Источники финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в России
Экономика и бизнес
Реклама
  • Главная
  • Развитие бизнеса
  • Управление персоналом
  • Бухгалтерский учет | Налоги
  • Маркетинг
  • Экология
Нет результата
Посмотреть все результаты
  • Главная
  • Развитие бизнеса
  • Управление персоналом
  • Бухгалтерский учет | Налоги
  • Маркетинг
  • Экология
Нет результата
Посмотреть все результаты
Бизнес и экономика
Нет результата
Посмотреть все результаты
Главная Развитие бизнеса

Источники финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в России

От Ведущий аналитик
11.04.2024
в Развитие бизнеса
0
Источники финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в России
0
Поделились
4
Просмотров
Поделиться в VKПоделиться в ОКTwitter

На протяжении ряда лет предприятия малого и среднего бизнеса играют важнейшую роль в экономическом развитии страны, поскольку данные организации стимулируют конкуренцию на рынке, обеспечивают новые рабочие места и способствуют более справедливому распределению доходов. Вместе с тем субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) наиболее чувствительны к геополитическим рискам, колебаниям деловой активности и потребительского спроса.

По состоянию на 10.11.2023 в России насчитывается 6 238 261 субъектов МСП, таким образом, за последний год количество субъектов МСП увеличилось на 5,58% [1]. Однако в связи с санкционными ограничениями и истощением финансовых резервов предприятий малого и среднего бизнеса, их деятельность была временно или полностью приостановлена, что вызвало рост банкротства и увеличение общей задолженности по кредитам. На сегодняшний день необходимо сформировать эффективную систему финансирования субъектов МСП в России.

Ключевой проблемой субъектов МСП является недостаток оборотных средств, в результате возникает потребность в привлечении дополнительных финансовых средств. Государственная поддержка субъектов МСП считается одной из самых востребованных форм финансирования деятельности предприятий: предоставление субсидий из федерального бюджета, налоговые отсрочки, программы стимулирования кредитования МСП, реализуемые совместно Банком России и АО «Корпорация «МСП», а также льготное кредитование для отдельных отраслей бизнеса. Наряду с государственными мерами финансовой поддержки, стоит упомянуть регуляторные послабления Банка России для сектора МСП, в частности, кредитные каникулы на срок до 6 месяцев и увеличение предельного размера кредита [2].

Согласно данным ФНС России, меры государственной поддержки преимущественно используют индивидуальные предприниматели (67,29% от общего числа субъектов МСП), на втором месте – юридические лица (28,21%). При этом более 90% предприятий, получающих финансовую поддержку от государства, включая инвестиции в капитал, финансирование на возвратной основе, субсидии, гранты и поручительства, являются микропредприятиями – субъекты МСП с годовым доходом не более 120 млн. руб. и среднесписочной численностью до 15 человек [1].

Особое внимание при выборе источника финансирования субъекты малого и среднего предпринимательства в России уделяют банковскому кредитованию. Привлечение заемных средств в кредитных организациях связано со следующими проблемами: высокие процентные ставки, необходимость предоставить гарантии возврата заемных средств, высокие требования к оценке кредитоспособности субъектов МСП (залоговое обеспечение, рентабельность, стабильность отрасли и другие факторы), нежелание банков кредитовать начинающий бизнес из-за риска невозврата выданных денежных средств. Учитывая выше сказанное, следует отметить снижение кредитной активности по сегменту МСП со стороны банковских организаций, вызванное геополитическими рисками и сложной экономической ситуацией.

Альтернативным методом привлечения земных средств субъектами МСП является выпуск корпоративных облигаций. Данный метод финансирования позволяет не только покрыть дефицит денежных средств как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах в компании, но и восстановить минимально необходимый уровень оборотных активов, привлечь внимание к компании, обозначить позиции на фондовом и продуктовом рынках. Кроме того, выпуск биржевых облигаций влияет на кредитную историю и рейтинг заемщика, что в последующем приводит к более выгодным условиям размещения новых займов на фондовом рынке [3].

Несмотря на то, что значительная доля корпоративных облигаций российского рынка ценных бумаг приходится на крупнейшие компании нефтегазового и банковского сектора, субъекты МСП также используют долговое финансирование на фондовом рынке, например, облигации компаний ООО «Завод Криалэнергострой» и ООО «Корпорация Электроаппарат».

Вместе с тем облигационные заимствования характеризуются следующими недостатками: высокие затраты на информационное раскрытие, подготовку и размещение облигаций, дополнительные регулятивные расходы и длительный период подготовки к выходу на фондовый рынок.

Следующим способом финансирования деятельности бизнеса является факторинг, который представляет собой комплекс финансово-консалтинговых услуг специализированной компании или банка для организаций, осуществляющих деятельность на условиях отсрочки платежа, предполагающий финансирование под уступку денежных требований поставщика к дебитору. Можно выделить следующие преимущества факторинга: ускоренный кругооборот капитала, упрощенный финансовый анализа, возможность покрыть кассовые разрывы и улучшить взаимодействие между сторонами сделки за счет постоянного мониторинга дебиторской задолженности [4].

Основным недостатком данного инструмента является его непопулярность среди представителей малого бизнеса в России. Однако в последние годы рынок факторинга развивается бурными темпами, например, по состоянию на 01.01.2023 факторинговый портфель в сегменте МСП составил 130 млрд. руб., показав увеличение за календарный год на 22% [5].

