Достаточно емкий сегмент реального сектора российской экономики составляет малый и средний бизнес. Многие экономические показатели страны зависят от деятельности субъектов малого и среднего бизнеса, так как именно он определяет качество и структуру валового национального продукта и темпы экономического роста. Главной целью предпринимательства считается получение прибыли, а для этого необходимо проанализировать пути расходования средств и найти способы увеличения доходов.
Проведем анализ по количеству субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ по данным с официального сайта Федеральной налоговой службы за период с 2019–2021 года в таблице 1 (1).
Таблица 1 – Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства
Субъект Российской Федерации | Количество субъектов малого бизнеса, ед. | ||
Всего | В том числе малые предприятия | В том числе ИП | |
ЦФО | 1945150 | 73397 | 6825 |
СЗФО | 725248 | 26655 | 2729 |
ЮФО | 529188 | 18255 | 3882 |
СКФО | 129605 | 4710 | 955 |
ПФО | 1188449 | 39036 | 5885 |
УФО | 509780 | 17807 | 2748 |
СФО | 631764 | 21705 | 3205 |
ДФО | 280928 | 10372 | 1961 |
Всего | 5940112 | 211937 | 28190 |
Источник: Федеральная налоговая служба: официальный сайт. – Москва.– URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 14.02.2023)
Чтобы перейти от стартапа к многомиллионному бизнесу, нужно финансирование. Инвестиции — это способ привлечения денег в бизнес. Деньги — это самый главный актив банка, если денег не будет, то бизнес не будет работать. Даже если компания заработала деньги за определённый продукт или же услугу, то это не значит, что все заработанные деньги пойдут в карман владельцу предприятия, а также не значит, что больше нет никаких трат. Бизнес должен развиваться, а значит нужно вкладываться в развитие, то есть закупать новое сырьё, платить за рекламу, чтобы больше людей узнали о вашем товаре или услуге, а также нужно нанимать больше сотрудников, чтобы было более продуктивно, и платить им заработную плату. В предприятие нужно вкладывать больше денег, чем сама его прибыль, чтобы увеличивался масштаб, и чтобы бизнес рос по количеству товаров или качеству услуг.
Можно использовать собственные деньги, но не всегда прибыль больше расходов, поэтому компании стоит искать источники финансирования.
Есть несколько основных видов стратегии финансирования в зависимости от источников финансирования:
- Финансирование из внутренних источников.
- Финансирование из привлечённых средств.
- Финансирование из заёмных средств.
- Смешанное финансирование.
При осуществлении стратегии финансирования финансовые инструменты могут сочетаться: продажа доли финансовому инвестору, публичное предложение ценных бумаг, банковские кредиты, ссуды, коммерческие кредиты, государственный кредит, проектное финансирование, облигационный заём, лизинг, франчайзинг, факторинг, форфейтинг, бартер, вексель, государственное финансирование, гранты. [4]
Продажа доли финансовому инвестору – это когда часть организации продаётся человеку, который будет в вас вкладываться.
Публичное предложение ценных бумаг – это когда компании размещает свои акции на бирже с целью продажи по оптимальный рыночной цене.
Банковские кредиты – это когда человек берёт деньги в банке под процент.
Ссуда – это когда человеку выдаются деньги или имущество на обговорённый срок, но в конце срока не надо платить процент, как при кредите.
Коммерческие кредиты – это когда одно предприятие даёт другому деньги или продукцию.
Государственные кредиты – это экономические отношения между государством и физическим лицом или же юридическим лицом, где государство выступает в роли кредитора.
Проектное финансирование – совокупность организаций, направленных на привлечение денежных средств и иных материальных средств под активы и денежные потоки компании.
Облигационный заём – заём, который оформляется с помощью выпуска ценных бумаг.
Лизинг – это когда человек приобретает имущество, например машину, и пользуется ей, одновременно выплачивая ежемесячную сумму, а по истечению срока машина становится его полноценным имуществом.
Франчайзинг – это взаимовыгодные партнёрские отношения между покупателем этой франшизы и продавцом.
Факторинг – это обмен будущей выручки на деньги.
Форфейтинг – когда продавец покупает сразу всю сумму за вычитом процентов.
Отличие факторинга и форфейтинга в том, что форфейтинг – это долговые обязательства, а факторинг по контракту, а также форфейтинг, как правило, используется в международных контрактах.
