В комплексную структуру молодежной политики (МП) входят множество элементов: социальная, спортивная, военно-патриотическая, культурная и политико-идеологическая составляющие. Необходимость повышения эффективности государственной молодежной политики связана с тем, что в настоящее время недостаточно развита социальная составляющая молодежной политики с недостаточной их интеграцией в общественную жизнь.
В результате социальных перемен, произошедших в течение последних десятков лет, в современном российском обществе уже сформировалось новое поколение, имеющее свое собственное мировоззрение. Современной молодежи необходимо в процессе социализации пройти этап, связанный с идентификацией себя с той или иной общностью, группой или даже субкультурой, что позволит ей успешно в течение жизни воспроизводить традиционные правила и нормы, устоявшиеся культурные ценности и т. д. Являясь частью коллектива, молодой человек может активно трансформировать собственные взгляды и убеждения под действием других участников групп. В результате происходит не только личностная идентификация, но и формирование культурных установок, мировоззрения целого поколения.
Сегодня в России самой главной задачей молодежной политики должны быть социализация и привлечение молодежи к политической жизни страны на основе духовных ценностей и традиций нашей Родины. В современных условиях кризиса экономки и западных санкций против России молодежь, которая окончила учебные заведения, все чаще чувствует себя лишней на рынке труда. Отсутствие свободных рабочих мест, невозможность найти работу по специальности, с одной стороны, и неразвитость социальной инфраструктуры помощи – с другой, приводят к неуверенности молодежи в завтрашнем дне. Социальная составляющая молодежной политики включает в себя полноценную интеграцию молодежи в общественную жизнь общества.
Спортивная, культурная и политико-идеологическая составляющие молодежной политики должны обеспечить страну здоровыми и воспитанными людьми, уважающими традиции, опыт и достижения старших поколений. Поэтому для решения проблем в сфере молодежной политики необходимо проводить системную работу, связанную с успешной реализацией молодежной политики.
На уровне государства осуществлением МП занимается Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь). Целью его деятельности является создание возможностей для самореализации молодежи и развития молодежных инициатив в обществе. Государственное управление для достижения конкретных целей все чаще использует проектное управление, в силу того, что проект направлен на: получение результата в определенные сроки с определенным бюджетом. И его применение в управлении молодежной политикой на уровне государства вполне обоснованно. Так, например, ориентиром в решении комплекса молодежных проблем являются федеральные проекты: «Социальная активность», «Социальные лифты для каждого», «Учитель будущего», «Цифровая культура», «Финансовая поддержка семей при рождении детей».
Проектный менеджмент – это комплекс работ по проекту – осуществление определенных функций, основанный на планировании, координации и контролю действий, с применением навыков, различных инструментов и технологий. Смысл его состоит в том, что права, ответственность за достижение целей и результатов проекта концентрируются у небольшой группы людей. При этом использование методов тайм-менеджмента для организации и самоорганизации сотрудников должно привести к повышению эффективности использования рабочего времени и выполнению заданий в срок.
Все функции проектного менеджмента взаимосвязаны тесно друг с другом. Их осуществление позволяет достичь поставленной цели. С помощью планирования определяются желаемые результаты, координация позволяет двигаться к их достижению. Контрольная функция «как совокупность взаимосвязанных процедур, осуществляемых для достижения целей организации и определения соответствия деятельности установленным требованиям». Он является неотъемлемой частью процесса управления, позволяющей поддерживать деятельность в нужном направлении и корректировать неверные решения. При этом в процессе контроля можно использовать современные информационные системы для обобщения полученных данных и получения объективных выводов. Для того, чтобы проект был успешным, в рамках осуществления контрольной функции необходимо проводить анализ выполнения целевых его целевых показателей, характеризующих выполнение мероприятий.
В рамках проекта «Социальная активность» государственное управление направлено на решение комплекса проблем по развитию добровольчества (волонтерства), талантов и способностей у детей и молодежи, в том числе и студентов, путем поддержки общественных инициатив и проектов. Сроки его реализации: 01.01.2019 г. – 31.12.2024 г. Бюджет – 36,7 млрд. рублей.
Целевые показатели проекта представлены на рисунке.
Рисунок. Целевые показатели ФП «Социальная активность»
Слабой стороной реализации этого проекта является невозможность отследить динамику выполнения этих показателей, так как на протяжении всего периода на официальном сайте Росмолодежи fadm.gov.ru и в автоматизированной информационной системе (АИС) «Молодежь России», отражаются не все отчеты по выполнению проекта и не все мероприятия по проводимой МП.
Таким образом, проектный подход в государственном управлении МП используется для решения накопившихся проблем в различных ее составляющих. Реализация федеральных проектов способствует их решению. Так, федеральный проект «Социальная активность» направлен на решение комплекса проблем молодежи по развитию ее способностей и талантов. Срок его реализации 2019-2024 гг. Однако, в настоящее время статистические данные не могут установить эффективность его реализации из-за отсутствия информационных данных. Поэтому для получения запланированных результатов в проекте следует усилить контроль за выполнением целевых показателей, который позволит своевременно выявлять риски по его осуществлению и регулярно размещать информацию на официальном сайте Росмолодежи и в АИС «Молодежь России».