Туризм – отрасль экономики, сложный междисциплинарный комплекс. Здесь туристические продукты формируются и реализуются как экономическая деятельность. Например, оно основано на интересах людей, их образе жизни, увлечениях. Туризм также обеспечивает занятость сотням миллионов людей и, таким образом, является важной социальной услугой. Это форма отдыха, восстанавливающая физический и духовный потенциал человека посредством путешествий и экскурсий.
С экономической точки зрения, путешественник является потребителем продуктов и получателем услуг. Из расходов, которые он осуществляет, часть поступает непосредственно экономическим единицам индустрии туризма (жилье, питание, транспорт и т.д.), иная часть поступает в местные бюджеты или в государственный бюджет в виде сборов, налогов и т., а третья часть поступает в остальные секторы экономики. Экономика для оплаты поставляемых продуктов и услуг, оказываемых данными секторами, с целью удовлетворения потребностей индустрии туризма. Таким образом, туризм может поддерживать экономическое развитие как регионального сообщества, так и экономики страны за счет прибылей от местных или иностранных посетителей [1].
Туризм в настоящее время является одной из крупнейших сфер экономики мира и одним из наиболее быстро растущих её разделов. Во многих странах туризм рассматривается как фундаментальный инструмент регионального развития, поскольку он активизирует новые виды экономической деятельности. Туризм может оказывать позитивное финансовое влияние на платежный баланс, занятость, валовой доход и производство, но он вдобавок может иметь неблагоприятные последствия, особенно для окружающей среды. Незапланированный и неконтролируемый прогресс туризма может привести к подобному ухудшению состояния окружающей среды, что рост туризма может быть поставлен под угрозу. Следовательно, окружающая среда, являющаяся главным источником туристического продукта, должна быть защищена для последующего роста туризма и экономического развития в будущем. Это особенно верно в отношении туризма, основанного на естественной среде, а также на историко-культурном наследии [2].
Туристский потенциал определяется суммой всех ресурсов (природных, человеческих, культурных, исторических, инфраструктуры), которые, в свою очередь, составляют туристическое предложение места назначения. Транспортные сети снабжают доступность места назначения для посетителей. Таким образом, транспортные сети по суше, железной дороге, морю и воздуху, которые упрощают быстрый и комфортный доступ к месту назначения, незаменимы. Не менее важным является существование отлично развитой транспортной системы внутри туристических направлений, чтобы упростить путешественникам простые и удобные способы передвижения [1].
Степень экономического развития внутреннего туризма в настоящее время оценивается его долей в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны и долей в доходах бюджета. Однако туризм представляет собой реальную отрасль, в которой экономические выгоды и социальные роли дополняют друг друга, т.е. туризм должен быть весьма успешным, выполняя свою важную социальную роль [3].
Всемирная туристская организация ежегодно определяет десятку крупнейших стран по доходам от въездного туризма.
Таблица. Страны-лидеры по доходам от туризма в 2020 2021 гг. (мировой доход от туризма)
Страны | Доходы от туризма млрд. долл. | Международная доля (%) |
Испания | 222,98 | 13,9 |
Франция | 113,7 | 7,1 |
Германия | 108,9 | 6,8 |
Япония | 91,3 | 5,7 |
США | 68,8 | 4,3 |
Великобритания | 64,0 | 4,0 |
Австралия | 60,8 | 3,8 |
Италия | 38,4 | 2,4 |
Канада | 33,8 | 2,1 |
Швейцария | 33,6 | 2,1 |
Расчеты выявили количество занятых во въездном туризме, которое в 2020-2021 годах приняло 8,6% от общего количества жителей трудоспособного возраста в обществе. В США индустрия туризма обеспечивает более 16 миллионов рабочих мест, что составляет 13% от общей занятости в стране [4].
Заключение
Структура туристических расходов отражает импульс, который эти расходы дают секторам, участвующим в создании туристического продукта. Процесс увеличения прибылей случается в первую очередь в этих секторах, а затем понемногу разносится на другие секторы государственной экономики. Это достигается за счет поочередного поступления денежных средств от туристов, которые презентуют собой доходы, получаемые в данных секторах.
Такие результаты в основном фиксируются в последующих секторах экономической деятельности: секторы, которые обеспечивают инвестиции в материально-техническую базу туризма (строительная промышленность, финансовые тресты и секторы, осуществляющие строительство объектов всеобщей инфраструктуры и инфраструктуры, основанной на туризме (дорожная сеть, водоснабжение, энергетика и коммерческий сектор (развитие сети торговых и продовольственных заведений, предназначенных для удовлетворения туристического спроса); подразделение легкой индустрии и смежные отрасли, изготовляющие товары, востребованные туристами; пищевая промышленность, поставляющая продукты питания, напитки для нужд туристов; секторы, предоставляющие сервисы общего характера, которыми пользуются путешественники (телефон, интернет, прачечная, салон и секторы культуры и искусства (кинотеатры, музеи, выставки и т.д.) и спортивные мероприятия, посещаемые туристами. Туризм является одним из секторов приносящей доход деятельности, наименее затронутых технологическим развитием с точки зрения специализированной занятости рабочей силы. Следует отметить, что качество предлагаемых туристических услуг в целом ухудшилось там, где были предприняты попытки внедрения методов автоматизации в сфере личных услуг или услуг связи.
Автор:
С.М. Турганбекова, магистрант;
Научный руководитель: Б.И. Актымбаева, канд. географ. наук, старший преподаватель;
Казахский национальный университет им. Аль-Фараби (Казахстан, г. Алматы)
Библиографический список
- Corina Larisa Bunghez 2016 – The Importance of Tourism to a Destination’s Economy. – Pp. 2-3.
- Creaco, Salvo; Querini, Giulio – 2003 The role of tourism in sustainable economic development. – Pp. 2-8.
- Дмитриев М.Н., Забаева М.Н. Экономика и предпринимательство в социально- культурном сервисе и туризме: учебник для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 399 с.
- Молдагалиева А.Е., Шанбай И.Н. Разработка модели развития туризма в Республике Казахстан // Актуальные исследования. – 2023. – № 16 (146). – С. 2.