Современный этап мирового и национального экономического развития характеризуется формированием экономик нового типа, где сектор знаний играет решающую роль, а производство знаний является источником экономического роста. Переход к экономике знаний совпадает с переходом к технологиям пятого и шестого технологических укладов [1]. В этих условиях наблюдается увеличение доли нематериальных активов (научные разработки, технологии, бренды, авторские права, деловая репутация) в структуре национального богатства страны. При этом, представляется важным отметить, что удельный вес нематериальных активов в структуре национального богатства, в странах с высоким уровнем доходов на душу населения, выше, чем в странах со средним и ниже среднего уровнем доходов, и составляет более 80%. В странах со средним доходом наибольший удельный вес (20%) в структуре капитала принадлежит производственному капиталу, а в странах, с уровнем дохода ниже среднего, наибольший удельный вес составляют природные ресурсы (свыше 30%) [2].
В этой связи возрастает значимость человека в обществе (человек является естественным носителем знаний), и в структуре факторов производства доминантное положение занимает человеческий капитал, поскольку создание и эффективное использование нематериальных активов, и, как следствие, инноваций, и последующий качественный экономический рост, невозможны без квалифицированных работников «нового типа», обладающих динамично меняющимся набором компетенций.
На важность «приобретенных и полезных способностей всех жителей или членов общества», принадлежащих не только человеку, приобретшему их, но и одновременно становящихся элементом богатства всего общества, частью которого является человек, обращал внимание ещё в XVIII веке А. Смит – английский экономист, классик политической экономии [3].
Основоположниками современной теории человеческого капитала являются американские ученые-экономисты, лауреаты Нобелевской премии Теодор Шульц (1979 г.) и Гэрри Беккер (1992 г.). Первое определение человеческого капитала принадлежит Т. Шульцу, согласно которому, человеческий капитал формируется из приобретаемых на протяжении жизни человеком ценных качеств, которые возможно усилить посредством соответствующих вложений. Г. Беккер развил идеи Т. Шульца, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к поведению человека. По мнению Г. Беккера, человеческий капитал – это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций, а основными направлениями инвестиций в него являются затраты на образование, профессиональную подготовку, расходы на здравоохранение, миграцию, поиск информации.
Продолжателем трудов Шульца и Беккера является Л. Туроу, который сделал важный вывод о необходимости единства жизнедеятельности как источника формирования и накопления человеческого капитала. В частности, Л. Туроу отмечает, что «потребление, производство и инвестирование представляют собой совместные продукты деятельности человека по поддержанию жизни» [4].
Учитывая, что инвестиции в человеческий капитал обеспечивают не только экономические, но и неэкономические факторы, в докладе ОЭСР за 2001 год человеческий капитал определяется как «знания, навыки, умения и другие качества, воплощенные в людях и способствующие обеспечению личного, социального и экономического благополучия» [5]. Данное определение имеет всеобъемлющий характер.
Эффективным инструментом анализа и мониторинга сложных социально-экономических явлений, обеспечивающим комплексный подход, являются интегральные индексы. Тема индекса, измеряющего человеческий капитал стран, исследуется различными международными организациями. Анализ Индекса развития человеческого капитала 2017 года (Human Capital Index) опубликовала аналитическая группа Всемирного экономического форума в сотрудничестве с Гарвардским университетом и международной консалтинговой компанией Mercer Human Resource Consulting. Организацией Объединенных Наций с 1990 года в рамках Программы развития ООН публикуются ежегодные отчеты об индексе человеческого развития (до 2013 года – индекс развития человеческого потенциала), разработанного группой экономистов во главе с пакистанцем Махбубом-уль-Хаком и индийцем Амартией Сеном. Индекс человеческого развития (ИЧР) рассчитывается для совокупной оценки уровня развития человека в стране и иногда используется в качестве синонима таких понятий как «качество жизни» или «уровень жизни». В 2010 г. ИЧР подвергся существенной корректировке в результате изменения методики его расчета.