Бартер – это обмен товара на товар, или же услугу за услугу, где в сдерле не присутствуют деньги.
Вексель – это долговая расписка, при которой векселедатель обязан платить определённую сумму кредитору в определённый срок.
Государственное финансирование – это безвозмездная выплата денег от государства за счёт бюджетный и внебюджетных фондах.
Гранты – это безвозмездное помощь в виде денег для проведения научных исследований.
Существует два вида источников финансирования: внешний и внутренний. [5]
Внутренние источники — это собственные средства предприятия.
- Уставной капитал.
- Прибыль юридического лица.
- Амортизационные отчисления.
- Резервы от экономии расходов и платежей.
Реинвестирование прибыли — это более относительно дешёвая и более приемлемая форма финансирования предприятия.
Внешние источники – это ресурсы, привлекаемые со стороны (лизинг и тд.)
Особенности внешних источников:
- Привлечение инвестиций.
К ним относится инвестор, которому интересна высокая прибыль и сама компания, инвестор, который может когда-нибудь передумать и перестать вкладываться в компанию, также доля собственности инвестора определяется исходя из его инвестиций, то есть соотношения его инвестиций ко всему капиталу предприятия.
- Заёмные инвестиции.
Компания обязуется вернуть сумму займа, займ должен быть погашен в соответствии с условиями, на которых был выдан, компания платит проценты за полученный им займ, компания должна предоставить инвестору гарантии, например, личное имущество, если займ возвращается в срок, то инвестор может изъять гарантии, после погашение займа перед инспектором, обязательства прекращаются. [6] Бизнес-ангелы – это важная составляющая современной международной экономики. Это неформальные инвесторы, помогающие увидеть свет перспективным инновационным проектам, технологиям и идеям, многие из которых впоследствии могут стать незаменимой частью нашей жизни. [2] К примеру, у вас есть интересная коммерческая идея. Вы тщательно проработали бизнес-план, собрали команду помощников-профессионалов, рассчитали примерные выгоды и готовы к запуску стартапа. Если бы не одно «но» – отсутствие финансов, без которых не запустится ни одно дело. Вот на этом этапе на помощь могут прийти ангелы бизнеса (рис. 1).
Рисунок 1. Структура частных инвестиций [ https://investingnotes.trade/biznes-angely.html ]
Грамотное привлечение инвестиций позволяет малым предприятиям значительно сократить риски банкротства, помогает развиваться с большей эффективностью, внедрять и развивать новые производства, а иногда даже и конкурировать не только друг с другом, но и с более крупными производствами.
Автор
Ганьшина Екатерина Сергеевна, Студентка 2-го курса направление «Экономика» Российского университета дружбы народов, Россия
Научный руководитель — Мартынович Светлана Николаевна, ст. преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет, аудит и статистика» Российского университета дружбы народов, Россия
Список литературы:
- Дмитриенко Т.А. Финансовые инструменты поддержки малого и среднего предпринимательства // В книге: Современный специалист-профессионал: теория и практика. Материалы 14-ой международной научной конференции студентов и магистрантов. Под общей редакцией В.А. Ивановой, Ю.М. Ильиных. Москва, 2022. С. 57-60
- Копайгора М.А. Бизнес-ангелы: привлечение инвестиций в малый бизнес // В сборнике: Развитие современной экономики: актуальные вопросы теории и практики. Сборник статей III Международной научно-практической конференции. Пенза, 2022. С. 92-94
- Субочев В.С., Зарецкая В.Г. Специфика инвестиционной деятельности малого предприятия в условиях пандемии COVID-19 //В сборнике: Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах. Сборник научных трудов 11-й Международной научно-практической конференции. Курск, 2022. С. 303-307
- Инструменты привлечения финансирования
https://portal.sibadi.org/pluginfile.php/223171/mod_resource/content/0/Лекция%2011.%20ИНСТРУМЕНТЫ%20ПРИВЛЕЧЕНИЯ%20ФИНАНСИРОВАНИЯ.pdf (дата обращения: 12.02.2023)
- Интернет-проект «Корпоративный менеджер», 1998–2023. Источник: https://www.cfin.ru (дата обращения: 12.02.2023)
- Школа Инвестиционной оценки проектов, акций, бизнеса братьев Ждановых https://finzz.ru/istochniki-finansirovaniya-biznesa-vnutrennie-i-vneshnie.html (дата обращения: 12.02.2023)