В связи с накоплением трансформационных процессов, стремительных социально-экономических изменений к любой сфере деятельности предъявляются завышенные условия. Речь идет не только о профессиональной подготовке в соответствии с различными стандартами, но и о развитии специальных навыков и субъективных характеров личности, необходимых для успеха и устойчивого конкурентного преимущества на рынке труда.
Одно из ключевых направлений научно-исследовательских работ психологического анализа эмоционального интеллекта – психологического образования, которое определяет умение выражать эмоции, давать оценку эмоциональному состоянию и мотивам поведения персонала, выбирать эффективные способы коммуникации, в сложных профессиональных ситуациях справляться с препятствиями, которые способствуют приобретению синдрома профессиональной деформации. Здоровье сотрудника играет важную роль в деятельности компании, это один из важнейших элементов при построении целостной системы работы компании [5].
В современном социуме высокопродуктивное, качественное, осмысленное выполнение поставленных задач, является основой для профессионального развития личности. Прогрессивность в профессиональном развитии личности работников несет свойство накопления опыта, освоения все более сложных, профессиональных задач с получением удовлетворения от процесса работы и ее результата. Профессиональная деятельность так или иначе воздействует на сам субъект(персонал) и является результатом напряжения, стресса, дефицита эмоций, что приводит к деформации личности работника, как и сфера общественных отношений формата «человек-человек».
Эмоциональный интеллект имеет несколько ступеней развития. Различение в том, чтобы понять на какой из ступеней находится персонал, для продолжения формирования данного навыка.
Рисунок. Эмоциональный интеллект (EQ)
Познать себя. А именно с познания себя появляется осмысление своих эмоций. Когда сотрудник понимает, что чувствует во время стрессовых ситуаций на рабочем месте, что он испытывает в данный момент, он может решить сложные, поставленные задачи, выразить свое мнение и понять проблему. Понимание эмоций помогает определить цель в работе. Например, если возникла усталость и перенапряжение от переизбытка коммуникаций на работе, от множества поручений, не входящих в тайм-менеджмент, то сотрудник сможет правильно делегировать работу и сказать об этом руководству для решения данной проблемы.
Управление эмоциями. Шаг к формированию успешного развития личности. Грамотный контроль позволяет направлять энергию в нужное русло. Когда сотрудника что-то тревожит, справляться с поставленными задачи становится труднее. Но когда он управляет своими эмоциями, тогда дело спорится.
Определение эмоций других людей. Это дает возможность сглаживать острые углы или вовсе не попадать в неприятные ситуации. Чувствовать эмоции других людей, позволяет вовремя среагировать. Например, если в коллективе стоит негативная обстановка, неконструктивная критика со стороны коллег или же нездоровая конкуренция, то распознав эмоции, можно выявить и решить скрытый вопрос данной проблемы. Некоторые авторы считают, что «наиболее незащищенными являются те люди, которые не могут противостоять стрессу спокойно – им необходимо показать всю свою агрессию и несдержанность, дать волю чувствам» [4].
Управление эмоциями других людей. Важный момент для работников, руководителей групп и компаний. При управлении эмоциями других, проявляя сопереживание, чуткость, понимание, тем самым завоевывая авторитетность. Направление негативных эмоций в рабочий процесс – важный аспект для эффективного управленца.
Для развития EQ используют несколько методик [3].
«Дыхание»
Выработать у себя привычку: осознать эмоцию, если она негативна и мешает, сразу необходимо начать обращать внимание на дыхание и начать дышать немного медленнее, акцентируя внимание на выдох.
«Телесные методы»
Метод, который можно использовать в различных ситуациях. Например, незаметно сжать-разжать кулаки. Привстать несколько раз на цыпочки. Встать, немного пройтись и снова сесть. Необходимо использовать этот метод хотя бы раз в час.
«Проблемы»
Прописать перечень актуальных сейчас проблем. Вспомнить максимальное количество и проблем (обратить внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет – проблемы мы искать умеем). Переформулировать эти проблемы в цели, в позитивном ключе, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально точно, обязательно определите дедлайн их выполнения.
Профессиональная деформация в роли эмоционального интеллекта, как искажение эмоционального и психологического настроя, которое характеризуется переносом формой поведения из профессиональной рабочей деятельности в личные сферы жизни. Это осуществляется вследствие закрепления определенных последовательных процессов, особенностей восприятия и формирования стойких поведенческих структур.
В связи с чем идет развитие профессиональной деформации? Длительный период трудясь в одной сфере, человек принимает определенный стиль поведения, способ принятия информации и решений. Они закрепляются в мозге в виде стойких нейронных связей, образующих разветвленные нейронные цепи. Электронные импульсы по этим цепям проходят легко и быстро. И чтобы сэкономить силы, мозг старается задействовать их как можно чаще.
В результате, чем мощнее человек прокачан в одной сфере, тем более она накладывает отпечаток на все остальные стороны его жизни. Это очень нужный механизм, обеспечивающий гибкость человека в постоянно меняющихся условиях.
Эмоциональный интеллект, как фактор профессиональной деформации в настоящее время наблюдается довольно часто. Что создает определенные сложности в рабочем процессе, однако это легко поддается корректировке. Осознание проблемы и готовность работать над ней, является началом решения данного вопроса.
Авторы:
Е.В. Терелецкова, канд. социол. наук, доцент
А.А. Хомякова, студент
Уфимский университет науки и технологий (Россия, г. Уфа)
Библиографический список
- Шабанов С., Алешина А. Эмоциональный интеллек // Российская практика – 2014. – №11 (91). – С. 1408-1410. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.megaeworld.com/upload/iblock/533/pdf_bk_1878emocionalnyy_intellekt_rossiyskaya_praktika_sergey_shabanovbook.a4.pdf (дата обращения: 03.12.2022).
- Хлевная, Е. Развитие эмоционального интеллекта. Ежедневник / Е. Хлевная, Т. Киселева. – М.: Питер, 2016. – 464 c. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://knigogid.ru/books/24959-razvitie-emocionalnogo-intellekta-ezhednevnik (дата обращения: 03.12.2022).
- Как развить эмоциональный интеллект. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://levelself.ru/navyki/emocionalnyj-intellekt.html.
- Осинцева П.В., Терелецкова Е.В. Синдром профессионального выгорания работников, факторы риска психического выгорания // материалы VIII Международной научно-практической конференции «НАУКА СЕГОДНЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА» (22 октября 2020 г.). – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2020. – С. 235-238.
- Терелецкова Е.В. Управление здоровьем персонала в новых экономических реалиях / сборник научных трудов V Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. А.Ш. Галимова. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2021. – С. 130-133.