Стремительный рост и развитие информационных технологий привели к масштабной трансформации всей структуры мировой экономики. Компании и организации сталкиваются сегодня с новыми вызовами, обусловленными ускорением процессов, которые протекают во внешней среде. Появилась необходимость в пересмотре существующих подходов к ведению бизнеса, так стандартные методы уже не обеспечивают высокий уровень конкурентоспособности и лидирующие позиции на рынке. Цифровая трансформация предполагает не только внедрение в деятельность предприятий цифровых технологий, но и кардинальные изменения в корпоративной культуре, в способах осуществления экономической деятельности взаимодействии с клиентами, управлении всеми бизнес-процессами. Цифровая трансформация обеспечивает не только наполнение компании новыми цифровыми технологиями, но и возможность использовать их при принятии решений. Это, в свою очередь изменяет саму структуру системы управления.
В 2020 году мир столкнулся с беспрецедентной по масштабам пандемией. Бизнес был поставлен перед выбором, либо принимать новые условия и приспосабливаться к изменениям, либо уходить. В этот период именно цифровые технологии обеспечили возможность компаниям меняться, справляться с трудностями и выстраивать деятельность в соответствии с возможными сценариями развития в условиях неопределенности. Менеджмент осознал необходимость ускоренной цифровой трансформации или хотя бы цифровизации процессов, что будет способствовать повышению эффективности предприятий и их жизнеспособности на длительный срок.
Новый цифровой экономический уклад требует от менеджмента умения оперативно реагировать на любые изменения в нестабильной внешней среде.
По оценкам аналитиков IDC еще не было такого сильного влияния информационных технологий на общество и экономику, как в 2020 году. Предприятия приспосабливались вести деятельность на вынужденной самоизоляции, посредством технологий VPN, VDI, ВКС, средств обеспечения безопасности мобильных рабочих мест и ИТ-аутсорсинга. Все большее распространение получают новые концепции управления предприятием, использующие следующие цифровые технологии: искусственный интеллект (Artificial intelligence, AI), интернет вещей (Internet of Things, IoT), дополненную и виртуальную реальность, облачные решения, прогнозную аналитику и др.
Ежегодно американская исследовательская компания Gartner, которая специализируется на рынках информационных технологий, выявляет технологические тренды, которые будут иметь решающее значение для бизнеса. В 2021 году Gartner представила список стратегических тенденций, которые позволят менеджменту компаний в 2022 году обеспечить рост, цифровизацию и эффективность. В настоящее время основой цифровой трансформации являются данные. Постепенно менеджмент приходит к модели, когда на основе анализа данных можно менять бизнес-модель и повышать экономическую эффективность. Одной из ключевых тенденций в 2022 году, по версии Gartner станет Data Fabric (Фабрика данных). Фабрика данных представляет собой сервис, позволяющий упростить обмен данными между платформами и бизнеспользователями. Данная технология обеспечивает доступность данных в любой точке, независимо от места, где они хранятся. С помощью фабрики данных становится возможным создание масштабируемой архитектуры. Благодаря встроенной аналитике появляется больше возможностей использования данных.
Компании сегодня в своей деятельности используют различные информационные системы (ERP, CRM, HRIS и др.) от разных вендоров. Это является причиной того, что источники и форматы данных имеют существенные отличия, препятствующие их совмещению. Хранение и управление данными становятся сложными инженерными задачами. Фабрика данных позволяет упростить этот процесс и снизить трудозатраты, необходимые для интеграции данных. Отдельной проблемой является непрерывный рост объёма данных. В случае неправильно спроектированной инфраструктуры бизнес-процесс может остановиться из-за отсутствия возможности дальнейшего масштабирования. Благодаря методам проектирования фабрики такие ошибки исключены.
Менеджмент ведущих компаний сегодня трансформируется в результате влияния AI. Практическим подходом к принятию решений, по утверждению Gartner станет Интеллект для принятия решений (Decision Intelligence). Данный подход позволяет рассматривать каждое решение в качестве набора процессов, при которых используются данные для анализа, получения обратной связи и корректировки действий. Данный подход позволяет автоматизировать процесс принятия решений за счёт искусственного интеллекта (ИИ).
