Виртуальная реальность (virtualreality, VR) — это реальность созданная с помощью компьютерных технологий, где главным эффектом является полное погружение в виртуальный мир, с помощью такого технического средства как VR-шлем и других средств. В виртуальном мире взаимодействуют все органы чувств человека с компьютерными технологиями, где порой бывает трудно отличить где реальность, а где нет.
Также есть такое понятие как AR (augmented reality) или дополненная реальность. Дополненная реальность — это среда, в реальном времени дополняющая физический мир, каким мы его видим, цифровыми данными с помощью каких-либо устройств — планшетов, смартфонов и других средств. Главное отличие от виртуальной реальности в том что, в виртуальный мир это куда человек может погрузиться, а дополненная добавляет виртуальные объекты в реальный мир.
В наше время люди научились объединять реальности, поэтому и появилось такое понятие как смешанная реальность-MR (MixedReality). Ее особенность заключается в том, что здесь виртуальный контент не просто добавляется в реальную среду, как в случае с AR, а пользователь имеет с ней непосредственное взаимодействие. Такая смешанная реальность, в определенном смысле, является своеобразной разновидностью дополненной реальности, но более интерактивной и захватывающей.
VRи AR технологии как стало принято считать часто используют в игровой индустрии, но это далеко ни так, эти технологии активно используют в образование, общение, здравоохранение и особенно в рекламе и маркетинге.
В наше время технологии не стоят на месте, они развиваются всё быстрее и быстрее, и виртуальная реальность не исключение, особенно в сфере рекламы. Виртуальная реклама находится на ранних этапах развития, где не раскрыла весь свой потенциал до конца, но ту рекламу которую мы можем увидеть сейчас не оставит нас равнодушными, оставив в памяти сильные и незабываемые эмоции. Хороший пример такой рекламы у компании по производству спортивной и горной одежды-TheNorthFace. Поскольку компания специализируется на продаже одежды для туризма и приключений, то она предложила уникальную возможность прогуляться по национальному парку Йосемити и почувствовать себя путешественником, с помощью виртуальной реальности. Такая реклама очень сильно может привлечь покупателей и появится мотивация покупать одежду именно у этой фирмы.
Виртуальная реклама начинает только своё развитие, но не смотря на это уже появились форматы в которых она проявляется.
- Видео и изображение на 360 градусов. Каждый сталкивался с роликами на ютубе в формате 360, где во время просмотра мы можем поворачивать камерой и рассматривать всё вокруг, с рекламой возможно тоже самое. Проморолики 360 проигрываются перед началом игры или в паузах. Часто такую рекламу использовали компании Coca-Cola и сеть ресторанов фас-фуда McDonalds. Такой формат очень необычен и довольно интересен.
- Виртуальная брендированная комната. Современные технологии позволили создать полный эффект погружения с помощью виртуальной комнаты, воздействие на человека в момент погружения намного лучше, чем даже в VR-шлеме. Многие крупные компании также не упустили возможность использовать и такой формат рекламы. Например, компания StartApp с помощью приложения Rollercoaster, сделали так чтобы игрок через брендированную комнату смог перейти в магазин приложений.
Также существует ещё одна разновидность рекламы, где она представляет из себя что-то вроде виртуального кинотеатра, где пользователю демонстрируют рекламный ролик, потом получает вознаграждения в виде игровой валюты за просмотр.
- 3D-интерактивные объекты. В игровом виртуальном мире, можно создать множество виртуальных брендированных объектов, которые также могут стать рекламой. Например: Флаг Coca-Cola на башне вражеского замка или эликсир маны с этикеткой Danon. Такой формат очень сильно подойдёт для рекламы потребительских товаров: продуктов питания, напитков, одежды и так далее.
- Пользовательские VR мини-игры. Один из наиболее «виарных» форматов рекламы — встроенная в мобильное приложение мини-игра, которая должна заставить пользователя совершить целевое действие. А главным стимулом пройти ее до конца становится игровая валюта как вознаграждение за успешную игру.
