Валютный контроль (далее – ВК) в РФ предполагает выполнение одной из главных и значимых задач работы таможенных органов (далее – ТО). Именно от эффективности ВК зависит развитие государства, так как основной задачей является соблюдение валютного законодательства. Система валютного контроля (далее – ВК) в РФ динамично изменяется, а также трансформируется в рамках особенностей внешнеполитической ситуации и тенденций развития мировой экономики. Ежегодно появляются нововведения в валютном законодательстве.
Проанализировав научную литературу [1-3], а также нормативные документы в области валютного контроля, можно предложить следующее понятие ВК: комплекс закреплённых мер административного и организационного характера, находящиеся в сфере компетенции государственного органа или иной организации, уполномоченной в области ВК, а также направленных на реализацию порядка совершения валютных операций и сделок в части валютных ограничений и мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений в области валютного законодательства. В соответствии сформулированным определением понятия ВК можно выделить его сущностные характеристики (рисунок). Основной целью ФЗ №173 [4] является обеспечение устойчивости национальной валюты, а также стабилизация внутреннего рынка валют. В течение последних нескольких лет в российское валютное законодательство внесли порядка 60 изменений.
Полномочность таможенных органов (далее – ТО) в области ВК позволяет выявлять нарушения по части валютного законодательства, а также пресекать такие незаконные действия участников валютных операций. В том числе нарушение обязанности резидентов по репатриации валютной выручки в РФ, так как с 1 июля 2021 года обязанность действует только в отношении товаров сырьевого экспорта.
Валютное законодательство в самом начале своего пути имело очень важное место в специфике таможенного регулирования, а также в целом в политике государства, полностью отражающем направленности его политики на достижении тех или иных целей, которые напрямую касаются правовых норм, в том числе и пресечения нарушений законодательства.
Рис. Сущностные характеристики понятия валютного контроля
Обобщая, провести хронологию изменений в законодательстве по части ВК не трудно, достаточно провести сравнение изменений НПА на уровне стран ЕАЭС, а также просто взглянуть на актуальное законодательство, что очень важно, так как это позволяет выявить изначальное положение дел, связанных с валютным контролем. Очень важным направлением в рамках ЕАЭС является стандартизация законодательства для упрощения взаимоотношений и ускорения всех процессов, связанных с таможенным делом. Ситуация на данный момент очень интересна для анализа. Проведя анализ в части валютного законодательства стран-членов ЕАЭС, можно сделать вывод о том, что с самого начала ЕАЭС существуют различия в таком валютном законодательстве. Не говоря уже о том, что изменения и адаптация к новым условиям необходимы всегда, стоит выделить то, что саму «либерализацию» ВК принёс факт устаревания законодательства, так как время не стоит на месте, и появляются новые условия, собственно, почему и были необходимы изменения.
На данном этапе совершенствования валютного законодательства уже можно сказать о проведенных глобальных изменениях, которые можно наблюдать на практике и делать выводы об этом, изучая полученные статистические данные работы ОВК ТО РФ [5]. Так, уже в 2021 году были предприняты изменения по части экспортеров несырьевых неэнергетических товаров и были сняты все избыточные ограничения в сфере валютного контроля, то есть отменено требование о репатриации выручки в иностранной валюте для российских экспортеров несырьевых неэнергетических товаров. Обязательная продажа валютной выручки является очень важным направлением, которое под санкционным давлением играет роль отличного регулирующего инструмента.
Говоря в целом, очень важные изменения по репатриации валютной выручки в отношении внешнеторговых контрактов, заключённых между резидентами и нерезидентами, по которым сумма обязательств определена в валюте РФ, предусматривающих услуги, либо передачу несырьевых товаров, а также интеллектуальной собственности, обязанность по репатриации валютной выручки в рублях была отменена с начала 2020 года, а касательно сырьевых товаров и их передачу резидентами нерезидентам, включённых в товарную номенклатуру ВЭД ЕАЭС под определёнными кодами сырьевых товаров по поэтапной схеме, начиная с 10 процентов от суммы контракта в 2020 году, заканчивая всей суммой контракта с 2024 года. Данные изменения касались тех внешнеторговых договоров, расчеты по которым производились в рублях.
Очень важно упомянуть изменения, касающиеся ответственности. Так, например, был увеличен срок без начисления штрафа для предоставления резидентов в уполномоченный банк форм учёта и отчётности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций до 90 календарных дней.
Также из ближайших изменений валютного законодательства по части либерализации есть законопроекты, которые несут влияние и способствуют смягчению ответственности экспортёров за нарушения при получении валютной выручки, которое было осложнено санкционным влиянием.
Так, законопроектом Правительства РФ, вынесенным на рассмотрение в конце марта 2022 года, предполагает внесение изменений, включающих, в основном, понижение административных штрафов.
В заключении можно сделать вывод о роли ТО в качестве органа ВК, с основными задачами по контролю операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС. Также ТО контролируют соблюдение сроков перечисления выручки на счета в уполномоченные банки соответствующим внешнеторговым контрактам. Текущее направление валютного законодательства предполагает очень важную роль регулятора и двигателя развития, предполагающее стимулирование развития бизнеса, а также почвы для инвестиций. Также в области валютного контроля очень важную роль играет обязательная продажа валютной выручки, регулируя которую можно воздействовать на уровень инфляции, регулировать курс валют.
Авторы:
А.В. Агапова, канд. экон. наук, доцент; Р.Х. Кочкаров, д-р с.-х. наук, доцент; Р.М. Аширов, старший преподаватель; Северо-Западный институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия, г. Санкт-Петербург)
Библиографический список
- Агапова А.В., Андреев К.К., Смык Д.А. Совершенствование валютного контроля, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации за экспортно-импортными операциями организаций // Право и экономика. – 2019. – № 9. – С. 64-73.
- Абусуфянова, З.Х.Т. Роль таможенных органов в системе контроля за соблюдением валютного законодательства российской федерации // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. – 2020. – Т. 34, № 2. – С. 77-84.
- Николаева, И.Г. Валютный контроль за операциями участников ВЭД после принятия особых экономических мер / И.Г. Николаева // Таможенное дело. – 2022. – № 2. – С. 23-31.
- ФЗ от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»
- Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов РФ за 2019-2022 год. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/pravooxranitel-naya-deyatel-nost-/informacziya-upravleniyatamozhennyx-rassledovanij-i-doznaniya .