Согласно прогнозу Gartner в ближайшие два года AI станет использоваться для принятия решений, обеспечивающих конкурентные преимущества. Это будет способствовать сокращению времени на принятие управленческих решений и улучшению их качества.
Большую роль специалисты Gartner отводят гиперавтоматизации (Hyperautomation) – подходу, обеспечивающему быстрое определение, проверку и автоматизацию как можно большего количества процессов предприятия, что в итоге приводит к появлению новых возможностей для масштабирования, удалённой работы и позволяет полностью перестраивать бизнес-модели. На сегодняшний день гиперавтоматизация завоевывает все большую популярность в качестве одного из способов повышения рентабельности. Одним из ключевых показателей эффективности бизнеса является скорость масштабирования. При этом роль человеческого фактора влияет не только на принятие решений, но и на выполнение задач. Увеличение же мощности сервера является более эффективным способом, чем поиск и наем дополнительного сотрудника. Менеджмент предприятия обеспечивает функционирование множества процессов, связанных с поиском и подбором персонала, удержанием сотрудников, административными вопросами. Если же человека заменяет автоматика, необходимость в управлении этими процессами отпадает. Кроме того, увеличивается скорость масштабирования.
Важнейшей тенденцией в эффективном управлении компаниями являются облачные платформы. Согласно прогнозу аналитиков облачные платформы будут выступать в качестве основы для 95% новых цифровых инициатив к 2025 году. Облачные технологии обеспечивают возможность гибкого использования ресурсов, при котором инфраструктура выделяется под проект динамично в зависимости от существующей потребности. Компании освобождаются от необходимости поддерживать платформенные технологии, так как этим начинают заниматься облачные провайдеры.
Развитие удалённых и гибридных схем работы способствовало тому, что вместо офисов все большее распространение получают распределённые предприятия (Distributed Enterprises). Главным отличием таких предприятий является территориальная рассредоточенность сотрудников. Такой формат бизнес-модели ориентирован на цифровые технологии и удаленную работу для улучшения взаимодействия с сотрудниками, партнёрами и потребителями.
Довольно популярным стал и гибридный формат работы, который предполагает приход в офис сотрудников 1-2 раза в неделю для участия в брейншторме, планирования спринтов. Предполагается, что это способствует повышению командного духа и снижает вероятность ухода сотрудника в другую компанию. Превращение традиционных организаций в распределенные предприятия вызывает необходимость обеспечения бесперебойной работы, что требует технических и сервисных изменений. Стоит отметить, что при дефиците специалистов формат распределенных предприятий имеет серьезные преимущества, так как есть возможность привлечения и подбора сотрудников из разных стран.
Важнейшей задачей для менеджмента является обеспечение безопасности активов компании. Внедрение новых форматов работы, при которых сотрудники компаний могут работать из любого места, привело к исчезновению традиционного периметра безопасности. Поэтому внедрение сетей кибербезопасности (Cybersecurity Mesh) в компаниях в 2022 году выходит на первый план. Это предполагает наличие гибкой, компонуемой архитектуры, объединяющей распределённые службы. Внедрение сетей кибербезопасности обеспечивает создание интегрированной структуры и защиты активов независимо от того, где они находятся. Предприятия, которые к 2024 году смогут внедрить сети кибербезопасности, сократят финансовые потери от нарушений безопасности на 90%.
Использование IoT-технологий обеспечит трансформацию бизнес-процессов предприятия и будет способствовать повышению операционной эффективности благодаря сокращению сроков подготовки производства и продолжительности цикла производства; снижению эксплуатационных расходов и повышению энергоэффективности; сокращению количества и длительности простоев оборудования, повышению качества продукции.
В настоящее время в менеджменте особое значение уделяется построению стратегий развития в технологическом плане с учетом особенностей новой цифровой реальности.