С 1 января нематериальные активы (далее – НМА) появились практически у каждой компании. К ним стали относиться, в том числе, неисключительные права и лицензии. Поэтому, даже если раньше в учете организации не было таких активов, теперь в учетную политику нужно внести положения о НМА.
Во-первых, следует выбрать способ перехода на новые стандарты. По общему правилу переходить на новый стандарт по НМА нужно ретроспективно, как будто новые правила применялись компанией всегда. Но ФСБУ 14/2022 разрешает использовать облегченный вариант. Он позволяет не пересчитывать сравнительные показатели за периоды, которые предшествуют отчетному [1]. Достаточно переклассифицировать активы компании. Для того, чтобы использовать альтернативный способ необходимо прописать в учетной политике, что выбран именно этот вариант.
Малые и средние компании, у которых есть право на упрощенный бухучет, могут использовать также перспективный переход, то есть применять новые правила только к тем активам, которые появились в 2024 году.
С 2024 года действует обновленный ФСБУ 26/2020 по капитальным вложениям. Компании также могут выбрать вариант перспективного перехода. При этом способе новые правила учета капвложений применяют только к тем затратам, которые возникнут у компании с 1 января 2024 года (п. 26 ФСБУ 26/2020). Остатки по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» на конец 2023 года корректировать не надо. Перспективный переход на ФСБУ 26/2020, в отличие от ФСБУ 14/2022, может выбрать любая компания, а не только та, у которой есть право на упрощенный бухучет.
Во-вторых, следует определить, что относить к НМА. По новым критериям сложно определить, относятся некоторые объекты к НМА или нет. В состав НМА входят неисключительные права (в том числе на пользование произведениями) и лицензии [2]. Но при условии, что для них выполняются пять признаков принадлежности (п. 4, 6 ФСБУ 14/2022):
- нет материальной формы;
- можно использовать в хозяйственной деятельности;
- срок использования – более 12 месяцев;
- способны приносить экономическую выгоду в будущем;
- можно отделить от других активов компании [1].
Чтобы актив был активом организации, она должна контролировать получение выгоды от него. При этом в случае с неисключительными правами контролировать получается далеко не все, например, доступ к справочным системам или электронным изданиям. Аудиторы считают, что критерий контроля выгоды не выполняется, если компания получила доступ к системе или электронному изданию через интернет (решение СРО аудиторов ассоциации «Содружество» от 22.12.2023 № 657). Следовательно, расходы на подписку не нужно отражать как НМА.
В настоящее время нет официальных разъяснений чиновников об учете таких объектов, как доступ к ресурсам. Пока отсутствуют разъяснения Минфина, рекомендуется пользоваться разъяснениями аудиторов, а правила учета спорных активов следует закрепить в учетной политике организации. Стоимость подписки необходимо отражать, как аванс, выданный на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Затем в течение срока подписки ежемесячно списывать на расходы, например, на счет 26«Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу». Если затраты несущественны согласно учетной политике, то их можно сразу списать на счета расходов.
В-третьих, следует установить лимит стоимости НМА. Стандарт можно не применять к нематериальным активам, стоимость единицы которых ниже лимита. Такие активы можно сразу списать в расходы и учитывать только за балансом. Раньше такие правила применялись только к основным средствам.
Предельной величины лимита в стандарте нет. Его размер устанавливает сама компания. Для облегчения работы бухгалтера можно установить такой же лимит, как в налоговом учете, а, именно, 100 тыс. руб. (п. 1 ст. 256 НК). Необходимо отметить, что фиксированный лимит в 100 тыс. руб. подойдет далеко не всем компаниям [3]. Следует проверить, как лимит стоимости НМА повлияет на бухгалтерскую отчетность. Если все НМА компании малоценные, но имеет смысл отражать их в отчетности как активы, вероятно, стоит установить лимит поменьше. За величину лимита можно взять стоимость самого малоценного, но важного нематериального актива, например, это необходимо, если малоценных активов много либо они играют ключевую роль в деятельности компании, к примеру, лицензии на отдельные виды деятельности.
