная экономика – это экономика, ресурсы которой сосредоточены и используются для противодействия угрозам существования страны и этноса как целостной системы».
По мнению академика С.Ю. Глазьева «мобилизационная экономика – это такая система госрегулирования, при которой достигается максимально эффективное использование ресурсов для форсированного экономического роста, модернизации производства или решения внеэкономических задач».
А.Ю. Даванков связывает модель мобилизации экономики с решением экологических проблем на общемировом уровне: «надвигающийся глобальный экономический кризис, грозящей потерей устойчивости биосферы Земли, потребовал разработки мобилизационной модели экономики планетарного масштаба, названной устойчивым развитием».
В.Л. Берсенев говорит, что «мобилизационную экономику можно трактовать и шире – как систему обмена, равновесие в которой временно нарушено из-за отчуждения значительной части основного капитала в производство, не связанное с удовлетворением прямых потребностей участников рынка».
Согласно федеральному закону от 26.02.1997 N 31-ФЗ (ред. от 04.11.2022) «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» под мобилизационной подготовкой в России понимается «комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований «…» к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время».
Подводя итог анализу трактовок термина, можно сформулировать общее определение: мобилизационная экономика – система экономической деятельности, которая позволяет наиболее эффективно задействовать внешние и внутренние ресурсы государства для преодоления существующего кризиса или решения других стратегических задач.
Несмотря на разность трактовок, учёные сходятся в выделении свойственных мобилизационной экономике черт. Один из главных признаков того, что требуется введение мобилизационной модели – назревание огромных социальных катаклизмов, вопрос существования нации в целом, угроза независимости государства.
Однако руководители государства должны осознавать эти угрозы и ставить цель по их устранению посредством разработки и реализации государственного плана действий по мобилизации. При исследовании мобилизационной экономики учеными выделяются несколько принципов, на которых она основана:
- Принцип главного звена. Ресурсы концентрируются в самом важном экономическом звене, от которого зависит успех противостояний угрозе. Концентрация ресурсов в отдельных областях может производиться и за счёт их изъятия из других звеньев экономики, менее важных с точки зрения достижения поставленной цели.
- Принцип достижения цели любой ценой и преимущественное использование в этой связи неэкономических методов воздействия на тех, от кого зависит достижение цели.
- Принцип командности. Все субъекты экономики представляют собой единую команду, совместно решающую общую задачу.
- Принцип дискретности. Мобилизационная экономика не может существовать постоянно. Если достижение поставленной цели затянулось во времени, то неизбежно ослабление такой системы, из-за возникновения у вовлеченных в неё людей определенной усталости.
- Принцип сознательности. Необходимость мобилизационности и связанных с ней жертв ради противодействия нависшей над системой угрозе должна осознаваться вовлеченными в неё субъектами. В этом случае данный принцип способен противодействовать предыдущему, и мобилизационность в обществе может поддерживаться относительно долго.
Но для реализации этих принципов должны быть продуманы определенные параметры экономики, без которых переход к мобилизационной экономике будет затруднен:
- Чётко сформулированные цели экономики. Должны быть понятны способы достижения данной и реальность достижения цели. Цель должна быть актуальной для общества и активно поддерживаться многими.
- Мобилизационная идея и концепция должны разделяться большинством общества.
- Сроки мобилизации. Должны быть обозначены сроки или события, после которых будет прекращен режим мобилизации и экономика начнет восстанавливаться.
- Объём ресурсов. При постановке целей важно учитывать объём ресурсов, которым располагает государство для мобилизации и возможные ограничения по ним.
- Организационно-экономические механизмы перевода экономики в режим мобилизации.
- Готовность граждан предоставить государству мобилизуемые ресурсы.
Когда цели поставлены и начинается разработка системы мобилизации экономики важно спланировать все этапы правильно. В своей работе Ральф Уоткинс выделяет важность планирования мобилизации. Оно должно:
- Быть тесно скоординировано со стратегическим планированием. Эти два вида планирования должны взаимно основываться друг на друге. С точки зрения стратегии нужно знать, какие цели преследуются, а с точки зрения мобилизации невозможно преодолеть ограничения некоторых ресурсов;
- Охватывать общие национальные ресурсы. Все ресурсы нации должны быть мобилизованы, в том числе люди, сооружения, материальные и не материальные ресурсы;
- В равной степени учитывать потребности как мобилизационной экономики, так и гражданской, потому что они зависят друг от друга;
- Быть гибким, чтобы соответствовать меняющимся условиям и непредвиденным обстоятельствам;
- Учитывать национальное благосостояние в мирное время как до мобилизации, так и после;
- Быть комплексным: во всех областях мобилизация ресурсов должна быть последовательной, основываться на единых допущениях и соответствовать общей схеме.