AR-реклама тоже не стоит на месте и развивается вместе с виртуальной рекламой. Технологии дополненной реальности более популярнее, чем технологии виртуальной реальности, а также являются более доступнее. В AR-рекламе также сформировались свои форматы рекламы.
- Брендированные селфи. Существует множество приложений, где мы можем редактировать фотографии и добавлять фильтры. Некоторые компании загружают в приложение свои аксессуары, которые мы можем применить на своей фотографии, например одеть очки с изображением фирмы газированного напитка Coco-Cola и многое другое.
- Дополнение к продукту. Появилась возможность сканировать объект с помощью камеры телефона и узнавать дополнительную информацию о нём. Пользователь увидит всю информацию об объекте в анимационном формате. Такой метод можно использовать не только в рекламе.
- Тест digital-продукта в реальном мире. Данный формат очень полезен в наше время, ведь он позволяет понять подойдёт ли нам тот или иной продукт. Например: компания IKEA создало своё приложение где мы можем рассматривать как будет выглядеть мебель у нас дома, чтобы понять стоит покупать данный товар или нет. Это очень удобный формат, который позволит нам не тратить время на долгое размышление когда уже будет совершать покупку в магазине, а протестировав его дома, приняв решение, то мы можем с уверенностью ехать за покупкой, если товар нас удовлетворил.
Маркетологам также важно знать, как правильно использовать технологии VR в рекламе. Очень часто проводят тестирование, чтобы понять преимущества и полезность использования виртуальных технологий в рекламе и маркетинге. С помощью одного метода провели тестирование- поведение покупателей в магазинах. Для данного эксперимента потребовалось большое помещение и оборудование (гарнитуры виртуальной реальности и компьютеры). Пользователи переместились в виртуальный супермаркет, где они смогли передвигаться и выбирать товары на полках, также они выполняли задания — искали конкретные товары и отвечали на вопросы, какие товары привлекли их внимание и так далее. В будущем это тестирование хотят перевести на более качественный уровень, а именно чтобы технологии фиксировали нейропсихологические реакции участников исследования на определенную среду и стимулы.
Есть ещё один очень полезный метод. Перед выходом нового продукта, создают его виртуальный образ, чтобы покупатели смогли оценить преимущества выхода этого продукта на рынок, а также входе тестирования пользователи могут поучаствовать в доработке дизайна продукта и в создании его концепции.
У виртуальной реальности и VR-технологий есть недостатки и преимущества, как и у других сферах рекламы и маркетинга.
Преимущества
- Можно использовать где угодно, в любой стране и культуре.
- VR-технологии экономят деньги и время на производство.
- Дарит незабываемые ощущения, в итоге обратная связь от потребителей положительная.
Недостатки
- Виртуальная реальность не способна отразить все характеристики реальности. Для реально что можно попробовать на вкус, понюхать, потрогать, пощупать.
- Виртуальная реальность способна дезориентировать пользователей в пространстве. Многие могут испытать тошноту и головокружение при длительном взаимодействие с VR.
- Создаются барьеры при общении в живую. Многие люди общаются через соц-сети, приложения дополненной реальности. Если внедрить виртуальную реальность в повсеместное использование, неизвестно как это скажется на человеческой коммуникации в будущем.
- Технологии VRи AR являются очень дорогим удовольствием. Не каждый человек сможет себе позволить купить VR-шлем, чтобы играть в игры в виртуальной реальности.
Подводя итог, виртуальная и дополненная реальность только начинает своё развитие в рекламной индустрии. Многое ещё не изучено, многое ещё не протестировано. Виртуальная реальность очень интересная сфера для изучения, её развитие в дальнейшем только поможет выйти рекламе и маркетингу на новый уровень, появится новые виды рекламы и новые способы взаимодействия с покупателями. В наше время современные технологии развиваются с каждым годом быстрее и быстрее, VRи AR технологии не являются исключением.