В условиях научно-технического прогресса постиндустриального общества в научных исследованиях экономистов и управленцев все чаще встречается понятие «креативная экономика», которая является механизмом раскрытия творческой энергии людей в новых социально-экономических условиях человеческого общества.
Слово «креативность» связано с новизной, воображением, вдохновением, изобретательностью и мастерством. Под креативностью понимается формулировка новых идей и применение этих идей для создания оригинальных произведений искусства и культуры, функциональных разработок, научных изобретений и технологических инноваций [5].
Основополагающими работами в данной области считаются труды члена консультационного совета по креативной экономике ООН Дж. Хокинса [11], экономиста и социолога Р. Флориды [10] и эксперта Всемирного банка Ч. Лэндри [6], в которых креативность рассматривается как атрибут успешного развития новой экономики.
По мнению Дж. Хокинса, особенность креативной экономики проявляется в системе специфических социально-экономических отношений между собственно экономикой и творческим подходом к её развитию и совершенствованию, что приводит к становлению и развитию нового креативного сектора постиндустриальной экономики, в основе которого лежит интенсивное использование творческих и интеллектуальных ресурсов.
Р. Флорида в основу специфики креативного сектора положил признак профессий, рода занятий работников в креативной экономике. Ч. Лэндри включил в креативную экономику не только креативные индустрии, но и пространство – «креативный город». Облик современных городов активно изменяют люди, а городское пространство – это отражение человеческого капитала.
В современном мире креативная экономика мотивирует привлекательность инвестиционного климата, модернизацию сфер образования и науки, развитие специфических направлений социальной сферы.
Все это позволяет объединить различные направления креативной деятельности в отдельный, самостоятельный «креативный» сектор экономики.
В чем состоит особенность «креативной экономики» в целом?
Термин «экономика» (гр) означает управление хозяйством (производство – распределение, обмен, потребление), основой которого являются соответствующие социально-экономические отношения.
Формирование новых более высоких потребностей обуславливает поиск более совершенных механизмов их удовлетворения. Удовлетворение этих потребностей может осуществляться как традиционными способами, так и новыми, нестандартными, креативными технологиями. Поэтому термин «креативность» как творчество в настоящее время все чаще стал ассоциироваться со способностью личности в процессе решения возникающих проблем находить новые, нестандартные, оригинальные подходы, основанные на новых знаниях, умении, навыках. Появляется понятие «креативная личность». Следовательно, креативная личность – это специфическая личность, обладающая способностью самовоспроизводить принципиально новые знания, умения, навыки и компетенции. Это творческая способность нестандартно мыслить, генерировать новые идеи и решения. Это осуществление быстрого и эффективного интеллектуального прорыва в решении проблемных ситуаций [1].
К известным формам проявления креативности относятся инновации, изобретения, открытия.
Основными факторами, определяющими креативность, являются, с одной стороны, гибкость мышления, оригинальность, изобретательность, чувствительность к проблемам; с другой стороны, жизненный опыт и индивидуальные знания личности в определенной сфере. Посредством креативности открываются совершенно новые рациональные связи.
Креативность проявляется в активизации творческого потенциала человека, его способности творчески подходить к генерированию идей и решению проблемных ситуаций, правильно и своевременно реагировать на различные новшества и новации.
Таким образом, креативная экономика – это совокупность специфических социально-экономических отношений, возникающих по поводу производства, распределения, обмена и потребления, основанных на нестандартных, нетрадиционных концепциях, стратегиях, мероприятиях, обеспечивающих эффективное решение социально-экономических проблем на основе новых знаний и качественно новых решений [9].
Креативные решения в экономике – это всегда результат творческого нестандартного подхода в принятии управленческих решений. Они основаны на методологии принятия оригинальных и нетрадиционных управленческих решений как в целях стратегического развития, так и преодоления кризисных ситуаций для обеспечения успеха в конкурентной борьбе.
Значит, главным фактором экономического развития постиндустриального общества становятся креативные человеческие ресурсы, обладающие способностью креативного мышления в принятии и реализации экономических решений во всех сферах народного хозяйства. Креативность является главным потенциалом и инструментом наряду с традиционными способами мышления и управления в экономике [4].
Следовательно, креативное управление социально-экономическим развитием в условиях неопределенности и перманентно возникающих кризисных ситуаций – это неотъемлемая характеристика креативной экономики. Лидерами социально-экономического и научно-технического прогресса станут только те компании, которые освоят науку креативного управления.