Еще один подход для подсчета стоимости лимита предлагал Минфин для основных средств в письме от 18.01.2022 № 07-04-09/2185 [4]. Можно использовать эту методику и для нематериальных активов.
Необходимо ориентироваться на уровень существенности, который установлен в учетной политике компании, эту величину умножить на показатель раздела Баланса «Внеоборотные активы» и сравнить стоимость НМА с полученной величиной. За лимит можно установить стоимость самого дорого актива, который нужно списать, если взять за лимит полученную величину. Можно воспользоваться более индивидуальным подходом по методике, которую разработал для основных средств БМЦ в Рекомендации от 21.03.2021 № Р-126/2021-КпР [5].
В-четвертых, следует выбрать период начисления амортизации. По новым правилам амортизацию надо начислять с момента, когда нематериальный актив признали в учете, а прекращать – с даты выбытия. Можно ничего не менять и применять прежний порядок, прописав в учетной политике следующее:
- начислять амортизацию с1-го числа месяца, следующего за месяцем признания актива;
- прекращать амортизацию с 1-го числа месяца, следующего за месяцем выбытия актива.
В-пятых, следует установить уровень существенности в учетной политике компании [6]. Элементы амортизации проверяют и в конце каждого отчетного года, и когда появилось обоснованное предположение, что их надо изменить. Для этого надо установить уровень существенности, при котором эти элементы нужно пересмотреть, например, изменение до 10% – не существенно, а свыше – существенно.
В-шестых, необходимо определить порядок распределения затрат в несколько объектов. Если компания проводит капвложения сразу в несколько НМА, то фактические затраты нужно распределять между ними [6]. Порядок следует разработать самостоятельно и прописать его в учетной политике (п. 14.1 ФСБУ 26/2020), например, капвложения в НМА, которые организация ведет собственными силами, можно распределять пропорционально объему выполненных работ по каждому объекту [1].
И, наконец, необходимо использовать упрощения для субъектов малого и среднего предпринимательства. Компании с упрощенным бухучетом вправе не применять все требования ФСБУ 14/2022 и ФСБУ 26/2020, например, использовать перспективный переход, не делать проверки на обесценение НМА, не раскрывать в бухотчетности часть информации о НМА и др. [7]. Чтобы использовать это право, выбор нужно закрепить в учетной политике компании.
Авторы:
И.М. Крайнова, старший преподаватель;
С.Н. Артыкова, старший преподаватель;
Сибирский государственный университет путей сообщения (Россия, г. Новосибирск)
Библиографический список
- Приказ Минфина России от 30.05.2022 № 86н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/404902297/ .
- Актуальные аспекты исчисления НДФЛ и страховых взносов с вознаграждений по лицензионным договорам о предоставлении результатов интеллектуальной деятельности / С.Н. Артыкова, И.М. Крайнова // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – № 5- 1 (75). – С. 31-35.
- Учет лицензий при переходе на ФСБУ №14/2022 // Письменная консультация, оказанная в рамках услуги Правовой консалтинг 28.11.2023. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/consult/account/1664891/ .
- «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2021 год» (приложение к письму Минфина России от 18.01.2022 № 07-04-09/2185)». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.klerk.ru/doc/538718/ .
- Рекомендация Р-155/2023-КпР «Переход на ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://bmcenter.ru/Files/RKpR_Perehod_na_FSBU-14 .
- Учетная политика строительной организации как элемент налогового планирования / И.М. Крайнова, Е.А. Быбина // Фундаментальные и прикладные вопросы транспорта. – 2023. – № 3 (10). – С. 36-40.
- Учетная политик: изменение и способы перехода / Н.А. Байкалова, М.А. Плесцова // В сборнике: Приоритетные направления инновационной деятельности в промышленности. Сборник научных статей XI международной научной конференции. – Казань, 2021. – С. 137-138.