В условиях экономических санкций, которые были введены в отношении России странами ЕС и США Россией были приняты меры по стабилизации валютного рынка. В целях противостояния кризисным явлениям разрабатываются механизмы, направленные на поддержку российского бизнеса и экономики в целом, введение плавающего валютного курса, расчета за экспорт газа и нефтепродукты в рублях.
В этих условиях вопросы стабильности валютного курса и эффективного управления валютным риском приобретают особую важность и становятся ключевыми в обеспечении экономической безопасности страны.
За кризисами следуют поиски новых моделей стратегического развития, которые в большинстве случаев строятся на активизации действий многих стран по созданию на мировых рынках страт, интеграционных объединений и развитию региональных валют.
Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) подписан 24 мая 2014 года. С 1 января 2015 года договор вступил в силу и для ЕАЭС наступил новый этап развития. В его состав ЕАЭС вошла Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения (страна вступила и в ТС) и Киргизия (12.08.2015 стала полноправным членом ЕАЭС).
Евразийским экономическим союзом определено, что ЕАЭС «создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов». Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) в среднесрочной перспективе, до 2025 г., государства берут на себя обязательства по гармонизации законодательства в сфере финансовых рынков. Согласно Договору страны ЕАЭС осуществляя гармонизацию механизмов валютного регулирования сохраняют различного рода валютные ограничения, такие как:
- Россия, Казахстан и Белоруссия сохраняют требование о репатриации валютной выручки, в то время как в Армении и Киргизии отсутствует данное требование;
- в Белоруссии сохраняются требования продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке, в то время как Россия данное ограничение устранила;
- в Белоруссии действуют ограничения на открытие счетов резидентами в зарубежных банках, установлены лимиты на завершение внешнеторговых операций;
- в России действуют ограничения на покупку нерезидентами иностранной валюты на российском рынке и на выполнение отдельных операций;
- осуществляется единый автоматизированный обмен налоговой информацией между странами ЕАЭС.
На пути развития валютной интеграции между Россией и странами ЕАЭС множество проблем, ключевые из которых – существенные различия в валютных и финансовых параметрах стран.
Среди важнейших валютно-финансовых параметров, позволяющих определить перспективы наращивания взаимных расчетов в национальных валютах, выделены следующие: курсы национальных валют, международные резервы, внешнеторговый оборот, инфляция.
По результатам проведенного исследования установлено – у интеграционной группы ЕАЭС функцию ядра выполняет Россия, что затрудняет разрешение многих вопросов, включая создание единой/коллективной валюты, проект которой отложен до 2025 г. ввиду наличия принципиальных разногласий в этом вопросе между странами ЕАЭС.
В настоящее время существует множество вариантов оформления межгосударственного сотрудничества, которое способствует стабилизации, развитию валютных рынков и совершенствованию системы расчетов с минимальными валютными рискам между странами ЕАЭС. Например, определен перечень валютных операций, в отношении которых страны ЕАЭС не применяют валютные ограничения, а также нарушения, по которым Стороны обеспечат применение административной и уголовной ответственности. Предусматривается возможность открытия без ограничений счета (вклады) в иностранных и национальных валютах.
Одним из перспективных направлений развития валютной интеграции в ЕАЭС является создание интегрированного финансового рынка ЕАЭС с последующей разработкой и запуском в долгосрочной перспективе валютно-финансового союза с единой расчетной единицей.
Законодательством в сфере валютного и экспортного контроля в 2022 году введено ряд существенных изменений. Так, в июле 2021 года отменили правило о репатриации валютной выручки для многих категорий валютных резидентов. Резиденты могут исполнять экспортные внешнеторговые договоры путём зачисления валютной выручки на счета в зарубежных банках или иными разрешёнными законодательством РФ способами. Иными словами, резидентов освободили от обязанности получать выручку от нерезидентов в валюте на российские счета.
Правило распространяется на экспортные договоры, которые были заключены между резидентами и нерезидентами до дня его вступления в силу, но по которым не были исполнены обязательства по оплате в иностранной валюте. За исключением товаров по определённым позициям ТН ВЭД.
Необходимо отметить, что по-прежнему нужно возвращать на российские счета внешние займы и выданные авансы, зачитывать платежи, оформлять документы и т.д.