В такой креативной экономике меняется структура материальных и нематериальных активов компаний, возрастает доля креативно-интеллектуальных затрат. Управляющие креативной экономики должны обладать: высоким уровнем креативно-интеллектуальной подготовки; аналитическим и прогностическим нестандартным мышлением; высоким уровнем профессиональной подготовки и достойным высшим образованием; владеть современными инструментами и методами, инструментарием социально-психологического управления людьми.
Повышение квалификации кадров креативной экономики обеспечит гибкость в принятии решений, быстрое переключение управляющих с одной проблемы на другую, быстрое нахождение эффективных нестандартных управленческих решений, создающих возможность повысить эффективность социально-экономического развития.
Итак, креативная экономика в отличие от экономики знаний главным источником экономического роста рассматривает не технологии и знания, а креативные идеи, содержащие оригинальные технологии и знания, реализуемые в сферах культуры. Приоритетной целью креативной экономики является формирование сбалансированного самоподдерживающегося роста для увеличения уровня занятости и благосостояния граждан. Но такой вариант возможен, если творческая личность обладает не только креативными идеями, но и способна креативно мыслить в принятии и реализации экономических решений. Без креативного управления креативными идеями невозможно добиться поставленных целей и задач социально-экономического развития экономики [2].
В России в настоящее время большое внимание уделяется не только инновациям различного свойства на федеральном и региональном уровнях, но и новому направлению в экономике – креативной экономике. Это направление развивается с начала 2000-х гг., причем в основном усилиями социологов, культурологов, архитекторов. Креативная экономика меняет традиционные представления о моделях экономического роста, источниках создания добавленной стоимости, факторах размещения бизнеса. Креативная экономика предъявляет иные, чем индустриальная экономика, требования к рабочей силе, производственной инфраструктуре, институциональному окружению [5].
Концепция креативной экономики развивается очень быстро. Даны определения таким понятиям как: «креативный класс», «креативная индустрия», «креативный город», хотя единого определения креативной экономики не существует.
Креативная экономика – это развивающееся понятие, основой которой становятся креативные активы, за счет которых происходит рост и развитие. Она способствует формированию доходов, созданию рабочих мест, доходов от экспорта, способствует социальной адаптации, культурному разнообразию и развитию человека. Креативная экономика охватывает экономические, культурные, социальные аспекты, включая в себя также технологическое развитие и вопросы интеллектуальной собственности.
Внимание к креативным индустриям было обусловлено переходом к постиндустриальному развитию, появлению новых сфер, в первую очередь, информационного сектора [7].
Р. Флорида разделяет креативный класс на две части. Ядро составляют люди, занятые в научной и технической сферах, архитектуре, дизайне, образовании, искусстве, музыке и индустрии развлечений. Помимо ядра креативный класс включает обширную группу креативных специалистов, работающих в бизнесе и финансах, праве, здравоохранении. Концентрация креативной рабочей силы в самостоятельный креативный класс становится двигателем инноваций в области науки, новых подходов в предпринимательстве, искусстве, дизайне [10].
В настоящее время основным средством производства становятся интеллектуальные ресурсы каждого отдельного человека.
Креативные индустрии, активно развиваясь, производят все больший объем товаров как во всем мире, так и в России. В период с 2002 по 2011 гг. объём импорта креативных продуктов в Россию увеличился более чем в 5,5 раз. А рост объёма экспорта за 10 лет (в млн долл.) – в 1,7 раза [5]. Такая тенденция характерна для многих развивающихся стран, а развитые страны имеют примерно равный объем экспорта-импорта.
В целом производство креативных товаров имеет тенденцию к устойчивому развитию. Устойчивый рост демонстрируют такие креативные индустрии, как мода, пошив игрушек, создание интерьеров, издательское дело. Колоссальный рост объёмов экспорта и импорта показывают новые СМИ. Нестабильным спросом характеризуются художественные ремесла и аудиовизуальное искусство.
Таким образом, для развития креативной экономики необходимы соответствующие предпосылки: качество жизни, уровень образования, наличие человеческого и технологического потенциала. Условия для развития креативной экономики индивидуальны для каждой страны.
