В новых реалиях любое предприятие, чтобы удержать свои конкурентные позиции, изобретает новые технологии, позволяющие охватить целевую аудиторию. Ресторанная индустрия не исключение. Основные тенденции, достойные внимания в 2023 году, – это персонализация и цифровизация [1].
Успешность ресторана во многом зависит от посещаемости и повторных визитов клиентов, поэтому грамотные стратегии продвижения могут помочь предприятиям привлечь больше гостей, нацелиться на более высокие объемы продаж и получение большей прибыли.
Новые технологии меняют отечественный ресторанный бизнес. Появление голосовых помощников, например, как Яндекс Алиса, Apple Siri, Google Assistant, Amazon Alexa сделало голосовой поиск приоритетным, что ставит новые задачи перед российскими рестораторами и требует от них адаптации к новым условиям [2].
Продолжая двигаться вперед большинство игроков в ресторанной индустрии вынуждены реструктурировать свои бизнес-процессы и перестраивать свой маркетинг. В некотором смысле решение заблокировать определенные социальные сети, которые были ключевыми инструментами продвижения для предприятий HoReCa, привело к развитию других. Прорыв в этом направлении совершили проекты, ориентированные на онлайн-заказы и доставку.
Аналитики Data Insight утверждают, что в 2023 году российский рынок электронных бакалейных товаров вырастет меньше, чем планировалось, но все равно этот рост в два раза больше, чем в 2022 году. Также в прошедшем году многие предприятия перешли на цифровые технологии, перенастроили веб-сайты для оперативного оформления заказов посетителями сети, создали собственные приложения, чат-боты и Telegram-каналы [3].
Кроме того, потенциальные клиенты проводят много времени за смартфоном, планшетом или ноутбуком, тем самым находясь в социальных сетях, осуществляют там покупки, знакомятся с отзывами об определенных брендах и дают обратную связь предприятиям. Следовательно, необходимо использовать это потребительское поведение как возможности для привлечения целевой аудитории.
Ресторану в сфере технологий необходим удобный интерфейс сайта с понятной визуализацией, корректно работающие мобильные приложения, техническая поддержка репутации сервиса на других профильных сервисах, автоматизированный эквайринг для платежей.
В последние три года digital-продвижение ресторанных услуг стало важнейшим маркетинговым процессом.
Клиентам удобно использовать digital-каналы для выбора и приобретения товаров и услуг, учитывая, что интернет – это доступный источник информации. Исследования показали, что россияне считают рекламу в Интернете удобной и оперативной. По информации аналитиков рекламного рынка, предприятия в разных отраслях переориентируют свое продвижение в digital-каналы, минимизируя при этом традиционные средства рекламы. Рынок digital-рекламы в нашей стране имеет положительную динамику, в социальных сетях можно привлечь больше пользовательских аудиторий за меньшие деньги. Каналы построения коммуникаций в Интернет-сети более разнообразны, практически мгновенно можно получить обратную связь, что позволяет компании быстро корректировать промо-политику, а при необходимости и улучшать контент. Это указывает на то, что digital-продвижение является важной частью всего маркетингового процесса предприятий сферы ресторанных услуг. В России интернетом пользуются практически все группы населения. При этом самые активные пользователи Интернета – это люди в возрасте от 22 до 45 лет. Маркетологи отечественных ресторанов должны учитывать этот факт при планировании стратегии продвижения [4].
Лучшие кампании по продвижению ресторанных услуг – это те, которые адаптированы и актуальны для целевой аудитории. Особенно это актуально для отраслей, где высока доля клиентов и брендов, можно отметить, в первую очередь здесь ресторанный бизнес.
Персонализация является одним из основных решений этой проблемы: люди охотнее реагируют на кампании, которые являются персонализированными, и покупают продукты, адаптированные к их вкусам. Маркетологи могут настраивать свои рекламные кампании, используя информацию о клиентах из программы лояльности, анализа данных о количестве посещений ресторана, привычек клиентов в плане блюд, сумм чеков и т.д. Можно приобретать информацию у консалтинговых компаний по маркетингу, которые специализируются на проведении маркетинговых исследований.
