В последнее время государственно-частное партнерство стало одной из ключевых форм взаимодействия государства и бизнеса в России. Однако, хотя этот инструмент показал свою эффективность в ряде отдельных проектов, его полный потенциал полностью не изучен. Вопрос о перспективах развития государственно-частного партнерства является крайне актуальным как для бизнеса, так и для государства.
Государственно-частное партнерство является формой взаимодействия между государством и частным сектором в области реализации государственных (муниципальных) программ или проектов. Ключевым элементом государственно-частного партнерства является распределение ответственности, рисков и доходов между участниками проекта в соответствии со своими сферами компетенции и возможностями. Одной из основных целей государственно-частного партнерства является достижение социально-экономических результатов путем использования опыта и ресурсов частного сектора при содействии государства в формировании благоприятной инвестиционной среды.
Государственно-частное партнерство в России сегодня становится все более актуальным, в связи с необходимостью привлечения инвестиций, совершенствованием инфраструктуры, повышением эффективности государственных программ и проектов. Актуальность темы заключается также в том, что государственно-частное партнерство является важным инструментом в достижении стратегических целей развития экономики России и решении социальных задач.
История развития и становления государственно-частного партнерства в России началась в 1990-х годах, когда на фоне развала Советского Союза и перехода к рыночной экономике стало ясно, что государство не может полностью обеспечить все потребности населения. Ключевым событием стало принятие в 1991 году Закона «Об инвестиционных фондах», который позволил частным инвесторам вкладывать средства в различные инфраструктурные проекты. В этот период были законодательно закреплены формы сотрудничества государства и частного сектора.
С тех пор государственно-частное партнерство стало важным инструментом развития экономики страны, особенно в таких секторах, как транспорт, энергетика, строительство и социальная инфраструктура.
Также важным событием в развитии государственно-частного партнерства является принятие в 2015 году закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации», который расширил область применения государственно-частного партнерства в России и усилил механизмы его регулирования [1].
Государственно-частное партнерство позволяет добиться эффективности государственного управления, улучшить качество предоставляемых услуг и создать благоприятное инвестиционное окружение.
Таким образом к преимуществам государственно-частного партнерства можно отнести:
- Повышение эффективности государственных (муниципальных) расходов. Объединение финансовых, интеллектуальных и материальных ресурсов государственного и частного секторов позволяет использовать ресурсы общественного сектора более эффективно. Государственный сектор предоставляет доступ к своим ресурсам и инфраструктуре, что помогает снизить затраты на инфраструктуру и развитие, в то время как частный сектор может предложить более эффективные методы и технологии, которые помогут снизить затраты на реализацию совместных проектов.
- Эффективное управление рисками. Значительная часть проектов остается нереализованной из-за угрозы рисков. Государственно-частное партнерство позволяет минимизировать риски. Так, государство успешно справляется с политическими и правовыми рисками, а частный бизнес – с коммерческими, техническими и финансовыми. Объединение возможностей партнеров позволяет уменьшить влияние рисков на реализацию проектов.
- Консолидация ресурсов общественного и частного секторов позволяет осуществлять масштабные и значимые проекты, недоступные каждому партнеру в отдельности.
- Результатом привлечения частных партнеров является рост числа реализованных проектов, повышение качества общественных благ, а также возможность поддержки построенного объекта в период эксплуатации [2, 3].
Однако существуют проблемы и ограничения развития государственно-частного партнерства в России, которые препятствуют его широкому распространению.
Первой и, пожалуй, самой важной проблемой, ограничивающей развитие государственно-частного партнерства в нашей стране, является неразвитость инфраструктуры. Без должного уровня инфраструктуры невозможно успешно развивать государственно-частное партнерство, так как частные инвесторы не заинтересованы в инвестировании средств в проекты без должного уровня развития инфраструктуры.
Вторым ограничением успешного развития государственно-частного партнерства является коррупция и произвол государственных и местных органов власти. В России коррупция является многоплановой и сложной проблемой, которая оказывает влияние на многие сферы общественной жизни. Она также является одной из причин, по которой многие компании избегают участия в некоторых проектах государственно-частного партнерства.
Третьей проблемой следует назвать недостаточную правовую базу для развития государственно-частного партнерства. Это осложняет взаимодействие между государством и частными инвесторами, и не позволяет успешно реализовывать многие проекты государственно-частного партнерства.
Также проблемой является недостаточная прозрачность отношений между партнерами. Различного рода ограничения, действующие на региональном и местном уровне, изменение цены контракта в процессе его исполнения, неоднозначность в распределении рисков, сложность в оценке возможной прибыли – все это ограничивает привлекательность государственно-частных проектов для частного бизнеса.
Таким образом, в процессе реализации проектов государственно-частного партнерства могут возникнуть проблемы, которые затрудняют достижение поставленных целей и задач. В связи с этим, необходимо знать способы устранения проблем и улучшения перспектив государственно-частного партнерства.
К первому способу можно отнести повышение эффективности управления проектами государственно-частного партнерства. В данном случае, необходимо уделить особое внимание процессу управления проектом, начиная от его запуска и заканчивая контролем за достижением результата.
Второй способ – это улучшение законодательной базы. Для того, чтобы появилась ясность в отношении прав и обязанностей участников, необходимо создать правовую основу, регулирующую действия сторон.
При этом, законодательная база должна учитывать интересы и потребности обеих сторон, а также обеспечивать защиту прав и интересов соответствующих сторон. Так, например, проблему распределения рисков можно решить посредством внедрения «матрицы рисков», успешно используемой во Франции.
Третьим способом является усиление информационной базы. Для улучшения перспектив государственно-частного партнерства необходимо расширять информационную базу по проектам, повышать прозрачность и открытость в отношениях между государственными и частными партнерами.
Подводя итог, можно сказать, что государственно-частное партнерство является важным инструментом развития экономики России, позволяющим привлекать инвестиции в различные секторы экономики и решать социально-экономические задачи.
Данная форма сотрудничества между государством и бизнесом уже дала положительный результат и имеет большой потенциал для дальнейшего развития. Однако, как отмечалось ранее, существуют определенные проблемы, связанные с коррупцией и несовершенством законодательства. В связи с этим, правительство должно продолжать внедрять новые меры для улучшения условий для развития государственно-частного партнерства.
Авторы
Е.В. Слепцова, канд. экон. наук, доцент
А.А. Цатурян, студент, Кубанский государственный университет, (Россия, г. Краснодар)
Библиографический список
- Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 N 224-ФЗ.
- Бакуменко В.В. Государственно-частное партнерство в России: основные проблемы и перспективы развития // Инновации и инвестиции. – 2019. – № 2. – С. 1-5.
- Киселев, И.А. Государственно-частное партнерство в России как новый вид перспективных взаимоотношений / И. А. Киселев, Н. К. Джафаров // Молодой ученый. – 2022. – № 14 (409). – С. 173-176.