Влияние курса валют на экономику организаций в России занимает весомое место в списке главных проблем. Валютные курсы серьёзно влияют на внешнюю торговлю всех стран без исключения. Данное влияние в большинстве своем действует не только на соотношение цен импорта и экспорта товаров, но и на прибыльность организаций, способность противостоять конкурентам. Россия находится в сильной зависимости от валютных курсов в связи с выпуском денег или ценных бумаг. Для того, чтобы ввести в обращение новые рубли, России необходимо иметь необходимое число международных резервов. Данными резервами России можно признать высоколиквидные иностранные активы.
Зависимость России от валюты доллара и валюты евро может привести к угрозе безопасности всей страны. Российский рубль на сегодняшний день не занимает лидирующие позиции, как валюта США, рубль является внутренней валютой, которая способна обращаться только в пределах своей страны. Несмотря на серьезное закрепление сектора банка России, страна также уступает более развитым и продвинутым странам по величине активов банка и качественной составляющей финансовых ресурсов.
За последние пару месяцев можно наблюдать резкое изменение валютного курса. Пик своего денежного выражения курс доллара 11 марта 2022 г. составил 120,3785 рублей, после чего стремительно пошел на спад. Такой резкий скачок отрицательно повлиял на многие сферы деятельности России, главная из которых экономика. Вместе с повышение курса доллара произошел резкий скачок цен на обычные продукты. Это можно объяснить тесной связью между национальной валютой и инфляцией.
В 2022 году Россия претерпела заметное ослабление рубля, это можно объяснить введёнными против России санкциями от стран Евросоюза и США. В связи с резким повышением цены на нефть, нужда выплаты внешнего долга и многое другое, все это привело к ослаблению рубля. Сильное снижение курса национальной валюты может привести к резкому росту цен на продукты первой необходимости, что может послужить уменьшению покупательной способности рубля. В результате такого явления инфляция становится главной проблемой в экономике России. Такое влияние можно объяснить тем, что устанавливаемые цены на товары направлены на состояние курса рубля в данный момент времени.
Помимо изменения валютного курса на инфляцию повлиял резкий рост спроса на товары, за считанные минуты стали выкупаться товары первой необходимости, это вызвало дефицит, например, в сахаре. Причиной может являться и тот факт, что увеличилась стоимость материалов, сырья и трудовых ресурсов. Например, в связи с тем, что для доставки нефти требуется логистическая составляющая, спрос на конечный товар вызывает повышение цен на сырье.
Значимым является фактор ограниченного предложения. Это связано с трудностями поставки материалов, сырья, что ведет за собой дефицит при условии большого спроса.
Из-за увеличения цен на импортные товары, увеличивается средний уровень цен в экономике. Такое явление в качестве увеличения среднего уровня цен в научной терминологии называется «Эффект переноса» или иными словами девальвация национальной валюты. Такой эффект связан с изменением курса на 1%, который меняет денежное выражение меньше, чем на 1%. Эффект переноса можно назвать не самым эффективным из-за следующих причин:
- Многие товары производятся из отечественных материалов и сырья, в связи с этим могут не продаваться на мировом рынке. Поэтому цена на данные товары несильно реагирует на представленный эффект;
- Большое количество организаций находятся в ожидании возвращения курса в прежнее денежное выражение в скором времени.
- Для некоторых фирм повышение цен пропорционально изменению курса валют может оказаться неоптимальным. Такие фирмы чаще всего продают импортные продукты, товары, конкурируя с товарами отечественных производителей.
Центробанк вправе утверждать курс валют с целью избежания его колебаний, которые могут привести к инфляции. Однако Центральный Банк может столкнуться с проблемой нехватки валютных резервов для поддержания курса. Это может повлечь за собой новые проблемы в виде девальвации, которых хотелось бы обойти стороной.
В процессе инфляционного таргетирования национальная валюта находится в свободном плавании, в конечном итоге она может оказаться гораздо выше, чем ставка национальной валюты, устанавливаемая денежными органами власти. Это может послужить препятствием к достижению успеха политики инфляционного таргетирования. Чтобы выбрать нужный курс, необходимо заранее понять, как этот переход может сказаться во взаимосвязи между ценой и курсом.
Принцип «эффект переноса» в экономике России изучен основательно
В условиях политики таргетирования инфляции идет на спад инфляционная инерция. Другими словами, это цены, которые продолжают расти в связи с прошлой инфляцией. В случае ослабления национального курса если цены меняются, то это слабо отражается на инфляции.
Для многих экономик данный инструмент особо важен, так как для того, чтобы приблизиться к ожиданиям, которые являются устойчивыми к разным краткосрочным шокам, очень важная репутация Центробанка России. Однако органам денежно-кредитного регулирования репутацию может сформировать последовательное исполнение принципов инфляционного таргетирования.
Принятие метода инфляционного таргетирования повело за собой незначительные изменения, так как эффект переноса пошел на спад незначительно, а это значит, что он также остается весомым фактором движения общего уровня цен. Центральному Банку необходимо будет учесть этот эффект при переоценке результатов денежно-кредитной политики.