В составе субъектов малого и среднего бизнеса особое место занимают малые инновационные предприятия (МИП). Они являются новыми хозяйствующими субъектами рыночной экономики, характеризуются независимостью и адаптивностью, призваны решать задачи структурной перестройки производства на основе разработки, освоения и реализации нововведений и создания обстановки для восприимчивости различных инноваций.
МИП имеют ряд существенных преимуществ по сравнению с их традиционным форматом:
- оперативное принятие решений и гибкость в управлении;
- ускоренная адаптация к изменениям рыночной конъюнктуры;
- возможность прямого контакта с потребителями;
- быстрый выход на различные сегменты рынка;
- высокая оборачиваемость капитала;
- свобода в реализации творческого потенциала;
- широкое использование технологических ноу-хау;
- высокий уровень информативности о состоянии рыночного спроса;
- создание новых высокотехнологичных рабочих мест.
Однако, несмотря на такие позитивные характеристики МИП, они испытывают существенные трудности с получением финансовых ресурсов для их организации и дальнейшего развития. Дело в том, что их чистая прибыль является недостаточной для реализации затратных проектов, особенно после пандемии Covid-19, которая явилась причиной следующих проблем российского малого и среднего бизнеса:
- падение спроса;
- невозможность ведения бизнеса из-за введенных ограничений;
- дополнительные издержки, связанные с ростом курса валюты;
- необходимость выплаты обязательств по зарплате и аренде.
Банки не предоставляют кредиты из-за отсутствия, в большинстве случаев, быстро ликвидного залога и по причине высокого уровня риска стартапов, региональные венчурные фонды до настоящего времени в большинстве регионов не созданы, что делает венчурные инвестиции недоступными.
В отечественной практике также отсутствуют специализированные лизинговые компании, поставляющие оборудование для МИП (ов).
В этой связи возникает необходимость использования инновационных источников финансирования МИП, одним из которых является краудфандинг.
Краудфандинг (от английского crowd – толпа, funding – финансирование) представляет собой социальную технологию коллективного финансирования, которая основана на добровольных пожертвованиях и дарениях. Наиболее близкий по смыслу русскоязычный эквивалент – это народное или общественное финансирование.
Краудфандинг является методом привлечения внешних инвестиций от большого количества людей, называемых вкладчиками, донорами, спонсорами или частными инвесторами, в обмен на продукт либо определенное вознаграждение. В отличие от «бизнес-ангелов», венчурных фондов, банков и других финансовых организаций, предоставляющих относительно большие объемы финансирования, краудфандинг основан на привлечении от многочисленных частных инвесторов небольших финансовых взносов. Иными словами, краудфандинг – это сотрудничество предпринимателей, нуждающихся в привлечении капитала на инновационные цели, вкладчиков, являющихся его источником, а также посредников в виде краудфандинговых платформ, обеспечивающих правовую основу процесса.
Хотя понятие краудфандинга появилось сравнительно недавно, идея коллективного финансирования не является новой, люди всегда собирали средства на реализацию общественно значимых проектов. Однако, именно в последнее время, в связи с глубоким проникновением информационных технологий в общественную жизнь, повышением их доступности, стали формироваться новые, уникальные формы социально-технических систем, к которым относятся краудфандинговые площадки, понимаемые как специализированные Интернет-сайты для анонсирования проектов и сбора средств для их реализации. Можно представить следующий перечень факторов, способствующих росту краудфандинга (рисунок 1).
В модели краудфандинга, в большинстве случаев, присутствуют три участника: автор проекта, потенциальные инвесторы и краудфандинговая платформа (рисунок 2).
Проект, представленный на краундфандинговой платформе, несколько отличается от бизнес-плана или коммерческого предложения. В его описании также отражены цели, задачи и мероприятия, необходимые для его реализации, смета расходов (бюджет), целевая аудитория и т. д. Но стиль изложения информации несколько иной.
Рисунок 1 – Факторы, способствующие росту краудфандинга в качестве альтернативного источника финансирования деятельности МИП
Рисунок 2 – Состав участников краудфандинга
Как правило, это интересная история, наполненная конкретными фактами, суммами и датами. Прочитав такую историю, любой неподготовленный инвестор сможет оценить идею проекта по достоинству.
Следует особо остановиться на правовом статусе краудфандинга в России. Это связано с тем, что какое-либо законодательное закрепление понятия «краудфандинг» отсутствует, что касается, соответственно, и правового статуса лиц, участвующих в таком способе финансирования. Поэтому возникает вполне реальная угроза попадания на краудфандинговые площадки мошенников, которые собирают средства на несуществующие проекты и осваивают собранные средства в собственных корыстных целях.
Поэтому следует разработать нормативно-правовую базу, которая бы регламентировала взаимодействие участников в составе: пользовательское соглашение (регламентирует взаимоотношение платформы с пользователями); договор (регулирует отношения платформы с инициаторами проекта); договор на осуществление деятельности (регулирует отношения платформы с платежными системами); договоры займа / купли-продажи / оказания услуг (регламентируют взаимоотношения инвесторов с инициаторами проекта); порядок обработки персональных данных пользователей, положение о конфиденциальности информации.
Для практического использования краудфандинга инициатору проекта (МИП) необходимо реализовать ряд этапов:
- формирование идеи инновационного проекта;
- выбор определенной краудфандинговой платформы;
- размещение на платформе бизнес-плана инновационного проекта;
- сбор средств на реализацию инновационного проекта от инвесторов;
- при сборе необходимой суммы средств они передаются инициатору инновационного проекта;
- выплата вознаграждения инвесторам;
- запуск инновационного проекта на рынок.
В качестве краудфандинговых платформ должны быть использованы те, которые в настоящее время являются действующими в России.
Малые инновационные предприятия являются ведущим трендом стратегического развития современного сектора малого и среднего бизнеса национальной экономики. Их дальнейшее развитие в значительной мере затруднено из-за отсутствия финансовых ресурсов. Поэтому возникает необходимость поиска альтернативных традиционным источников финансирования, одним из которых является краудфандинг. Его реальное применение для целей финансирования проектов МИП сопряжено с созданием надлежащей законодательной базы и совершенствованием отечественных краудфандинговых платформ.