В рамках законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, осуществляется переход на использование электронного средства платежа. С 1 июля 2022 года появился термин – «Переводы денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных резидентам иностранными поставщиками платежных услуг». Он употребляется в контексте регламентов использования валютными резидентами РФ иностранных платёжных систем.
Следующим нововведением в условиях антироссийских санкций стал запрет на использование электронных кошельков в целях получения оплаты за товары (работы, услуги), результаты интеллектуальной. Действия связанные с использованием электронных средств платежа попадают под штрафные санкции КоАП, а именно:
- за запрещенные валютные операции – штраф 75-100% от суммы денежных средств, переведенных с использованием ЭСП;
- за непредставление отчетов – штраф 20-40% от суммы зачисленных на кошелек средств;
- за просрочку отчетов – до 3 тыс. руб. (ФЛ) / до 50 тыс. руб. (организация/ИП) в зависимости от количества дней просрочки.
С 2020 году растет оборот криптовалютой. Криптовалюта – это цифровой актив, платежная система, альтернатива денежным средствам, которые выпускаются государством. Учитывая интерес к ней в 2022 году за незаконный оборот введена ответственность. За уклонение от декларирования операций с криптовалютой введена уголовная и административная ответственность:
- за непредставление отчёта по криптовалютам – штраф10% от суммы оборотов;
- за непредставление уведомления об открытии счёта в финансовой организации, на котором лежит криптовалюта – штраф 50 тысяч рублей;
- за неуплату налога – штраф 40% от суммы неуплаченного налога.
Во избежание ответственности, необходимо предоставлять отчёт об обороте криптовалюты и активов в иностранной валюте. Правительством Российской Федерации банках, действующим на территории России, предложено передавать налоговым и таможенным властям информацию о сомнительных валютных операциях. Банкам предоставлено право запрашивать и получать информацию и документы по сделкам с валютой, которые подтверждают источники происхождения денежных средств на счетах в банках, сведения об IP и MAC – адресах, основаниях зачисления.
Нововведение также предполагает усовершенствование обмена информацией по клиентским операциям между банками, Росфинмониторингом и ФНС России. Налоговым органам станет проще администрировать дела, связанные с нарушением валютного законодательства.
Рассматривается возможность предоставления права резидентам не зачислять 10% выручки по валютным сырьевым контрактам в Российской Федерации. С 1 июля 2021 г. отменили обязанность по репатриации валютной выручки по валютным контрактам, за исключением сырьевых (и некоторых исключений).
Разработан новый законопроект (б/н), в нём предложено разрешить резидентам не зачислять в РФ 10% выручки по валютным сырьевым контрактам, с 1 января 2022 г. И далее повышать этот лимит до полного освобождения с 2024 г.
Кроме того, разработаны критерии сомнительных операций. На основе международных рекомендаций ФАТФ, Федерального закона №115-ФЗ, Методических рекомендациях по управлению рисками банков в рамках соблюдения ПОД/ФТ, писем ЦБ РФ, предложено ввести определение и критерии сомнительных операций.
Порядка 100 признаков сомнительных операций перечислены в Указании Банка России от 20.10.2020 № 5599-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 02.03.2012 № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», действующем с 1 октября 2021 года.
По данным официальных источников и средств массовой информации, планируется введение избирательного контроля вывода и возврата денег с опорой на выработанные критерии и концепции.
Экспортный контроль, занимает особое место в политике внешнеторгового регулирования любого развитого государства и является обязательным элементом современной рыночной экономики. Рассмотрев основные изменения в деятельности валютно-экспортного направления Российской Федерации, осуществляемые в 2022 году, необходимо отметить значительное количество внутренних и внешних трансформаций в процессе осуществления валютного и экспортного контроля Российской Федерации.
Период постковидного времени сменился нововведениями жестких санкций во внешней торговле, которые коснулись экономики и политики Российской Федерации. Мероприятия, которые наше государство проводит в нынешних реалиях, направлены на трансформацию и укрепление внутреннего рынка средствами валютного и экспортного контроля.
Результативность данных мероприятий будет показывать грамотность ведения международной политики со стороны Российской Федерации.