Современные государства в состоянии комбинировать различные способы внедрения мобилизационной экономики с сохранением традиционных форм хозяйствования и не притеснённых прав и свобод человека. Так сейчас происходит и в России.
Также мобилизация экономики является отличной возможностью для бизнеса. В наше время в России мобилизация выражается в основном через стратегию импортозамещения, что открывает новые горизонты для отечественных производителей. Ушедшие из-за санкций импортные товары буквально «оголили» очень многие сферы потребления и сделали их доступными для новых производителей.
Введение жёстких санкций создает угрозу усиления отставания в научно-техническом прогрессе, риски выхода из строя многих систем из-за отсутствия импортных поставок, остановки производств. Всё это можно наблюдать уже сегодня.
Для населения введение санкций сужает круг доступных товаров и услуг, обесценивает национальную валюту, провоцирует инфляцию и сокращение рабочих мест.
С точки зрения внедрения мобилизационной модели экономики в России, существующую социально-экономическую ситуацию можно охарактеризовать следующим образом:
- Высокая концентрация капитала, большая часть которого принадлежит подконтрольным государству компаниям.
- Экономика страны ориентирована на экспорт капитала и в основном сырья, а также высокотехнологичной продукции ВПК и атомной энергетики.
- Система инвестиций сосредоточена на привлечении иностранного капитала.
- Внешне- и внутриполитические цели, государственная концепция и идеология чётко не сформулированы.
- Государственные и общественные институты, предназначенные для решения проблем мобилизации экономики России путем сосредоточения инвестиций, не эффективны.
- Не ясна социальная группа, заинтересованная в мобилизации экономики и способная стать источником построения системы целей и программ мобилизации, не ясны способы стимулирования такой группы.
На данном этапе развития российской экономики В.А. Мау подчеркивает важность необходимых государственных инвестиций в условиях усиления роли государства, формирования специфического рынка труда, институционализации бизнеса. С.Ю. Глазьев считает, что главной проблемой мобилизации и трансформации экономики России на данный момент является управленческий кризис, отсутствие системы личной ответственности, несогласованность экономических целей разнообразных государственных ведомств.
Нельзя обойти стороной и начало СВО, которое уже оказывает значительное влияние на экономику страны. В своём интервью Наталья Зубаревич подчеркнула опасность мобилизации и миграции российских граждан для экономики. Призыв граждан осуществляется только по количественным показателям, но никак не ориентируется на качественные характеристики. Таким образом призыву подлежат и высококвалифицированные, редкие кадровые ресурсы, найти замену которым очень сложно и дорого. Специалисты с востребованными компетенциями, не желающие отправляться в зону боевых действий, переезжают в другие страны. Все это ведет к утечке профессиональных сотрудников и появлению сложностей в работе производств. Последствия для экономики могут быть очень серьёзными.
На наш взгляд, в России на протяжение нескольких последних лет происходит постепенное внедрение мобилизационной экономики, таким образом, чтобы не нарушать порядок рыночной экономики. Причем внедряется именно мобилизационная экономика, а не военная. Нужды военной сконцентрированы на производстве товаров ВПК, а в мобилизационной экономике сейчас цель государства совпадает с целями предпринимателей – импортозамещение. Нововведения постепенно закрепляются и на законодательном уровне.
Согласно изменениям Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (ред. 28.06.2022), компании не в праве отказать в исполнении госзаказа или нарушить его сроки, государство в праве использовать материальные ресурсы госрезерва, в праве привлекать сотрудников предприятий к работе ночью и в выходные дни.
В настоящих условиях и банки сталкиваются со значительными трудностями: попадание под санкции, блокировка активов, уход крупного иностранного бизнеса, паника среди вкладчиков. Под удар в первую очередь попали банки, работающие с крупными предприятиями: нарушение логистических поставок, остановки производства, закрытие российских филиалов, сокращение рабочих мест. Более устойчивыми же оказались банки, работающие с МСБ (рис. 1).
Рис. 1. Рост доли прибыльных банков отмечается только у бизнес-модели, ориентированной на МСБ
На протяжении последних лет наблюдался курс на рост концентрации в банковской сфере. Так по итогам 2021 года на 13 самых значимых кредитных игроков приходилось более 75% активов банковской системы. Ключевую роль в такой консолидации играет влияние государства на деятельность банков посредством финансового-правового механизма и с помощью экономических инструментов: прекращение лицензий неэффективных банков, изменение ключевой ставки, изменение условий выдачи кредитов, снижение требований к капиталу и другие.
