В современном мире международная торговля играет ключевую роль в экономическом развитии государств, поэтому таможенные пошлины, их классификация, ставки и порядок их исчисления имеют особую актуальность. Таможенные пошлины являются одним из основных инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности, они оказывают влияние на уровень импорта и экспорта товаров, а также на конкурентоспособность отечественных производителей.
Таможенная пошлина представляет собой государственный налог, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товаров и служащий необходимым условием для их перемещения через таможенную границу. Этот сбор представляет собой значительный источник поступлений в государственный бюджет, на долю которого приходится более 35% от общего объема поступлений [1]. Налоговые пошлины законодательно установлены и детализированы в Налоговом кодексе Российской Федерации. Однако сфера таможенных пошлин регулируется многочисленными нормативными правовыми актами. Например, Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» имеет международно-правовую силу. Законодательная база для введения таможенных пошлин в Российской Федерации изложена в Законе «О таможенном тарифе» [2].
Таможенные пошлины могут быть классифицированы несколькими способами в зависимости от предполагаемых целей их взимания, объектов налогообложения, методов расчета ставок, характера происхождения и страны происхождения товара.
Что касается целей их взимания, то эти пошлины служат налоговым целям, направленным на получение доходов бюджета (фискальные пошлины), или протекционистским целям, связанным с торговыми и политическими соображениями, такими как защита внутреннего рынка или стимулирование местных производителей (протекционистские пошлины).
Что касается объектов налогообложения, то во всем мире и в России преобладают импортные пошлины, взимаемые с импортируемых товаров или товаров, вывозимых с таможенных территорий внутри страны. Они служат различным целям, включая фискальные цели и стимулирование экспорта. Экспортные пошлины, менее распространенные и применяемые в России, преследуют такие цели, как пополнение бюджета, выравнивание цен между внутренним и внешним рынками и борьба с монополиями. Транзитные пошлины, которые встречаются редко из-за того, что страны отдают приоритет увеличению транзита, являются в основном налоговыми и взимаются за транспортировку товаров внутри страны.
В зависимости от метода расчета таможенные пошлины подразделяются на адвалорные, специфические или комбинированные. Адвалорные ставки представляют собой проценты, основанные на таможенной стоимости товаров, и выгодны для налогообложения дорогих товаров. Конкретные ставки устанавливают денежные суммы за единицу и выгодны для налогообложения более крупных и дешевых товаров. Комбинированные ставки включают оба типа, обычно для оплаты используется более высокая расчетная сумма.
Что касается характера происхождения, автономные пошлины устанавливаются страной вне рамок двусторонних или многосторонних соглашений, в то время как конвенционные пошлины устанавливаются в ходе переговоров между сторонами, предотвращая одностороннее повышение.
В зависимости от страны происхождения пошлины могут быть максимальными, минимальными или преференциальными на основе различных режимов и льготных ставок, предлагаемых конкретным странам или группам, часто ниже минимальных ставок или даже нулевых, особенно для развивающихся стран.
Особые пошлины включают специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные, карательные и сезонные таможенные пошлины. Они служат различным целям: от защиты отечественных производителей от неблагоприятных условий импорта до нейтрализации воздействия субсидий на импортируемые товары. Кроме того, в ЕС к сельскохозяйственной продукции применяется скользящий сбор, позволяющий сбалансировать мировые и внутренние цены, увеличивая прибыль фермеров [3].
Согласно статье 52 Таможенного кодекса ЕАЭС, таможенные пошлины рассчитываются лицом, ответственным за их уплату, за исключением ситуаций, когда расчет осуществляет таможенный орган.
Таможенные пошлины определяются таможенным органом при различных обстоятельствах:
- После выпуска товаров, если первоначально пошлины были рассчитаны неправильно;
- При расчете платежей;
- При определенных обстоятельствах, таких как сбои в декларировании товаров в установленные сроки или когда декларанты не выполняют действия, определенные в статье 117 ТК ЕАЭС;
- В случаях, когда обязательство по уплате пошлин и налогов касается конкретных лиц или ситуаций;
- На условиях, определенных Комиссией и законодательством государств-членов для исполнения пошлин и налоговых платежей;
- Когда возникают события после выпуска, которые требуют уплаты пошлин и налогов, но первоначально не были рассчитаны плательщиком.
Информация о расчетах пошлин указывается в соответствующих таможенных документах, определенных Комиссией. Когда таможенные пошлины уплачиваются на основании конкретных таможенных документов, указанных Комиссией, таможенный орган регистрирует подробную информацию об этих платежах.
Таможенные пошлины обычно рассчитываются в валюте государства-члена, в котором они подлежат уплате. Таможенная пошлина рассчитывается в соответствии с базой расчета пошлины на товары и соответствующей ставкой пошлины, установленной для этих товаров.
Согласно статье 53 Таможенного кодекса ЕАЭС, таможенные пошлины исчисляются исходя из ставок, действующих на момент регистрации таможенной декларации таможенным органом. Конкретные товары, облагаемые экспортными пошлинами, облагаются по ставкам, установленным законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Ввозные таможенные пошлины определяются по ставкам Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза. Несоответствие критериям тарифных преференций приводит к применению Единого таможенного тарифа. Вывозные таможенные пошлины основаны на ставках, установленных законодательством государства-члена, в котором они подлежат уплате [4].
Таким образом, таможенные пошлины играют важную роль в регулировании международной торговли и имеют прямое влияние на экономическое развитие государств. Изучение классификации таможенных пошлин, определение оптимальных ставок и порядка их исчисления является ключевым фактором для эффективного управления внешнеэкономической деятельностью и повышения конкурентоспособности товаров на мировых рынках.
Авторы:
К.А. Назарова, студент;
В.В. Сыроижко, д-р экон. наук, профессор;
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Россия, г. Воронеж)
Библиографический список
- Баташев, Р.В. Специфика и механизмы применения таможенных пошлин в регулировании внешнеэкономической деятельности / Р.В. Баташев // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – № 12-1(70). – С. 76-80. – DOI 10.24411/2411-0450-2020-11020. – EDN IPJMQT.
- Маннанова, А.М. Таможенные пошлины в России: Актуальные проблемы взыскания пошлин / А.М. Маннанова // Вестник науки и образования. – 2018. – Т. 2, № 1(37). – С. 37- 40. – EDN YLVHHG.
- Непарко, М.В. Понятие, классификация и порядок расчета таможенных платежей / М.В. Непарко, Ш.Ш.К. Аширова // Форум молодых ученых. – 2018. – № 10(26). – С. 868-873. – EDN PNOVEH.
- «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (ред. от 29.05.2019, с изм. от 18.03.2023) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // КонсультантПлюс. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/a66cbe9eb0c44d65b19ca20dc153b3a714a303bb/ (дата обращения: 25.12.2023).