Цифровизация представляет собой социально-экономическое преобразование объекта, вследствие массового освоения и внедрения цифровых технологий (таких технологий, которые направленны создание и обработку информации, взаимодействия с ней и дальнейшей ее передачи). В практику организации бизнеса России уже введены различные программные, информационные приложения и ИТ-системы (такие как ERP, CRM).
В настоящее время наблюдается процесс глобального перезапуска экономики, связанного с цифровизацией. Катализатором цифровых преобразований практически во всех сферах деятельности, в том числе и в бизнесе, стала пандемия COVID-19.
Социально-экономические процессы в России в период 2020-2021 годов претерпели значительные изменения. Пандемия и последовавшие за ней ограничения прав и свобод человека существенно трансформировали многие сферы жизнедеятельности российского общества. Многие граждане в период локдаунов были вынуждены получать большинство услуг посредством использования цифровых технологий. Так, например, студенты и школьники обучались дистанционно; государственные структуры, такие как многофункциональные центры, пенсионные фонды, налоговая служба принимали посетителей только по предварительной записи, или исключительно в электронном виде. Фактически все сферы жизнедеятельности граждан России изменились с приходом пандемии, укоренились новые условия жизнедеятельности общества, которые тесно связывают жизнь населения РФ с повсеместной цифровизацией услуг.
Главный фактор повышения производительности труда сегодня — это гиперавтоматизация: использование технологий для максимальной автоматизации процессов в организации.
Уровень проникновения и темпы внедрения цифровых технологий в секторах существенно различаются.
По части затрат на внедрение и использование цифровых технологий ожидаемо лидирует финансовый сектор — 491,3 млрд руб. (19,9% от общего объема затрат на цифровизацию). Вторую строчку занимает обрабатывающая промышленность, ее расходы составили 226,7 млрд руб. (9,2%). Третью — организации сферы транспорта и логистики (199,8 млрд руб.; 8,1% от общего объема затрат). Такие показатели в транспортной отрасли свидетельствуют о начальном этапе ее цифровизации. Далее — сфера оптовой и розничной торговли (154 млрд руб., или 6,2% всех затрат). Суммарные вложения этих четырех отраслей составляют 43% от общего объема затрат на цифровизацию по всем отраслям экономики и социальной сферы.
Индекс цифровизации бизнеса (Business Digitalization Index), в процентных пунктах (индекс может принимать значения от 0 п.п. до 100 п.п.)
Показатели | 2019 | 2020 | 2021 |
Индекс цифровизации бизнеса (BDI) | 45 | 50 | 53 |
Каналы передачи и хранения информации | 57 | 59 | 62 |
Интеграция цифровых технологий | 27 | 58 | 60 |
Использование интернет-инструментов | 52 | 57 | 59 |
Информационная безопасность | 54 | 41 | 44 |
Человеческий капитал | 36 | 33 | 35 |
Индекс цифровизации бизнеса за последние годы вырос до 53 п.п. по шкале от 0 до 100 баллов (в 2020 году значение Индекса составляло 50 п.п.).
Как видим, пандемия придала мощный импульс цифровизации бизнеса. Вынужденная самоизоляция стимулировала переход бизнеса на удаленный формат работы и оперативно развивать каналы и сервисы для построения рабочих процессов онлайн. Текущая ситуация в экономике сформировала новый опыт в жизни пользователей и увеличила проникновение цифровизации в жизнь пользователей. Несмотря на рост индекса цифровизации бизнеса, значение в 50 процентных пунктов указывает на то, что бизнес готов к этой цифре лишь наполовину. В то же время только 11% компаний имеют высокий уровень цифровизации.
Подводя итог рассмотренному, следует заключить, что мировое сообщество, в том числе и российское общество, переживает период значительной трансформации, которая предполагает изменение образа жизни граждан, переход к цифре и виртуальному общению, изменению структуры рынка труда, изменению вида образования, науки и медицины. Современные социально-экономические процессы российского общества усиливаются под давлением пандемии 2020-2021 годов, ускоряют процесс трансформации общества, создают условия для цифровизации бизнеса в России.
