Для устойчивого развития организаций различных организационно-правовых форм необходимо оптимальное сочетание интересов предпринимателей, потребителей и государства. На практике возникающие препятствия в ведении финансово-хозяйственной деятельности не позволяют успешно сочетать интересы всех участников бизнеса. На негативные факторы внутренней среды организации руководитель непосредственно влияет. Во власти руководства организации скорректировать стратегию ведения бизнеса, оптимизировать расходы, расширить ассортимент выпускаемой продукции, найти новые рынки сбыта и так далее. На негативные факторы внешней среды предпринимателю повлиять невозможно [1].
Материалы и методы исследования. Ведущее место в агропромышленном комплексе занимает сельское хозяйство, так как играет огромную роль в жизни общества и является основополагающей для развития АПК. Сельское хозяйство, а именно его основные отрасли, растениеводство, животноводство и перерабатывающая отрасль производят подавляющее большинство продуктов питания и сырья для многих промышленных отраслей [2].
Бизнес-функции подразделений сельскохозяйственного предприятия, как и любого хозяйствующего субъекта экономики, рассматриваются в рамках следующих функциональных областей: производство; сбыт/продажи; снабжение / закупки; управление качеством; бухгалтерский учет, финансы; управление персоналом; корпоративное управление; планирование и прочее.
Рис. Классификация бизнес-процессов предприятия (фрагмент) [1]
К основным бизнес-процессам предприятий агропромышленного комплекса экономики относят (рисунок):
- производственные процессы – выращивание сельскохозяйственных культур, выращивание и разведение сельскохозяйственных животных, птицы, пчел, рыболовство и рыбоводство, вспомогательная деятельность в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельхозпродукции, лесоводство и лесозаготовки, и некоторые другие виды деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2014);
- материально-техническое обеспечение деятельности организации – планирование и приобретение необходимых ресурсов (выбор и сертификация поставщиков; покупка средств производства сельскохозяйственной техники и орудий; управление запасами, доставка, организация хранения и др.;
- управление коммерческой деятельностью предприятия – управление процессом продаж и закупок, ценообразование, рекламная деятельность, управление процессом закупок, мониторинг поставок и др.
К обеспечивающим, или вспомогательным, бизнес-процессам относят:
- поддержание инфраструктуры компании – управление финансовыми ресурсами, управление денежными потоками, управление структурой капитала, управление финансовыми рисками, обработка финансовых и бухгалтерских операций, проведение внутреннего аудита, управление налогами, управление ресурсами, управление внешними связями: с собственниками, государственными органами управления, кредиторами, местным населением, инвесторами, партнерами и др.;
- инженерно-техническое обеспечение
- содержание зданий, производственных помещений, техники и т. п.;
- информационное обеспечение – планирование управления информационными ресурсами, управление хранением и получением информации: создание информационных баз данных, получение и сбор информации, хранение информации, модификация и обновление информации, обеспечение возможности получения информации, управление информационными ресурсами и операциями, управление информационными услугами;
- управление персоналом – создание и управление стратегией человеческих ресурсов, анализ и планирование уровня производства;
- управление финансами – учет наличия и движения денежных средств в кассах и на банковских счетах предприятия, формирование кассовых и банковских документов, анализ финансовых потоков по видам поступлений и платежей, создание проводок по платежным документам, подготовка отчетов по кассовым и банковским операциям и др.;
- учетные функции – учет основных и оборотных средств, учет материальных ценностей, расчетные операции, получение субсидий и др.
К бизнес-процессам управления и развития относят: стратегическое, тактическое, оперативное управление, разработка структуры сельскохозяйственной организации и отношений между структурными подразделениями; разработка и установление целей, разработка принципов деятельности (политика взаимоотношений с партнерами, клиентами), бизнес- планирование.
К управлению качеством относятся оценка показателей деятельности компании: создание системы оценки, внедрение систем контроля качества и безопасности производимой продукции и сырья, сравнение с конкурентами и другими компаниями (бенчмаркинг), улучшение процессов и систем: внедрение постоянного процесса улучшений, мониторинг процессов и систем, реинжиниринг бизнес-процессов.
Результаты исследования и их обсуждение. Совокупность процессов, составляющих бизнес-модель сельскохозяйственного предприятия, можно представить следующим образом [3-4].
