Бизнес или работа по найму
Для кого-то бизнес — это увлекательное приключение, которое каждый день мотивирует работать с еще большей отдачей для грядущего успеха и зажигает огонь в глазах. Для других же это дрожь в голосе и потные ладошки, постоянное нервное напряжение и прямой путь к затяжной депрессии — все зависит от характера. Разумеется, некоторые черты можно в себе развить, но прежде всего следует ответить на вопрос, нужно ли это. В конце концов, главная задача — идти по тому профессиональному пути, который делает человека счастливым.
Сложнее добиться успеха в бизнесе будет тем, кому близки следующие позиции:
- «меня напрягает принятие серьезных решений»;
- «я не люблю рисковать»;
- «мне важна стабильность»;
- «я хочу сразу видеть результат своей работы»;
- «я предпочту нормированный рабочий день»;
- «я выбираю меньший, но гарантированный доход».
Если большинство утверждений человеку близки, ему будет гораздо проще добиться успеха, работая по найму в государственной или коммерческой организации. Выбирая службу, люди стремятся заполучить ряд преимуществ, заручиться специфическими гарантиями и избежать определенных рисков.
Если, напротив, все вышеперечисленные утверждения вызывают зевоту, а в крови бурлят адреналин и стремление к долгому марафону за заветным результатом, пусть и с затянутыми поначалу поясами, то жизненная дорога однозначно ведет в бизнес!
Преимущества работы по найму в государственной или коммерческой компании:
- фиксированный объем работы. Для многих данное преимущество является спорным, учитывая наличие сверхурочных, но на корпоративной службе ваши обязанности строго регламентированы. Это касается как рядового сотрудника, так и менеджера. В сравнении с объемом работы предпринимателя нагрузка намного стабильнее;
- гарантированная зарплата. В то время как предприниматель никогда не может рассчитывать на конкретную сумму выручки, наемный работник может не беспокоиться о материальном состоянии.
За проделанную работу он при любом раскладе (кроме банкротства фирмы) получит вознаграждение. Работа в такой системе дает уверенность в ближайшем будущем, возможность без рисков планировать свой бюджет и двигаться по карьерной лестнице; - отсутствие крупных рисков. Безусловно, чем выше работник находится в иерархии корпорации, тем большей ответственностью он наделен. При этом он не несет тех рисков, которые волнуют каждого предпринимателя.
Преимущества предпринимательства:
- необходимость постоянно развиваться и познавать новое. Владение бизнесом означает, что успешность и заработок напрямую зависят от управленческих качеств. Благодаря этому всегда есть мотивация увеличивать свою эффективность. Для большинства людей совмещать работу и самосовершенствование — это непозволительная роскошь, а для предпринимателя — это стиль
жизни и необходимость; - свобода действий и выбора. Предприниматель работает ровно столько, сколько хочет и считает необходимым. Благодаря этому он всегда открыт новым знакомствам, возможностям и идеям, ведь от того, насколько он в тренде, напрямую зависит его успех. Несмотря на риски, он имеет эксклюзивное право диктовать свои условия;
- социальный вклад. Бизнес — путь не только к личному благосостоянию, но и к благосостоянию общества в целом. Запуск нового бизнеса создает новые рабочие места, а налоги, которые платит организация, идут на благо всей страны;
- работа в команде единомышленников. Запуская бизнес, предприниматель сам определяет, с кем ему предстоит работать. Грамотная кадровая политика не только приведет организацию к успеху, но и создаст максимально комфортную рабочую атмосферу;
- отсутствие потолка в доходе. Разумеется, отличные специалисты всегда в цене, и корпорации тратят огромные средства на работу HR‑отделов, чтобы найти идеального работника и предложить ему достойную заработную плату. Однако работа по найму всегда связана с лимитом заработной платы, который практически невозможно превысить. В бизнесе же предприниматель получает столько, сколько ему принесло его дело.
Каждый выбирает свой путь: бизнес или работа по найму. Но каждый предприниматель прекрасно понимает, что его жизнь — это работа 24 часа в сутки и в то же время ее полное отсутствие.
Занимаясь бизнесом, предприниматель получает шанс совмещать любимую работу, самосовершенствование и финансовое благополучие. Это то, ради чего люди идут в бизнес и делают все, чтобы он пошел в гору.
