Нефть и нефтепродукты являются одним из востребованных сырьевых товаров на мировом рынке. В отечественной и мировой практике нередки случаи фальсификаций в данной области.
Неполное взимание таможенных платежей при перемещении углеводородов из-за заведомо неверного классифицирования нефти приводит к уменьшению поступлений доходов в федеральный бюджет страны, что требует формирования мер по обеспечению обязанности в части уплаты таможенных платежей. Многие производители и транспортные компании ежегодно несут ощутимые убытки из-за невозможности отследить перемещение некачественной нефти. Одновременно потребители получают неполноценный товар, в виде разбавленного топлива, на выходе наносится непоправимый ущерб транспортным средствам и окружающей среде.
По оценкам Ernst & Young, ежегодный объем незаконной торговли топливом составляет 133 млрд. долл. в год, во времени сумма продолжает расти. По другим оценкам, данный показатель превышает 150 млрд. долл. в год. Оценить объем продаж нефти на черных рынках достаточно сложно, так как данные по факту фальсификаций в открытых источниках отсутствуют, поэтому можно только приблизительно оценить убытки компаний. Экономисты в 2019 году подсчитали, что в российский бюджет не поступило нефтяных доходов на сумму около 8,5 трлн. рублей. Отсюда значимость переориентирования и системы экспортного контроля на учет данных обстоятельств.
В пример можно привести Филиппины, где из-за контрабандных поставок топлива из соседних стран ежегодно бюджет страны терял около 750 млн. долларов. Алгоритм действий следующий: автоцистерны из ОАЭ, где дизельное топливо стоит в 15 раз дешевле, загружаются на предприятиях КСА отработанными минеральными маслами и дизельным топливом в пропорции 1:7, по документам все оформляется как автоцистерна масла, и уже на территории ОАЭ топливо отделяется от масла и поступает на рынок.
На сегодняшний день эту проблему пытаются правомерно решить с помощью технологий маркировки нефти. Проблема отслеживания хищения топлива была взята на обсуждение еще в начала 80-х годов, но внедрить в те года практику маркировки так и не удалось. Полагается, что маркировка товара поможет государствам укрепить экономическое положение, исключая контрабанду и уход от налогов путем фальсификаций.
Цель маркировки заключается в том, чтобы защитить потребителей от фальсификации топлива и поступления на рынок некачественной продукции. Такая мера способствует защите брендов производителей, охране окружающей среды и недопущения снижения взимания налогов и акцизов в рамках комплексной системы управления рисками, в том числе в области таможенного контроля.
В России одним из инициаторов развития технологий маркировки нефти явилась «Транснефть». Неудивительно, что именно эта компания, в 2019 году приняла на себя основной удар в вопросе с «хлорированной» нефтью, выплата компенсации составила более 6 млрд рублей. Высокие издержки от нелегальных врезок в трубопроводы заставили активизировать исследования в данном направлении. В марте 2021 года компания объявила о проведение двух тендеров, ориентированных на изучение технологий маркировки нефти. В качестве основной цели научно-исследовательских разработок названо повышение эффективности контроля за качеством нефти и нефтепродуктов при приеме от грузоотправителей, транспортировке и сдаче грузополучателям в системе «Транснефти», исключение хищения и повторной сдачи, замены на сырье и продукт худшего качества.
Одной из технологий, применяемых в целях маркировки топлива является рентгеновская флуоресценция (XRF). Данный раствор при контакте с определенными молекулами топлива вызывает реакцию, которая улавливается через детектор и при определении пигментов способствует определению происхождения топлива.
Наиболее распространенным способом маркировки топлива выступают красители, являющимися молекулами, впрыскиваемыми в бензин и при контакте с другими растворителями, вызывающими химическую реакцию, которая приводит к изменению окраски топлива. После этого по имеющимся характеристикам определяется, было ли топливо разбавлено иными веществами сомнительного происхождения.
По данным швейцарской компании SICPA, молекулярный маркер – это наиболее эффективная технология для отслеживания кражи и фальсификации топлива, из-за того, что он нужен в очень малых количествах и может вводиться автоматически. Он не меняет изначальные характеристики топлива и стабилен на протяжение длительного времени. Подмену можно определить даже при незначительном изменении в его концентрации. Молекулярный маркер применяется в Филиппинах, Уганде, Танзании, Мозамбике и Албании. Применение данной технологии в этих странах помогло исправить ситуацию с незаконной торговлей топлива.
Компания ООО «ДИСПАК» разработала собственную методику на основе ДНК-маркеров TTI. Данные маркеры невозможно скопировать или размножить и благодаря этим качествам они выступают 100% гарантом идентичности углеводородного сырья и нефтепродуктов. Анализ же проводится благодаря мобильным комплексам на основе метода полимеразной цепной реакции или же ПЦР.
В свою очередь компания ЦНИТИ «Техномаш» предлагает идентифицировать нефть и нефтепродукты путем введение особого маркера, который будет определяться с помощью специального компактного, недорогого устройства на основе люминесцентного считывания, работа с которым может осуществляться без особых познаний в химии и специального образования. Приблизительное время на проведение такого анализа — около 30 минут, что позволяет без труда определить является ли продукт фальсифицированным.
С развитием технологического процесса разрабатываются так же новые программы, работающие на основе искусственного интеллекта и цифровых систем, способных обрабатывать огромные пласты информации. Несомненно, развитие данных технологий в будущем приведет к цивилизованному функционированию рынка нефти и нефтепродуктов и сокращению фальсификаций, хищений, незаконного оборота продукции.