Современные реалии таковы, что ежедневно в каждом городе увеличивается транспортный поток на дорогах, а вместе с тем и количество аварийных ситуаций. Внедрение интеллектуальных транспортных систем (далее по тексту – ИТС) в городских агломерациях, позволит обеспечить необходимый уровень безопасности и комфорта на дорогах для всех участников движения.
Применение ИТС решит не только проблемы безопасности на улицах, но и увеличит темпы экономического роста в регионе. Глобальные изменения на экономическом рынке, которые повлекли за собой изменение не только в маршрутах транспортировки грузов, но и изменили состав участников рыночной системы [1]. В условиях жестких политических и экономических ограничений, на смену ушедшим европейским компаниям явились отечественные производители товаров и поставщики услуг. Такие изменения подтолкнули российскую экономику выйти на новый уровень.
Цифровизация транспортной инфраструктуры активно развивается по всему миру за счет государственного финансирования и привлекательности для крупных мегаполисов. Для граждан важна скорость передвижения по городу, экологическая обстановка и удобство на дорогах. Успешное развитие инновационных технологий в городах повышает эффективность использования транспорта, а также привлекательность для новых инвесторов. Отечественным разработчикам и поставщикам инновационных решений следует перенять зарубежный опыт, который уже зарекомендовал себя на международном рынке.
Рассмотрим самые выдающиеся примеры среди развитых государств.
- 1. Южная Корея. Транспортная проблема в азиатских странах обусловлена густонаселенностью городов, которая требует эффективных решений. По данным Всемирного банка, благодаря внедренным интеллектуальным системам долю пассажиропотока удалось увеличить с 20% до 70% [9]. Южнокорейские разработчики активно используют возможности 5G и решения Vehicle-to-everything («автомобиль, подключенный ко всему»). Это позволяет создавать эффективную коллаборацию транспортных средств с другими объектами дорожно-транспортной инфраструктуры – светофоры, остановки, гаджеты. Таким образом, между автомобилями и окружающим миром выстраивается тесная взаимосвязь. Изначально такие технологии применялись для обеспечения безопасности на улицах и бесперебойной работой общественного транспорта. Однако с ноября 2022 года в городе запущена система беспилотных автобусов.
- Великобритания. В Лондоне с 2020 года эффективно работает программа управления дорожным движением посредствам «умных» светофоров, которая объединена в единую систему оптимизации транспорта. Начиналось всё со скрытых датчиков, которые определяли приближение транспортных средств. В настоящее время технология использует больше источников данных и гибкие алгоритмы. Это позволило снизить время ожидания на светофорах, тем самым разгрузив транспортный поток на улицах города [2].
- Испания. Самая продвинутая интеллектуальная транспортная система находится в самом сердце Испании – Барселоне. Здесь активно развивается проект CLASS, который обеспечивает взаимодействие смарт-городов с транспортной инфраструктурой и жителями в режиме реального времени. CLASS объединяет в себе технологию Интернета вещей, облачные вычисления, мобильную связь. Данная система собирает аналитические данные со всех камер, светофоров, датчиков и разрабатывает алгоритм движения для всех участников движения. такая технология применяется как для предотвращения аварийных ситуаций, так и для снижения вредного воздействия на экологию.
- Соединенные Штаты Америки. Самой примечательной разработкой стал семилетний проект THEA CV Pilot, стоимость которого составила 27 млн долларов. Его основной задачей было адаптировать систему под реальную обстановку на дорогах. За семь лет работы система зарегистрировала 150 тысяч взаимодействий, оснащенными специальными датчиками
- Водители получили более 22 тысяч предупреждений об аварийных ситуациях и около 20 тысяч рекомендаций поведения на дорогах. В будущем разработчики прогнозируют снижение на 78% столкновений на дорогах.
Пилотный проект АСУДД ОРАС, запущенный в Чикаго, представляет собой схему предоставления приоритетного движения на перекрестках общественному транспорту. Благодаря чему скорость движения повысилась на 50%.
Другой проект основан на использовании системы связи C-V2X, которая позволяет автомобилям экстренных служб передавать данные на светофоры, которые будут у них на пути и менять свет на зеленый.