Когда запускать первый стартап
Прежде всего разберемся с юридическим ограничением по возрасту на запуск стартапа в России. Самостоятельно стать учредителем общества с ограниченной ответственностью или индивидуальным предпринимателем можно лишь с 18 лет, а с согласия родителей — уже с 14 лет. Однако успешным предпринимателям, чтобы сделать первые и очень важные шаги, не всегда требовалось юридическое оформление факта начала коммерческой деятельности.
Еще пятилетним мальчишкой Ингвар Кампрад начал продавать купленные тетушкой на распродаже в Стокгольме спички своим соседям по ферме Эльмтарюд церковного прихода Агуннарюд шведской провинции Смоланд. Даже на закате жизни он прекрасно помнил свой первый заработок: при закупочной цене меньше 1 эре он продавал коробок спичек по 2–3 эре. Заработав первые деньги и распробовав вкус предпринимательства, Ингвар уже не мог остановиться. Не проявляя особых успехов в учебе (из-за дислексии чтение и письмо давались ему с огромным трудом), еще подростком он наладил продажу разных мелочей (семена, ручки, рождественские игрушки и т. д.) через почтовые каталоги.
В 17 лет Ингвар основал компанию, название которой является акронимом его имени, а также названий фермы и прихода — ИКЕА. Потребовалось 15 лет для того, чтобы Кампрад открыл свой первый мебельный магазин, а затем еще пять лет, чтобы выйти на международный рынок. Сегодня ИКЕА — крупная корпорация, представленная магазинами более чем в 40 странах мира, с годовым оборотом в 59 млрд долл., которая не только продает доступную качественную мебель, но и знакомит покупателей с культурой и традициями Швеции, а также является законодателем экологических трендов в бизнесе. О первых шагах в бизнесе, победах и ошибках Ингвара Кампрада рассказывает его книга «Есть идея! История ИКЕА».
Будучи школьником, Джефф Безос вместе со своей подругой открыл детский лагерь «Институт мечты», десятидневное пребывание в котором обходилось его однокашникам в 600 долл. Программа была более чем специфической: курс включал лекции о сказках Джонатана Свифта, черных дырах и даже о ядерной войне. Однако в «Институт мечты» записалось шесть человек, что позволило Джеффу неплохо заработать летом, а также получить бесценный опыт.
В 1994 г. Безос открыл компанию Amazon, которая начиналась как книжный интернет-магазин, однако очень скоро предложение диверсифицировалось, и теперь на Amazon можно купить практически все за редкими исключениями, такими как лотерейные билеты, алкоголь, табак. На сегодняшний день капитализация Amazon превышает 1,5 трлн долл., а по стоимости на фондовом рынке компания стоит на третьем месте после Apple и Microsoft.
Один из самых харизматичных предпринимателей современности Ричард Брэнсон в 16 лет бросил школу, чтобы создать журнал для подростков «Student». Это издание давало молодежи возможность выплеснуть свои эмоции, представить свою точку зрения и поведать о современной молодежной культуре. После того как первые несколько выпусков журнала вышли в свет, Брэнсон получил письмо от директора школы, в котором говорилось, что Ричарду уготована судьба заключенного либо миллионера.
Сегодня Брэнсон фактически является владельцем пароходов, самолетов, киностудии, туристической и алкогольной компании… Всего в портфеле Virgin Group, основанной в 1970 г., более 400 компаний, а ее годовой оборот превышает 22 млрд долл. В 2021 г. Брэнсон отправился в космос в составе экипажа первого полета космоплана его компании Virgin Galactic, совершив очередную революцию в мире бизнеса.
Легендарный инвестор Уоррен Баффет еще подростком заработал первые деньги, торгуя жевательной резинкой и газетами, и сразу вложил их в три автомата для игры в пинбол, которые он установил в мужских парикмахерских. Затем он продал эти автоматы за 1200 долл.
Сегодня его холдинговая компания Berkshire Hathaway с оборотом 242 млрд долл. известна тем, что ее акции растут в среднем на 20% в год уже на протяжении полувека!