Для решения вопросов питания и развлечения клиенты практикуют различные возможности, к примеру, особой популярностью пользуется голосовой поиск. По такому же принципу должны действовать маркетологи сферы ресторанных услуг для их продвижения посредством настройки кнопки обратного звонка на собственном веб-сайте, так как в данном случае используется голосовая формулировка заказа, а не текстовая. Можно пересмотреть SEO, чтобы общие запросы пользователей для поиска голосом присутствовали в контенте сайта либо в соцсетях или интегрировать в свое приложение (чат-бот) для удобства связи пользователей [5].
Маркетологи сферы ресторанных услуг сегодня предлагают коллаборацию с системой заказа еды «умной техникой» (Internet of things). Эта система используется продуктовыми ритейлами, однако предприятиям в сфере ресторанных услуг можно взять это на заметку. К тому же производители «умной техники» предполагают создание пулов не только торговых предприятий, но и предприятий общественного питания. Это своего рода продвижение и пиар своей продукции. Клиенты смогут заказывать сразу не только продукты питания из гастронома, но также вино из алкогольного бутика, сырную тарелку или десерты — из ресторана и т.д. Но, если ресторан не считает нужным использовать такие «универсальные» технологии, ему в любом случае придется столкнуться и в дальнейшем организовать свою деятельность на основе практики использования этих технологий, потому что в современных условиях необходимо внедрять такие инструменты продвижения ресторанных услуг как искусственный интеллект [6].
Для отображения бренда ресторана можно использовать не только расширение перечня площадок и социальных сетей, но и практиковать голосовой поиск, задействовать Интернет-помощников, для удобства заказа и доставки разрабатывать приложения на основе интуитивно-понятного интерфейса с 3D-эффектами, предлагать виртуальные гастрономические туры по своему ресторану.
Приблизительно 2/3 ресторанов, либо их владельцы представляют свои бренды в социальных сетях. Поэтому в условиях высокой конкуренции, учитывая «эмоционально-человеческую» особенность сферы ресторанных услуг и разноликую аудиторию клиентов, не пользоваться искусственным интеллектом просто невозможно. Кроме того, в социальных сетях можно размещать прямую рекламу, контентное продвижение, объявлять конкурсы, коммуницировать с подписчиками и т.п. [7].
В связи с событиями 2022 в России были запрещены некоторые социальные сети, и это послужило мотивом к поиску альтернативных площадок к коммуникации. Поэтому ресторанам целесообразно расширять свое виртуальное пространство и присутствие, например, в Telegram-канале, ВКонтакте, Youtube и на других площадках, которые раньше не были в приоритете.
В последнее время повышается значение совместного продвижения – ресторанов и смежных с ними в разных сферах компаниями. Для клиента удобнее, когда ресторан, в котором он наслаждается пищей, входит в «группу его интересов», участвует в промо-программах в других сферах бизнеса, которыми так же заинтересованы клиенты. Теперь еще важнее быть «добрым соседом» в создании эффективного контента.
Для ресторана гораздо целесообразнее не просто размещать рекламу в Telegram-канале, а настроить систему коммуникации с аккаунтами компаний, пользователями которых являются клиенты ресторанов (магазины, салоны красоты, фитнес-клубы и т.д.), но и с жилыми комплексами. Грамотная контентная политика снизит риск попадания «пальцем в небо», поможет сузить огромный круг потенциальных клиентов, определиться с целевым сегментом.
Авторы
Л.А. Каменская, канд. экон. наук, доцент
А.О. Волков, магистрант. Сочинский государственный университет (Россия, г. Сочи)
Библиографический список
- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cafe-future.ru/spec-project/itogixv-russian-foodservice-forum-/
- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.Restoranoff.ru
- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://iz.ru/1403191/dmitrii-alekseev/nasvoiu-edu-kogda-nachnet-vosstanavlivatsia-industriia-obshchepita
- Ишанов М.Б. Как стать ресторатором: правила получения прибыли. – М.: ООО «Медиа группа «Ресторанные ведомости», 2020 – 168 с.
- Раздымаха И. Ресторанный бизнес наизнанку. – «Издательские решения». – 2020. – ISBN: 9785005085849.
- Акулич М.В. Маркетинг ресторана (ресторанный маркетинг). Часть первая. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ridero.ru/books/marketing_restorana_restorannyi_marketing/
- Акулич М.В. Маркетинг ресторана (ресторанный маркетинг). Часть вторая. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/dXNfR