Рост креативного класса сегодня объективно необходим. Если в ХХ в. представители творческих профессий считались богемой и были отделены от общества, то сейчас происходит активная социализация представителей креативных профессий. Преодолевается социальная замкнутость, усиливается социальная защищённость в творческих профессиях, предлагаются новые формы занятости и организации трудовой деятельности. В креативной экономике находит основу для возрождения ручной труд, а товары с маркировкой hand made получили новый статус.
Креативная экономика включает не только креативные индустрии, но и пространство, в котором творческим людям будет комфортно создавать новые продукты. Ч. Лэндри называет такое пространство «креативный город» – метод городского планирования, который даёт людям творчески мыслить и управлять воображением и талантом.
В России правительство официально пока не поддерживает развитие креативных пространств, препятствуя культурному развитию территорий. Бюрократия и отсутствие государственной поддержки значительно тормозят трансформацию территорий и развитие креативной экономики в целом.
А между тем креативная экономика значительно расширяет возможности традиционного производства товаров и услуг. Люди перестают быть изолированы от экономики. Креативные индустрии эффективно развиваются и вписываются в отрасли традиционной экономики.
Интерес к теме креативной экономики в обществе растет. Его подогревают глобальные проблемы. Неслучайно ООН объявила 2021 год Международным годом креативной экономики в целях устойчивого развития [12].
Тема креативной экономики становится все более актуальной и в России. В 2021 г. была создана Федерация креативных индустрий и принята «Концепция развития творческих индустрий до 2030 г.».
Современный мир стоит перед множеством глобальных проблем. Развитие креативной экономики может стать ответом на некоторые глобальные вызовы [1]. Одна из таких проблем – цифровизация и угроза вытеснения человеческого интеллекта. Искусственный интеллект эффективно осуществляет множество операций в таких отраслях, как транспорт, сельское хозяйство, финансы. В то же время в отдельных отраслях экономики искусственный интеллект может стать конкурентом человеческому интеллекту и постепенно привести к вытеснению человеческого труда машинным. Этот процесс создает угрозу безработицы: согласно исследованию Оксфордского университета, до 35% работников в Великобритании и 47% в США рискуют быть вытесненными с рынка труда технологиями в течение 20 лет (Frey Osborne, 2017). Следовательно, креативность является ключевым препятствием для компьютеризации, т.к. навыки для создания инноваций не всегда могут быть заменены машинами. Замещение их компьютерами маловероятно.
Еще одна проблема – климатические изменения в глобальном мире, на которые мировое сообщество отвечает введением новых стандартов производства и потребления, ориентированных на «зеленую» экономику и устойчивое развитие. Креативный сектор совместим с целями и задачами, направленными на защиту окружающей среды. Компании креативного сектора являются лидерами снижения потребления энергии и воды, а продукты креативных индустрий нематериальны или могут быть представлены в цифровом формате.
На фоне продолжающихся процессов глобализации в мире развивается и процесс локализации. Продукты креативной экономики глобальны, а их источником зачастую являются традиции и культура локальных сообществ. Процесс локализации поддерживается сохранением культурного наследия и ценностью локальных культур, хотя культурные дистанции между странами не уменьшаются.
В России креативная экономика является значимой частью всей экономики, но ее роль меньше, чем у стран-лидеров развития креативной экономики. Доля креативных индустрий в России составляет 2,4% ВВП, а в Италии – 6,1%, Великобритании – 5,8%, Австралии – 5,7% [1].
В основе большой части сложностей, с которыми сталкиваются креативные сообщества, лежат институциональные и социокультурные барьеры.
Институциональные барьеры касаются пяти сфер – экспорта, человеческого капитала, финансирования, регулирования и интеллектуальной собственности. Они недостаточно ориентированы на малые предприятия; у представителей креативных отраслей не хватает юридических и экономических знаний; слабо развито межведомственное взаимодействие по вопросам развития креативной экономики; ограничено число потенциальных источников финансирования; недостаточно эффективна защита прав интеллектуальной собственности.
Социокультурные барьеры – это превалирующие в обществе ценности и поведенческие установки: низкий уровень индивидуализма и самовыражения; низкие уровни толерантности и социального капитала. В результате наблюдается разобщенность российского общества и неготовность людей и организаций кооперироваться.
Поскольку преодоление институциональных барьеров возможно в случае реализации государственными органами власти разных уровней целенаправленной политики в области креативной экономики, то социокультурные ограничения могут быть ослаблены только усилиями всего общества.
