Экологические катаклизмы и хозяйственная деятельность предприятий сопровождается ухудшающимся состоянием природы, при этом субъекты хозяйственной деятельности в недостаточной степени замотивированы в позитивном поведении с точки зрения окружающей среды.
Актуальным трактованием понятия «экологизация», на мой взгляд, является трактование предложенное Б. Боровских, который под экологизацией понимает более разносторонний и системный подход к окружающей человека объективной действительности, большее осознание роли природы в жизни человека [1].
Предложенное Н.Ф. Реймерсом понятие является более универсальным, поскольку определяет, что экологизацией является последовательное внедрение различных решений (технологических, управленческих) с целью повышения эффективности использования природных ресурсов наряду с улучшением/сохранением качества природной среды на различных уровнях [2].
Часто в литературе можно встретить трактование экологизации, как совокупности управленческих и технологических мероприятий, которые сохраняя цели производства направлены на снижение их влияния на окружающую среду [3]. Данное определение сформулировано С.Н. Бобылевым и А.Ш. Ходжаевым.
Экологизация предполагает изменение различных сфер жизнедеятельности человека посредством развития экологического образования и поведения с целью защиты окружающей среды, рационального природопользования. Уточняя об экологизации, следует понимать, что затрагивая многие виды жизнедеятельности общества, объектами экологизации могут быть экономика, наука, мышление, промышленность, образование; предметами экологизации – система и технологические процессы производства, методы управления, социальные и экономические явления.
На рубеже 1980-1990-х годов в Российской Федерации стала формироваться система экономического регулирования в сфере природопользования на платной основе. Частичный перевод системы данных платежей из сферы ведения ресурсного законодательства в сферу налогового произошел в 1996-1998 гг., что привело к отнесению платежей и сборов ресурсного характера к налоговому регулированию.
Рядом европейских стран была проведена «Зеленая налоговая реформа», так называемая концепция «зеленых» налогов, которая представляет собой такую экологическую модель развития экономики, которая благоприятствует экономии энергии, уменьшению выбросов, разрушающих окружающую среду.
В зарубежных странах экологическая реформа проводилась последовательно, опираясь на экономические инструменты. В основу этого легла концепция «двойного дивиденда»: повышение конкурентоспособности экономики и улучшение состояния природы.
Однако также стоит отметить, что политика «зеленого» налогообложения оказывает тормозящее влияние на экономический рост. Экологическая децентрализация не позволяет ослабить этот отрицательный эффект [4].
Система сохранения природных ресурсов предполагает, что важным звеном является экономический механизм природопользования. Говоря о экологизации экономики, необходимо выделить три подхода к ее реализации: прямое регулирование (нормативно-правовые меры), экономическое стимулирование (т.е. развитие рыночных механизмов), смешанные механизмы. Приоритетное значение имеет формирование значительного экономического механизма природопользования, что возможно при следующих условиях: разработка концепции устойчивого развития секторов экономики и экономики в целом; определение экономического механизма составной частью общего экономического механизма, поскольку должен охватывать все отрасли (от первичного природного ресурса до конечного продукта); экономический механизм должен быть сформирован на межотраслевой и межрегиональной основе.
Действующая система налогообложения сосредоточена на налоговых платежах, взимаемых с граждан (НДФЛ, НДС, и т.д.), а плата за природопользование составляет небольшой процент доходной части бюджета, из чего следует, что данная деятельность по эксплуатации природных ресурсов «поощряется». Видится необходимым изменение пропорций в пользу увеличения налогов, связанных с природопользованием, в частности, платы за право пользования природным ресурсами. Данные налоги существенно увеличат доходы государственного бюджета.
Большая часть истощения природных ресурсов происходит, среди прочего, от неразумного рыночного ценообразования на товары и услуги, которые потребляет человек в связи с недостаточным пониманием истощаемости экосистем, в связи с чем необходимо обеспечение на государственном уровне регулирующей функции в виде взимания справедливых экологических налогов [5].
Помимо развития системы налогов необходимо помнить и про применение налоговых льгот, которые помогут также стимулировать природоохранную деятельность, например, налоговые льготы для жилищно-коммунального сектора. При этом стоит понимать, что налоговые льготы должны устанавливаться не только с учетом уровня проведения природоохранных мероприятий.
Вопрос об экологическом налогообложении остро стоит во всех странах. Действующая система налогов является комбинацией налогов и льгот, что отражает цели традиционной экономики, однако инновационная экономика должна быть организована своей системой платежей, налогообложения и стимулирования с целью выгоды для природопользователей изменить технологию, освоить менее природоемкие процессы. Одним из направления перспектив экологизации видится введение конкретных форм и инструментов налоговой политики с целью создания взаимосвязанной структуры налогообложения. Также необходимо законодательно закрепить в налоговом законодательстве механизмы регулирования отношений в области охраны окружающей среды (применение пониженных ставок для «экологически чистых» производителей, продукции и т.д.).
Автор
Е.С. Дьяконова, магистрант; Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)
Библиографический список
- Боровских, Б. Экологические проблемы экономических наук // Экономические науки. – 1983. – № 9. – С. 22-30.
- Реймерс, Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник. – М.: Мысль, 1990. – 591 с.
- Бобылев, С.Н. Экологизация экономики и конечные результаты / С.Н. Бобылев, А.Ш. Ходжаев // Вестник Московского университета Сер. 6, Экономика. – 2002. – № 4. – С. 96-107.
- Заернюк, В.М. Влияние политики «зеленого» налогообложения на экономический рост Китая / В.М. Заернюк, Ч. Чжан // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2021. – Т. 14, № 1 (355). – С. 4-20.
- Казимагомедова, З.А. Развитие системы платежей за пользование природными ресурсами в российской Федерации / З.А. Казимагомедова // Финансовые инструменты регулирования социально-экономического развития регионов: сборник материалов IV Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Махачкала, 29 мая 2019 года. – Махачкала: Общество с ограниченной ответственностью «АЛЕФ», 2019. – С. 83- 88.