До 2010 г. ИЧР рассчитывался как среднее арифметическое (в настоящее время – среднее геометрическое) трех субиндексов, отражающих наиболее важные аспекты качества жизни. В этой связи, согласно правилу мажорантности, значения индексов, рассчитанных для стран, включенных в рейтинг, снизились. Наряду с этим, для измерения уровня человеческого развития были введены три новых индикатора: ИЧР, скорректированный с учётом социально-экономического неравенства, индекс гендерного неравенства и индекс многомерной бедности. Это объясняется тем, то ИЧР, является сводным показателем, опирающимся на среднестрановые статистические данные, и не учитывает внутреннего неравенства. С 2020 г. Введен ИЧР с учетом планетарной нагрузки (ИЧРП), который дает представление о возможностях достижения высоких значений ИЧР при более низких объемах выбросов двуокиси углерода и потребления ресурсов. По этому индексу в группу стран с очень высоким уровнем развития смогли войти только 6 стран из 66, имевших в 2021 г. ИЧР, превышающий 0,800 [6].
В настоящее время методика расчета ИЧР предполагает его исчисление, как уже было отмечено, по формуле средней геометрической из индексов трех показателей: ожидаемой продолжительности жизни; уровня грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемой продолжительности обучения; уровня жизни, оцененного через ВНД на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США. Эти три измерения стандартизируются в виде числовых значений от 0 до 1, среднее геометрическое которых представляет собой совокупный показатель ИЧР в диапазоне от 0 до 1. Затем государства ранжируются на основе этого показателя, с выделением 4-х групп: страны с очень высоким уровнем ИЧР (0,800 и более); страны с высоким уровнем ИЧР (0,700-0,799); страны со средним уровнем ИЧР (0,550-0,699); страны с низким уровнем ИЧР (менее 0,550).
Согласно данным, опубликованным в сентябре 2022 года, Россия в 2021 году по сравнению с 2015 г. потеряла две рейтинговые позиции, сместившись на 52-е место, при значении индекса ИЧР (0,822), и входит в группу, включающую 66 стран, с очень высоким уровнем ИЧР [6].
Россия многорегиональное государство с высоким уровнем межрегиональной дифференциации. В этой связи особый интерес представляет анализ значений ИЧР по субъектам РФ. Такие расчёты проводятся с 1997 года (среднее геометрическое трех индексов: долголетия по средней продолжительности жизни; образования по доле грамотного населения и доле обучающихся в возрастной группе 7-24 лет; дохода по ВВП на душу населения по ППС) и составляются рейтинги для субъектов Российской Федерации в российском «Докладе о человеческом развитии».
Лидирующие позиции в 2019 году традиционно занимают Москва (0,940), Санкт-Петербург (0,918) и Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (0,914). Разрыв между максимальным и минимальным значениями ИЧР составляет 19,4%. Калужская область занимала 25 место в рейтинге среди 85 регионов с результатом 0,858, улучшив рейтинговую позицию и поднявшись на два места в рейтинге, при среднероссийском уровне ИЧР – 0,870.
Как показывают аналитические данные за 2019 г., 72% населения России (105,8 млн. человек) проживало в регионах, со значением ИЧР в диапазоне 0,82-0,88 [7].
В 2018 году внимание к оценке человеческого капитала с использованием индекса привлек Всемирный банк в рамках своего Проекта развития человеческого капитала – глобальной инициативы, призванной помочь ускоренному осуществлению более масштабных и эффективных инвестиций в людей во имя упрочения социальной справедливости и роста экономики.
Индекс человеческого капитала (HCI) – комплексный показатель, который позволяет дать количественную оценку вклада здравоохранения и образования в производительность и уровень дохода следующего поколения граждан. HCI анализирует траекторию развития ребёнка, – от рождения до достижения им 18-летнего возраста.
