На протяжении ряда лет предприятия малого и среднего бизнеса играют важнейшую роль в экономическом развитии страны, поскольку данные организации стимулируют конкуренцию на рынке, обеспечивают новые рабочие места и способствуют более справедливому распределению доходов. Вместе с тем субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) наиболее чувствительны к геополитическим рискам, колебаниям деловой активности и потребительского спроса.
По состоянию на 10.11.2023 в России насчитывается 6 238 261 субъектов МСП, таким образом, за последний год количество субъектов МСП увеличилось на 5,58% [1]. Однако в связи с санкционными ограничениями и истощением финансовых резервов предприятий малого и среднего бизнеса, их деятельность была временно или полностью приостановлена, что вызвало рост банкротства и увеличение общей задолженности по кредитам. На сегодняшний день необходимо сформировать эффективную систему финансирования субъектов МСП в России.
Ключевой проблемой субъектов МСП является недостаток оборотных средств, в результате возникает потребность в привлечении дополнительных финансовых средств. Государственная поддержка субъектов МСП считается одной из самых востребованных форм финансирования деятельности предприятий: предоставление субсидий из федерального бюджета, налоговые отсрочки, программы стимулирования кредитования МСП, реализуемые совместно Банком России и АО «Корпорация «МСП», а также льготное кредитование для отдельных отраслей бизнеса. Наряду с государственными мерами финансовой поддержки, стоит упомянуть регуляторные послабления Банка России для сектора МСП, в частности, кредитные каникулы на срок до 6 месяцев и увеличение предельного размера кредита [2].
Согласно данным ФНС России, меры государственной поддержки преимущественно используют индивидуальные предприниматели (67,29% от общего числа субъектов МСП), на втором месте – юридические лица (28,21%). При этом более 90% предприятий, получающих финансовую поддержку от государства, включая инвестиции в капитал, финансирование на возвратной основе, субсидии, гранты и поручительства, являются микропредприятиями – субъекты МСП с годовым доходом не более 120 млн. руб. и среднесписочной численностью до 15 человек [1].
Особое внимание при выборе источника финансирования субъекты малого и среднего предпринимательства в России уделяют банковскому кредитованию. Привлечение заемных средств в кредитных организациях связано со следующими проблемами: высокие процентные ставки, необходимость предоставить гарантии возврата заемных средств, высокие требования к оценке кредитоспособности субъектов МСП (залоговое обеспечение, рентабельность, стабильность отрасли и другие факторы), нежелание банков кредитовать начинающий бизнес из-за риска невозврата выданных денежных средств. Учитывая выше сказанное, следует отметить снижение кредитной активности по сегменту МСП со стороны банковских организаций, вызванное геополитическими рисками и сложной экономической ситуацией.
Альтернативным методом привлечения земных средств субъектами МСП является выпуск корпоративных облигаций. Данный метод финансирования позволяет не только покрыть дефицит денежных средств как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах в компании, но и восстановить минимально необходимый уровень оборотных активов, привлечь внимание к компании, обозначить позиции на фондовом и продуктовом рынках. Кроме того, выпуск биржевых облигаций влияет на кредитную историю и рейтинг заемщика, что в последующем приводит к более выгодным условиям размещения новых займов на фондовом рынке [3].
Несмотря на то, что значительная доля корпоративных облигаций российского рынка ценных бумаг приходится на крупнейшие компании нефтегазового и банковского сектора, субъекты МСП также используют долговое финансирование на фондовом рынке, например, облигации компаний ООО «Завод Криалэнергострой» и ООО «Корпорация Электроаппарат».
Вместе с тем облигационные заимствования характеризуются следующими недостатками: высокие затраты на информационное раскрытие, подготовку и размещение облигаций, дополнительные регулятивные расходы и длительный период подготовки к выходу на фондовый рынок.
Следующим способом финансирования деятельности бизнеса является факторинг, который представляет собой комплекс финансово-консалтинговых услуг специализированной компании или банка для организаций, осуществляющих деятельность на условиях отсрочки платежа, предполагающий финансирование под уступку денежных требований поставщика к дебитору. Можно выделить следующие преимущества факторинга: ускоренный кругооборот капитала, упрощенный финансовый анализа, возможность покрыть кассовые разрывы и улучшить взаимодействие между сторонами сделки за счет постоянного мониторинга дебиторской задолженности [4].
Основным недостатком данного инструмента является его непопулярность среди представителей малого бизнеса в России. Однако в последние годы рынок факторинга развивается бурными темпами, например, по состоянию на 01.01.2023 факторинговый портфель в сегменте МСП составил 130 млрд. руб., показав увеличение за календарный год на 22% [5].
Рассматривая альтернативные направления финансирования деятельности МСП, стоит упомянуть такие инструменты как краудлендинг и лизинг. Лизинг является видом инвестиционной деятельности, при котором дорогостоящее имущество передается во владение и пользование лизингополучателю за конкретную плату, на определенный срок и на определенных условиях на основании договора лизинга, предусматривающего право выкупа имущества лизингополучателем. Особый интерес вызывает краудлендинг, он представляет собой современный механизм кредитования малого и среднего бизнеса физическими и юридическими лицами на основе инфраструктуры инвестиционных платформ.
Заключение. Таким образом, проблема финансирования малого и среднего предпринимательства в России является весьма актуальной. Кредитование субъектов МСП представляет собой обширное и массовое направление финансирования, однако этот способ теряет свою популярность вследствие высоких процентных ставок, завышенных требований к оценке кредитоспособности и нежелания банков предоставлять займы малому бизнесу. Вместе с тем остаются востребованными льготные программы кредитования и государственные меры финансовой поддержки субъектов МСП. В последние годы стремительно развиваются альтернативные направления финансирования малого и среднего бизнеса: облигационные займы, лизинг, факторинг и краудлендинг, которые предлагают современные подходы к процессу получения заемных денежных средств.
Автор:
А.М. Кондрина, магистрант; Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)
Библиографический список
- Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rmsp-pp.nalog.ru/index.html (дата обращения: 10.11.2023).
- Официальный сайт Банка России «Поддержка малого и среднего предпринимательства». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cbr.ru/develop/msp/ (дата обращения: 10.11.2023).
- Саломатина, С.Ю. Фондирование предприятия посредством эмиссии облигаций: достоинства и недостатки / С.Ю. Саломатина // Проблемы развития предприятий: теория и практика. – 2020. – № 1-2. – С. 86-92.
- Косов, М.Е. Факторинг как инструмент финансирования малого и среднего бизнеса / М.Е. Косов // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2019. – Т. 12, № 1 (347). – С. 57-71.
- АФК подвела итоги российского рынка факторинга за 2022 год. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tpmag.ru/news/finansyi/itogi-ryinka-faktoringa-2022/ (дата обращения: 19.11.2023).