Рассматривая альтернативные направления финансирования деятельности МСП, стоит упомянуть такие инструменты как краудлендинг и лизинг. Лизинг является видом инвестиционной деятельности, при котором дорогостоящее имущество передается во владение и пользование лизингополучателю за конкретную плату, на определенный срок и на определенных условиях на основании договора лизинга, предусматривающего право выкупа имущества лизингополучателем. Особый интерес вызывает краудлендинг, он представляет собой современный механизм кредитования малого и среднего бизнеса физическими и юридическими лицами на основе инфраструктуры инвестиционных платформ.

Заключение. Таким образом, проблема финансирования малого и среднего предпринимательства в России является весьма актуальной. Кредитование субъектов МСП представляет собой обширное и массовое направление финансирования, однако этот способ теряет свою популярность вследствие высоких процентных ставок, завышенных требований к оценке кредитоспособности и нежелания банков предоставлять займы малому бизнесу. Вместе с тем остаются востребованными льготные программы кредитования и государственные меры финансовой поддержки субъектов МСП. В последние годы стремительно развиваются альтернативные направления финансирования малого и среднего бизнеса: облигационные займы, лизинг, факторинг и краудлендинг, которые предлагают современные подходы к процессу получения заемных денежных средств.

Автор:

А.М. Кондрина, магистрант; Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

Библиографический список

  1. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rmsp-pp.nalog.ru/index.html (дата обращения: 10.11.2023).
  2. Официальный сайт Банка России «Поддержка малого и среднего предпринимательства». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cbr.ru/develop/msp/ (дата обращения: 10.11.2023).
  3. Саломатина, С.Ю. Фондирование предприятия посредством эмиссии облигаций: достоинства и недостатки / С.Ю. Саломатина // Проблемы развития предприятий: теория и практика. – 2020. – № 1-2. – С. 86-92.
  4. Косов, М.Е. Факторинг как инструмент финансирования малого и среднего бизнеса / М.Е. Косов // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2019. – Т. 12, № 1 (347). – С. 57-71.
  5. АФК подвела итоги российского рынка факторинга за 2022 год. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tpmag.ru/news/finansyi/itogi-ryinka-faktoringa-2022/ (дата обращения: 19.11.2023).

Похожие записи:

  1. Технологии маркетинга при продвижении в социальных сетях
  2. Кросс-продажи как востребованная компетенция контактного персонала
  3. Роль аутсорсинга бухгалтерских услуг для предприятий малого бизнеса
Предыдущая статья

Технологии маркетинга при продвижении в социальных сетях

Следующая статья

Налог на добавленную стоимость при ведении внешнеторговых операций

Ведущий аналитик

Следующая статья
Налог на добавленную стоимость при ведении внешнеторговых операций

Налог на добавленную стоимость при ведении внешнеторговых операций

  • Популярное
  • Комментарии
  • Последнее
Фриланс – что это такое, преимущества и недостатки

Фриланс – что это такое, преимущества и недостатки

26.05.2023
Коммерческие бумаги: понятие, виды, роль в современной экономике

Коммерческие бумаги: понятие, виды, роль в современной экономике

15.01.2023
Что такое агрессивная реклама

Что такое агрессивная реклама

24.01.2023
Японская анимация (аниме) в рекламе

Японская анимация (аниме) в рекламе

08.01.2023
На пути к стартапу

На пути к стартапу

0
Создание идеи

Создание идеи

0
Фундамент для старта

Фундамент для стартапа

0
Оформление бизнес-модели

Оформление бизнес-модели

0
Креативная экономика: проблемы содержания и управления

Креативная экономика: проблемы содержания и управления

04.05.2024
Управление развитием семейного бизнеса в России

Управление развитием семейного бизнеса в России

04.05.2024
Стратегия финансового менеджмента в деятельности малых предприятий

Стратегия финансового менеджмента в деятельности малых предприятий

04.05.2024
Управление бизнес-процессами компании на базе инструментальных средств моделирования

Управление бизнес-процессами компании на базе инструментальных средств моделирования

04.05.2024

Свежие статьи

Креативная экономика: проблемы содержания и управления

Креативная экономика: проблемы содержания и управления

04.05.2024
Управление развитием семейного бизнеса в России

Управление развитием семейного бизнеса в России

04.05.2024
Стратегия финансового менеджмента в деятельности малых предприятий

Стратегия финансового менеджмента в деятельности малых предприятий

04.05.2024
Управление бизнес-процессами компании на базе инструментальных средств моделирования

Управление бизнес-процессами компании на базе инструментальных средств моделирования

04.05.2024
Бизнес и экономика

Всегда актуальные статьи по актуальным вопросам!

Категории

  • Аудит | Анализ | Контроль
  • Бухгалтерский учет | Налоги
  • Маркетинг
  • Развитие бизнеса
  • Стартап (курс для начинающих)
  • Термины и определения
  • Управление персоналом
  • Финансы
  • Экология

Свежие статьи

Креативная экономика: проблемы содержания и управления

Креативная экономика: проблемы содержания и управления

04.05.2024
Управление развитием семейного бизнеса в России

Управление развитием семейного бизнеса в России

04.05.2024
  • О проекте
  • Пользовательское соглашение
  • Политика конфиденциальности
  • Контакты

© 2022 Экономика и бизнес - информационный портал для предпринимателей.

Нет результата
Посмотреть все результаты

© 2022 Экономика и бизнес - информационный портал для предпринимателей.