Основными компонентами HCI являются: вероятность достижения ребёнком 5-летнего возраста, ожидаемая продолжительность обучения в начальной и средней школе (в годах) с поправкой на качество образования, показатели отставания в росте, а также вероятность того, что лица в возрасте 15 лет доживут до 60 лет.
Значение Индекса человеческого капитала по состоянию на 2020 год для России составило 0,68, что на 0,08 выше уровня 2010 года (0,60) и на 0,05 ниже уровня 2018 года (0,73). По оценкам Всемирного банка, производительность труда человека, родившегося в 2020 году в Российской Федерации по достижении совершеннолетия, составит 68 % от потенциального уровня, который возможен при условии получения полного образования и полноценного здоровья (при общемировом уровне 56 %). При этом показатель Российской Федерации ниже средних значений по региону Европа и Центральная Азия, но выше среднего значения группы стран с уровнем доходов выше среднего (Китай – 0,65, Бразилия – 0,55, ЮАР – 0,43) [8].
Рассматриваемые показатели нельзя считать всеобъемлющими единицами измерения человеческого капитала, но анализ их значений и прогнозная оценка с учетом нового комплекса факторов неопределенности [9], порожденных, в том числе, усилением политической и социальной поляризации как на мировом уровне, так и внутри страны, цифровым разрывом между различными группами населения, достаточно наглядно показывают ориентиры развития и могут использоваться при формировании государственной социально-экономической политики, нацеленной на повышение качества человеческого капитала страны.
Таким образом, человеческий капитал является одним из системообразующих факторов устойчивого развития страны в целом и отдельных регионов. В условиях цифровой трансформации общества, на фоне стремительного роста технологических изменений, новое значение обретают инвестиции в образование и профессиональную квалификацию. Мониторинг и проведенная на его основе ретроспективная и прогнозная оценка человеческого капитала позволит определять «узкие» места, своевременно вносить коррективы в проводимую социально-экономическую политику. Положительный человеческий капитал (креативный или инновационный), представляющий собой накопленный человеческий капитал, способствует обеспечению полезной отдачи от инвестиций в него в процессе развития, нацеленного не только на повышение качества жизни населения, но и на поддержание тенденций его роста в перспективе.
Автор:
С.Н. Гагарина, канд. экон. наук;
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
Библиографический список
- Гагарина, С.Н. Обзор научных подходов к измерению и оценке качества жизни населения / С.Н. Гагарина, Н.Ю. Чаусов, Т.А. Бурцева // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2019. – № 1 (119). – С. 21. – EDN YWNZFR.
- Сколько стоит Россия: 10 лет спустя // Аудиторско-консалтинговая компания ФБК Институт стратегического анализа. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fbk.ru/upload/iblock/d34/01www_metodology.pdf .
- Исследование о природе и причинах богатства народов / Адам Смит; [перевод с английского]. – Москва: Издательство АСТ, 2019. – 1072 с.
- Проблемы оценки и измерения человеческого капитала в образовании и науке: коллективная монография. – М.; СПб.: Нестор-История, 2014. – 240 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://digital-economy.ru/images/easyblog_articles/407/Humancapital.pdf .
- Руководство по измерению человеческого капитала. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://unece.org/fileadmin/DAM/stats/publications/2016/ECECESSTAT20166_R.pdf .
- Доклад о человеческом развитии 2021/2022. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://hdr.undp.org/system/files/documents/global-report-document/hdr2021-22rupdf.pdf .
- Индекс человеческого развития в России: региональные различия. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/analitika/2022/_2021_long.pdf .
- Индекс человеческого капитала 2020. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/publication/human-capital .
- Гагарин, Ю.Е. Прогнозирование показателей деятельности предприятий с учетом неопределенности исходных данных / Ю.Е. Гагарин, С. Н. Гагарина // Вестник университета. – 2019. – № 1. – С. 94-99. – DOI 10.26425/1816-4277-2019-1-94-99. – EDN YZESOL.