Взгляд на будущее экономики России и требуемые меры для ее успешного развития очень отличается у разных экспертов. С.Ю. Глазьев главными направлениями государственной политики по мобилизации экономики считает:
- Создание системы стратегического планирования и выявление перспективных направлений экономического роста.
- Обеспечение макроэкономических условий для быстрого технологического роста.
- Формирование механизмов стимулирования инвестиций и создание благоприятного инвестиционного климата.
- Создание необходимых условий расширенного воспроизводства капитала.
Экономисты С.А. Филин и A.Ж. Якушев выделяют 9 институтов мобилизации экономики (рис. 2).
Рис. 2. Базовая система институтов мобилизации
На наш взгляд, самыми важными из них являются финансово-кредитные инструменты, государственные институты, общественные институты и структурные реформы экономики, а также изменение нравственной и интеллектуальной среды через средства массовой коммуникации, кино, музыку.
Е.В. Панина в своей работе считает, что единственным механизмом мобилизации экономики является стратегическое планирование, которое на сегодняшний день разработано самостоятельно каждым ведомством и не связаны с общенациональными целями, также документы о стратегическом развитии никак не учитывают межведомственные задачи и цели. Эти проблемы требуют пересмотра системы оценки по выполнению составленных программ, иначе прописанные идеи не будет притворяться в действие.
В условиях современного нарастающего военно-политического и экономического напряжения встает задача защиты национальной безопасности и ее укрепление не только в экономической и военной сферах, но в идеологической, внешнеполитической, социальной. Сейчас наиболее остро стоит вопрос импортозамещения товаров и технологий, поэтому меры по внедрению мобилизационной экономики должны начинаться именно с развития отечественного производства наукоёмкой и технологичной основы в приоритетных отраслях, а также увеличения доли государственных предприятий в области машино- и станкостроения. В целом роль государства в экономике должна возрасти, но с сохранением рыночной системы в потребительских секторах.
Однако эффективно государство сможет внедрять мобилизационную экономику только при установлении системы контроля и личной ответственности за реальное выполнение государственных программ на всех уровнях исполнительной власти. Государству также необходимо привести экономику к такой финансовой системе, которая не будет зависеть от иностранной валюты, что защитит экономику от внешнего воздействия. Другим способом защиты может стать диверсификация рынков экспорта путем сотрудничества с Китаем, странами Востока, Африки. Такие масштабные мероприятия можно провести только на основе стратегического планирования. Для дальнейшего роста экономики и усиления позиции страны на международной арене требуется развитие российской науки, обеспечивающей внедрение новых технологических разработок.
Крупнейшие банки из-за обладания большими активами могли активнее участвовать в государственных программах и инвестиционных проектах, а созданная репутация переманивала клиентов ушедших иностранных банков к большим игрокам. Но попадание сильных банков под санкции закрыло им возможности к осуществлению международных расчётов и немного ослабило позиции. Клиенты стали открывать счета в менее крупных банках. Впервые за 10 лет роста доля крупнейших банков снизилась, таким образом может наметиться курс на деконцентрацию (рис. 3).
Рис. 3. Топ-15 банков потеряли около 1,3 п. п. доли рынка в пользу игроков, занимающих места* с 16-го по 100-е.
Рост доли активов происходит только у банков, входящих в топ-100. Эксперты прогнозируют значительное сокращение числа банков. Особенно будет снижаться количество банков, кредитующих крупный бизнес. Корпоративные заемщики, занимающиеся экспортом продукции, будут переводить счета в мелкие банки, не попавшие под санкции. Также ради формального обхода санкций российские предприниматели будут разбивать основные компании на более мелкие, тем самым увеличивая количество предприятий МСБ.
Агентство «Эксперт РА» спрогнозировало изменение доли банков, сотрудничающих с МСБ и крупным бизнесом к 2024 году (рис. 4).
Рис. 4. Доля банков, работающих с МСБ, будет значительно расти из-за переориентации других игроков на МСБ и развития данного сегмента
Проблематика мобилизационной экономики является традиционной для России. В настоящее время можно наблюдать некоторые черты мобилизационной экономики, которые уже непосредственно внедряются.
Такой тип экономики в первую очередь ассоциируется с усилением роли государства, но в современных условиях получается сочетать плановую экономику с рыночной, не нарушая принципиальные основы сложившейся системы хозяйствования. Введённые меры направлены на поддержку инвестиционной и производственной активности, поддержание социальной стабильности (сохранение рабочих мест, восстановление предприятий для обеспечения занятости).
Мобилизационная экономика является эффективным инструментом в борьбе с вызовами и угрозами экономической и национально безопасности. Но для такой борьбы требуется концентрация усилий и ресурсов каждого ради общего блага, социальная мобилизация.