- Производственные процессы различных подотраслей сельскохозяйственного предприятия. Например:
— производство зерновых культур можно представить следующим образом: внесение удобрений (весной), основная обработка почвы, посев, подкормка, обработка средствами защиты растений, уборка, послеуборочная обработка продукции (подработка на зерноочистительных сушильных пунктах), хранение;
— производство пропашных культур: поверхностная обработка почвы осенью (лущение), внесение минеральных удобрений, внесение органических удобрений (весной), основная обработка почвы, поверхностная обработка почвы, посадка, культивация (несколько раз в течение вегетационного периода), основная обработка почвы, посев, обработка средствами защиты растений (несколько раз в течение вегетационного периода), кошение ботвы, уборка, сортировка (подготовка к хранению), хранение;
— молочное скотоводство: доение и первичная обработка молока, приготовление и раздача кормов, поение, содержание животных, уборка помещений и удаление навоза, обеспечение оптимального микроклимата, воспроизводство стада и зооветеринарное обслуживание животных, приемка и подготовка сырья, тепловая обработка (пастеризация), охлаждение до температуры заквашивания, заквашивание молока, сквашивание молока в резервуарах, охлаждение, внесение наполнителей, созревание, розлив в тару, хранение;
— свиноводство и птицеводство: приготовление и раздача кормов, поение, содержание животных, уборка помещений и удаление навоза, обеспечение оптимального микроклимата, воспроизводство стада и зооветеринарное обслуживание животных, первичная переработка скота (забой и обескровливание животных, извлечение внутренних органов, разделение туш на полутуши, охлаждение полутуш), производство колбасных изделий и мясо-костных полуфабрикатов (взвешивание, зачистка туши, дифференцированная обвалка, распиловка кости на порции, посол мяса, копченостей, приготовление фарша, формовка батонов, варка копченостей, вязка колбас, копченостей, навешивание на рамы, обжарка, копчение, варка, охлаждение колбас), хранение.
- Сбыт продукции (сырья): формирование предпочтений потребителей и стимулирование их к покупкам (реклама), налаживание контактов и заключение договоров с покупателями, обеспечение взаимовыгодных сделок, хранение и подготовка готовой продукции к продаже, отгрузка (поставка) продукции (нулевой или одноуровневый канал распределения продукции).
- Снабжение/закупки: управление закупками обеспечивает автоматизацию бизнес-процессов, связанных с определением потребностей в товарах и материалах, выбором поставщиков, созданием заказов на закупку с привязкой их к заказу на продажу либо к внутренней заявке, планированием поступления товаров и т. д.
- Управление качеством продукции: обеспечение поддержания количественных характеристик одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, в процессе всего жизненного цикла за счет разработки и внедрения системы менеджмента качества и мониторинга процессов производства.
- Бухгалтерский учет, финансы: выполнение учетных операций по банку и кассе, учет основных средств и нематериальных активов, учет производства продукции, учет расчетов с бюджетом, учет расчетов по зарплате.
- Управление персоналом: оформление приема, перевода и увольнения работников в соответствии с трудовым законодательством РФ, учет личного состава, систематическая подготовка и переподготовка работников, организация контроля за состоянием трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка.
- Корпоративное управление: управление операционной деятельностью, управление финансами и экономикой, управление персоналом.
- Планирование: разработка системы экономических показателей. Организация статистической отчетности, учет и анализ результатов производственно-хозяйственной деятельности, расчет показателей экономической эффективности, разработка плана производства по номенклатуре на год, квартал, месяц и т. д.
Выводы. Совершенствование управления бизнес-процессами предприятий аграрного сектора экономики диктует динамично меняющимися условиями внешняя среда функционирования организации. Целесообразно своевременно и систематические реализовывать корректирующие и предупреждающие действия по ликвидации или снижению негативных факторов, а также производить сглаживание и демпфирование циклических колебаний внешней среды. Руководители предприятия, подразделений, служб должны, в первую очередь, учитывать изменения рыночной среды, регулярно сравнивать качество производимой продукции с продукцией конкурентов, активно внедрять достижения научно-технического прогресса не только в производственную, но и управленческую деятельность.
Управление бизнес-процессами в условиях изменений рыночной среды требует от руководителей процессов своевременно выявлять проблемные, нерентабельные процессы и осуществлять их качественное преобразование путем разделения крупных и сложных процессов на более мелкие или, наоборот, объединяя несколько небольших процессов в один крупный.
Совершенствование бизнес-процессов на предприятиях аграрного сектора экономики позволяет сформировать целый блок стратегических преимуществ и обеспечить более высокий уровень конкурентоустойчивости.
Авторы
С.Р. Древинг, д-р экон. наук, профессор
А.А. Захарова, магистрант
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Московский областной филиал (Россия, г. Москва)
Библиографический список
- Худякова Е.В. Моделирование бизнес-процессов на предприятиях АПК. Учебник / Е.В. Худякова, А.М. Бондаренко, Л.С. Качанова, М.Н. Кушнарева, М.И. Горбачев. Под ред. Е.В. Худяковой. – Санкт-Петербург: Лань, 2020. – 171 с.
- Качанова Л.С. Информационно-аналитическая система поддержки принятия решений межхозяйственных перевозок органических удобрений в ресурсно-продуктовом ассортименте с размещением пунктов технологического комплекса переработки навоза / Л.С. Качанова, А.М. Бондаренко // Международный технико-экономический журнал. – 2015. – №5. – С. 72-76.
- Качанова Л.С. Экономическая эффективность экологически регламентированного аграрного производства / Л.С. Качанова, А.М. Бондаренко // Инновации и инвестиции. – 2019. – №6. – С. 323-327.
- Bondarenko Anatoly M. Technologies for the Production and Application of Organic Fertilizers in Agriculture / Anatoly M. Bondarenko, Lyudmila S. Kachanova, Aleksey V. Baryshnikov, Sergey A. Novikov // Book series: Lecture Notes in Networks and Systems (LNNS). The Challenge of Sustainability in Agricultural Systems. Editor: Bogoviz, A. V. Publisher: Springer International Publishing, 2. – 2021 – pp. 850-860. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007%2F978-3-030-72110-7_98