Необходимо отметить, что компании, активно внедряющие цифровые инструменты в свои бизнес-процессы, неизбежно сталкиваются с необходимостью изменений в системе управления и организации производства. Внедрение цифровых технологий в бизнес-процессы должно проходить параллельно с организационными инновациями и сопровождаться совершенствованием менеджмента. Исследования показывают, что результаты цифровой трансформации бизнеса зависят от совершенствования управления. Требуются совсем новые технологии и бизнес-модели, такие так:
- нейросети (способны распознать объекты, звуки и выдавать связные ответы — GPT-3);
- трехмерная печать;
- виртуальная и дополненная реальность;
- технология «блокчейн» (новый тип распределительной базы данных);
- искусственный интеллект;
- облачные сервиса и хранилища;
- роботизация технологических процессов.
За последние годы в IT-истории произошло беспрецедентное количество перемен, многие рынки изменили вектор развития, образовались новые тренды и тенденции, которые будут определять развитие не только IT- и fintech-индустрии, но и общества в целом.
Необходимо отметить, что по уровню цифровой зрелости российский бизнес отстает от мирового уровня (рис.1).
Рис. 1 — Уровень цифровой зрелости бизнеса в России и мире за 2021 год
К примеру, в отрасли автомобилестроения данный индекс в России составляет 2,6 (3,6 мировой индекс), а в отрасли машиностроения — 1,6 в России (3,4 мировой индекс).
Проблемы цифровизации бизнеса имеются большинстве отраслей российского бизнеса: машиностроение, ТЭК, торговля, энергетика, медицина и фармацевтика. Однако, в настоящее время можно отметить активный рост цифровизации бизнеса в таких компаниях, как НЛМК, КАМАЗ, ММК, концерн «Калашников».
Уровнем цифровизации достигается также показатель общего уровня зрелости компании, где отображается бизнес-модель, организационная структура, качество человеческого капитала, модель финансирования. Каждая составляющая должна быть четко определена, но при отставании не дает роста качественным ИТ-преобразованиям. И проблема заключается в том, что на данный момент таких предприятий в России еще много.
Цифровизация бизнеса не имеет одного оптимального варианта, ее нужно рассматривать исключительно как динамичную систему, с комплексным развитием. Возможные направления развития процессов цифровизации в России следующие.
1) Обеспечение международными исследовательскими подразделениями обмена знаниями, достижениями и опытом применения цифровых технологий позволит получить более качественные отечественные цифровые разработки, выстраивание системы подготовки кадров.
2) Уязвимости и аварийные ситуации могут быть сведены к минимуму вследствие периодического обновления оборудования и постоянного использования самого современного программного обеспечения.
3) Анализ проектов по внедрению цифровизации в бизнес-процессы компаний, выбор из них самых актуальных и перспективных, организация помощи запуска с осуществлением государственного финансирования позволит увеличить число фирм, осуществивших переход в цифровую среду.
4) Проблему образования и недостатка квалифицированных кадров возможно решить выстраиванием новых образовательных методик, мотивацией непрерывного самообучения, постоянного повышения квалификации сотрудников.
5) Устранение многочисленных погрешностей, системных ошибок и некорректной работы виртуальной среды может обеспечить команда профессионалов, отвечающая за мониторинг неисправностей системы, их доработку.
Таким образом, в современных условиях цифровизация бизнеса стала необходимым условием сохранения позиций предпринимательской структуры на рынке. С одной стороны, цифровизация и последующая цифровая трансформация бизнеса открывают новые возможности: повышается гибкость и адаптивность бизнеса к новым экономическим условиям. Среди основных направлений сегодняшних мегатрендов — ускорение роста. Идет постоянный поиск ИТ-инноваций, позволяющих завоевать новые доли рынка. Вторая тенденция — это формирование изменений. Предприятия продумывают возможности для быстрой и активной цифровизации. И третья направленность — доверие технологиям. Руководители компаний подготавливают свой бизнес к масштабированию с минимальными затратами