- Германия. В 2021 года в городе Гамбург прошел 29-й Всемирный конгресс по ИТС. Этот город для проведения мероприятия выбрали неслучайно – именно здесь более 10 действующих проектов по внедрению ИТС. Наиболее примечательным считаем следующие проекты. HEAT (Hamburg Electric Autonomous Transportation). Его суть заключается в том, что по городу курсирует несколько маленьких автобусов в радиусе 4 километров. Горожане могут забронировать поездку на данном виде транспорта через свой смартфон заранее. Таким образом, местная власть запустила городское такси по заданному маршруту и по приемлемой цене.
Еще одной разработкой прославился город Гамбург – автоматическая оценка объема трафика. Данная система работает за счёт использования инфракрасных камер, которые установлены на светофорах. Благодаря им анализируется поток машин, загруженность общественного транспорта без обмена персональными данными водителей.
Обобщая зарубежный опыт, стоит отметить, что в России интеллектуальные транспортные системы начали развиваться намного позже. Это связано, прежде всего, с тем, что в Европе транспортный коллапс стал проблемой уже в 1970 году и приходилось разрабатывать пути решения данной проблемы. Практиковали ограничение выезда на личном автомобиле в город в час-пик. Затем установили камеры наблюдения потока транспорта, установили датчики и другие системы. Но работало это всё разрозненно и без единого центра управления. И только к началу 20 века существующие разработки объединили в интеллектуальную транспортную систему, которая совершенствуется по сей день [3].
В России транспортный поток стал увеличиваться только к 1990-м годам, а камеры наблюдения и фиксации начали устанавливать в начале 2000-х годов. Считаем, что позднее внедрение ИТС в России позволило избежать многих ошибок, с которыми сталкивались мировые лидеры. Например, внедрение ИТС отдельными элементами, отсутствие технологических мощностей и ресурсов.
В настоящее время еще остались проблемы, которые требуется решать для эффективной работы ИТС в России. Это в первую очередь, техническая – из-за больших расстояний становиться затруднительно прокладывать оборудование, чтобы обеспечить связью все населенные пункты в регионах. Во-вторых, кадровая – отсутствие специалистов, особенно в отдаленных регионах страны, которые могут настраивать и работать с системами ИТС. В-третьих, бюрократическая проблема – многоуровневая система получения финансирования от государства, которая включает в себя разработку и заполнение сложных документов, сроки для которых ограничены [4].
Необходимо приложить все усилия для решения названных проблем, однако ключевой целью на перспективу развития ИТС в России остается повышение уровня жизни и благосостояния граждан, создание централизованной системы управления не только транспортом, но и городом, с помощью использования больших данных и инновационных технологий.
Авторы
И.И. Новикова, канд. экон. наук, доцент; Я.П. Павлов, магистр; Обнинский институт атомной энергетики – филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (Россия, г. Обнинск)
Библиографический список
- Бажина М.А., Туктамышев В.Д. Правовое регулирование применения интеллектуальной транспортной системы как основы осуществления транспортной деятельности: сравнительно-правовое исследование // Транспортное право. – 2022. – № 1. – С. 3-7.
- Кондратенкова, Т.И. Оценка опыта внедрения и перспективы использования территориальных интеллектуальных транспортных систем / Т.И. Кондратенкова, А.А. Кузнецова, А.С. Панфилов // Российский экономический интернет-журнал. – 2022. – № 2. – EDN JOXCJD.
- Напсо М.Д., Напсо М.Б. Тренды цифровой трансформации общества: актуальные проблемы реализации прав индивида в сфере информации // Журнал российского права. – 2021. – № 10. – С. 85-97.
- Титов, Р.А. Анализ инновационности и эффективности интермодальной транспортной инфраструктуры / Р.А. Титов // Экономика железных дорог. – 2021. – № 5. – С. 44-53. – EDN SFTHPN.
- How is Seoul, Korea transforming into a smart city? // Журнал Всемирного банка. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://blogs.worldbank.org/sustainablecities/howseoul-korea-transforming-smart-city .