Скорость изменения внешней среды продолжает увеличиваться в современных условиях. Для выживания предприятия используют стратегический менеджмент. Если рассмотреть процесс стратегического планирования, то можно заметить, что он начинается с формулировки миссии. Ею определяются стратегические цели, а поддержка и понимании миссии персоналом обуславливает успешность реализации стратегии. Учитывая важность миссии, для выживания организации крайне необходимо понять ее суть.
Так, Л.И. Пугина и Е.В. Родионова рассматривая определения, данные различными авторами считают, что миссия может трактоваться: как философия компании (в которой раскрывается ее предназначение, отражается смысл существования организации, ее отличие от других компаний); как развернутая характеристика компании (в которой указаны основные направления ее деятельности, перечисляется выпускаемая продукция, рынки сбыта, конкурентные преимущества, основные группы клиентов) [1].
Таблица 1. Подходы к трактовке понятия «миссия»
Подход | Авторы | Определение миссии |
«как философия компании» | О. С. Виханский | Миссия – это философия и предназначение, смысл существования организации [2]. |
В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова
|
Миссия – это деловое понятие, отражающее предназначение бизнеса, его философию [3]. | |
М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури | Миссия – это основная общая цель организации, четко выраженная причина ее существования [4]. | |
П. Друкер | Миссия – это основная цель, ради достижения которой компания создается. Она имеет комплексный характер, включает в себя как внешние, так и внутренние ориентиры деятельности компании, выражает сущность делового успеха, к которому она стремится [5]. | |
«как развернутая характеристика компании» | А. Томпсон, А. Стрикленд | Миссия описывает нынешний бизнес компании. В ней содержится общая характеристика сегодняшних возможностей организации, ее целевой аудитории, видов деятельности и структуры бизнеса [6]. |
Можно заметить, что согласно таблицы 1 мнение некоторых авторов (таких как П.Друкер, М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури) соответствуют в некотором смысле сразу двум указанным подходам к понятию «миссия».
Крючков В.Н. рассматривает миссию при помощи подходов: «отличающаяся от главной цели»; «как вирус»; «с точки зрения миссиологии» [7]. Подход к формулировке миссии «отличающаяся от главной цели» состоит в том, что автор считает главную цель фирмы – максимизацию прибыли раздражающей для клиентов, поскольку это затрагивает их кошельки. Поэтому предназначение миссии – это обещание клиенту, сформулированное на языке эмоций и по силе эмоционального воздействия равное или превосходящее видимую (вычислимую) прибыль фирмы [8]. Следующий подход к формулировке миссии «как вирус» учитывает несовпадение системы ценностей потребителей и фирмы. Поэтому предлагается изучить модель окружающего мира потребителя и системы его жизненных ценностей; сформулировать главную цель и дерево целей фирмы; построить модель окружающего мира и системы жизненных ценностей потребителя, имитирующих действующие прототипы и обеспечивающих достижение целей фирмы (содержание миссии фирмы); разработка комплекса коммуникаций, обеспечивающих быструю и неискаженную доставку содержания миссии фирмы до сознания потребителя; внедрение содержания миссии фирмы в сознание потребителя, вытеснение и подмена им действующих прототипов; внешнее воздействие на сознание потребителя, активизирующее внедренную миссию фирмы и побуждающее потребителя, во-первых, на нужные фирме действия и, во-вторых, на убеждение других потребителей копировать его поведение через приятие внедренной миссии фирмы. Последний подход к формулировке миссии — «с точки зрения миссиологии» имеет в своей основе положение о вторичности миссии при первичности организационной схемы ее реализации. Пути повышения эффективности миссии фирмы следует искать не в совершенствовании формулировок, а в организационной схеме ее разработки и реализации.
О.С. Виханский пишет: «Организация обретает миссию тогда, когда члены организации согласны с ней и следуют в своей деятельности ее положениям» [2]. Многие предприятия не имеют вообще никакой стратегии, А.И. Пригожин считает, что потребность в формировании миссии возникает не более чем у 20% бизнес организаций [9]. Таким образом, появляется идея ранжировать предприятия по степени понимания ими миссии. Предлагаем назвать это деление стратегической зрелостью организации, аналогично модели организационной зрелости, используемой в CMMI, CMM, ISO 15504, P3M3. Для наглядности продемонстрируем уровни стратегической зрелости организации в таблице 2 сравнительно с уровнями зрелости управления.
Таблица 2. Уровни стратегической зрелости организации
Уровни | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Стратегической зрелости | «Отсутствующий» | «как развернутая характеристика компании» | «отличающаяся от главной цели» | «как философия компании» | «с точки зрения миссиологии»
|
«как вирус» |
Зрелости управления | «Отстствующий» | «Начальный» | «Управляемый» («Повторяемый») | «Определяемый» («Стандартизируемый») | «Измеряемый» | «Оптимизируемый» («Улучшаемый») |
Можно отметить, что уровень стратегической зрелости позволит определить предсказуемость достижения стратегических целей. Например, 0 уровень будет означать, что организация не сможет достичь стратегического результата. 1 уровень – организация сможет достичь ограниченного стратегического результата. 2 уровень – предприятие сможет достичь стратегического результата. 3 уровень – организация сможет достичь качественного стратегического результата. 4 уровень – фирма сможет достичь качественного стратегического результата в срок. 5 уровень – предприятие сможет достичь качественного стратегического результата в срок с долгосрочным перспективным лидерством. Конечно, возможны исключения из такой предложенной классификации, но это будет только подтверждать правило.
Автор
В.А. Оглоблин, старший преподаватель
О.А. Сидорова, студент
Иркутский государственный путей сообщения (Россия, г. Иркутск)
Библиографический список
- Пугина, Л.И. Современные подходы к формулировке миссии предприятия / Л.И. Пугина, Е.В. Родионова // Век качества. – 2014. – № 1. – С. 18-20. – EDN SDJCJD.
- Виханский О.С. Стратегическое управление / О.С. Виханский // М.: Гардарики. – 2003, 296 с.
- Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 288 с.
- Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Изд. Дом «Вильямс», 2007. – 672 с.
- Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в ХХI веке. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 315 с.
- Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд. – М.: Изд. Дом «Вильямс», 2008. – 928 с.
- Крючков, В. Н. Миссиологический подход к формированию миссии фирмы / В.Н. Крючков // Экономика. Налоги. Право. – 2015. – № 4. – С. 100-104. – EDN UMCYND.
- Крючков В.Н. Стратегическая матрица: глубока ли кроличья нора? – М.: Русайнс. – 2015. – 220 с.
- Максименко, А. А. Миссия и стратегия как центральные понятия аксиологического и стратегического менеджмента / А. А. Максименко, О. В. Павлова // Бизнес в законе. – 2010. – № 1. – С. 209-211. – EDN LMASSF.