Авторы учебного пособия не приводят примеров успеха российских бизнесменов, поскольку история современного бизнеса в России насчитывает всего три десятилетия и очень сложно найти мотивирующие предпринимательские рассказы из детства российских бизнесменов. В Советском Союзе спекуляция была уголовно наказуемым преступлением, однако успешные российские бизнесмены, к примеру Олег Тиньков, создатель «Тинькофф Банка» с активами 859 млрд руб., не стесняются рассказывать о таком начале предпринимательской деятельности, как фарцовка в подростковом возрасте. Советское прошлое осталось позади, и именно новому поколению российских предпринимателей предстоит создавать истории успеха: успеха своего стартапа, своего личного успеха и успеха своей страны.
Определение своих сильных сторон: что поможет добиться успеха
Достичь предпринимательских высот можно лишь в той сфере, которая по-настоящему интересна и в которой основатель стартапа отлично разбирается или очень хочет разобраться, развивая при этом те деловые навыки, которые необходимы каждому предпринимателю.
Для начала важно определить свои сильные стороны. Генри Форд был уверен, что лучшая работа — высокооплачиваемое хобби. Следовательно, прежде всего предпринимателю надо честно ответить на вопрос, что его искренне мотивирует, за трендами какой сферы он следит с максимальным вниманием, что у него получается лучше всего. Фанатам кулинарии явно будет проще открыть свой ресторан, контролировать все процессы на кухне и тем самым занять свое место на рынке. Если предприниматель с головой погружен в изучение истории своего города, его экскурсионное бюро имеет все шансы на успех. Лучшая станция техобслуживания автомобилей будет создана человеком, для которого времяпрепровождение в гараже с инструментами в руках является отдыхом. Если рутина повседневной жизни не оставляет времени на хобби и трудно с ходу определить свои увлечения и сильные стороны, резонно вспомнить, какие сферы были особенно интересны в детстве.
Однако помимо энтузиазма каждому предпринимателю необходимо иметь определенные профессиональные навыки либо подбирать в команду тех, кто таковыми навыками обладает. Речь прежде всего идет о «гибких навыках».
Гибкие навыки (часто используется английский термин softskills) — это комплекс надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе и высокую производительность. Гибкие навыки не связаны с конкретной предметной областью, к ним относятся навыки коммуникации, самоорганизации, работы с информацией, а также умение нестандартно мыслить и находить оригинальные решения. Понятию «гибкие навыки» часто противопоставляются «жесткие навыки» — знания и умения, специфичные для конкретной профессии (для программиста — язык программирования, для учителя — педагогика и т. д.).
Для начинающего предпринимателя, не обладающего должным опытом, самыми сложными задачами традиционно являются проведение успешных переговоров и первые шаги в продажах. Ведя свой бизнес, начинающий предприниматель учится планировать свое время и выполнять поставленные задачи в срок. Для основателя стартапа обычной является ситуация, при которой все задачи выполняются одним человеком и контролируются лично. Когда задач становится слишком много для одного человека, приходится расширять команду. Навык делегирования задач крайне важен для предпринимателя и неотъемлемо связан с умением понимать, в какой именно сфере скопилось много задач, требующих немедленного решения.
Предприниматель должен быть готов учиться и не ставить себе ограничения, убеждая себя в том, что какое-то дело может ему не подойти. Любой основатель компании должен научиться не унывать после неудачи.
Начинающий предприниматель должен понимать, что на пути развития своего бизнес-проекта он столкнется с немалым количеством трудностей, которые он должен уметь преодолевать, чтобы не бросить начатое дело. Важными чертами для него являются целеустремленность и стрессоустойчивость, которые помогут довести начатое до логического завершения, а не бросить его и хвататься за новую идею. В этом очень поможет твердость характера.
Зачастую в процессе ведения собственного бизнес-проекта возникает необходимость принимать нестандартные решения. Предпринимателю жизненно необходимо быстро находить выход из сложившейся ситуации, а не игнорировать насущные проблемы и вопросы, неизбежно возникающие при осуществлении своей деятельности.
Стартап часто развивается в условиях неопределенности, когда не существует готовых решений, которым можно было бы следовать для достижения гарантированного успеха. Предпринимателю нередко приходится рисковать и использовать свое предпринимательское чутье.
Основатель стартапа должен понимать, в каком направлении развиваются рынок, на котором он работает, прогресс и технологии, чтобы постоянно оставаться в курсе событий и чувствовать, что необходимо его клиентам.