Но Россия обладает значительным конкурентным преимуществом перед другими странами – большими запасами человеческого капитала. Наибольшее значение имеют показатели охвата высшим образованием: 57% людей в возрасте 25–64 лет (среди стран ОЭСР более высокое значение этого показателя в Канаде). При этом среди выпускников школы за последние 5 лет его получают 82% (17 место из 118 стран, что выше, чем в Германии, Франции, Канаде, Италии и Великобритании) [1].
Таким образом, человеческий капитал в России является основным ресурсом креативной экономики и движущей силой ее развития. Но реализация потенциала креативной экономики возможна только при условии снятия барьеров [7].
2021 год стал поворотным: на федерльном уровне принят ряд ключевых документов концептуального характера и проектов, обеспечивающих системную государственную поддержку креативных индустрий и её талантливых представителей. Это взаимосвязанные блоки: институциональная, грантовая и проектная поддержки; проведение ключевых общероссийских событий.
Креативные индустрии – это индустрии с преобладанием творческого труда и высокой добавленной стоимости, опирающиеся на капитализацию и коммерциализацию прав интеллектуальной собственности. Её отличие от традиционной экономики состоит в центральной роли творческой личности.
В России пока нет официального, законодательного определения креативных индустрий. Не существует универсального прикладного понимания креативной экономики. Впервые официальное понятие креативных индустрий появилось в документе «Основы государственной культурной политики», утвержденном Указом Президента РФ от 24.12.2014 г. № 808. К сфере творческих индустрий отнесены: промышленный дизайн, индустрии моды, музыки, кино и телевидения, производство компьютерных игр, галерейный и издательский бизнесы, книготорговля, рекламное производство и средства массовой информации. Но перечень оказался неполным. В него, например, не попали объекты интеллектуальной собственности. Пока в России не удалось сформировать единое понимание, которое разделялось бы всеми заинтересованными участниками процесса, закрепить легальное определение креативных индустрий и креативной экономики.
В соответствии с подходами ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) креативные индустрии сочетают создание, производство и коммерциализацию творческого содержания, которое выражено в форме результатов интеллектуальной деятельности и защищено интеллектуальным правом, может принимать форму товара или услуги.
Сегодня в России креативные индустрии выпадают из функционала всех отраслевых министерств и ведомств по всей вертикали государственного управления. Необходимо сформировать специальный орган государственного или государственно-общественного управления, который будет наделен полномочиями по реализации межотраслевой/межведомственной поддержки творческих (креативных) индустрий, а также функциями координатора по этому направлению не только на федеральном, но и на региональном и муниципальном уровнях. Это позволит добиться устойчивого развития России и перехода к инновационной экономике.
Автор:
Сажина Муза Аркадьевна
Доктор экономических наук, заслуженный профессор МГУ, профессор кафедры экономики инновационного развития факультета государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова.
Библиографический список
- Аузан А. А., Бахтигараева А. И., Брызгалин В. А. Развитие креативной экономики России в контексте современных вызовов // Журнал новой экономической ассоциации. — 2022. — 2 (54). — С. 213—220.
- Дилтс Р. НЛП: Управление креативностью. — СПб. : Питер, 2003.
- Инновационная экономика: Научно-методическое пособие. М. / под ред. М. А. Сажиной. — Инфра-М, 2014.
- Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / под ред. Б. З. Мильнера. — Инфра-М, 2011.
- Каменских М. А. Теоретико-методологические подходы к понятию «креативная экономика» и оценка уровня развития креативной экономики США и России // Экономический анализ: теория и практика. — 2013. — 20 (323). — С. 16—20.
- Лэндри Ч. Креативный город. — М., 2006. — 399 с.
- Макроносов А. Г., Крутин Ю. В. Человеческий капитал или человеческий потенциал // Идеи и идеалы. — 2017. — 2 (32).
- Сажина М. А. Управленческая экономика. — М.: Инфра-М, 2016.
- Самородова Д. Креативность: мифы и реальность // Смена. Январь. — 2008. — С. 44—51.
- Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. — М. : Классика – XXI, 2007. — 421 с.
- Хокинс Д. Креативная экономика: как превратить идеи в деньги. — М. : Классика – XXI, 2011. — 256 с.
- United Nations Conference on Trade and Development. — URL: https://unctad.org.