Важнейшим условием успешного развития промышленных предприятий сегодня является производство конкурентоспособной продукции, системообразующим элементом которой выступает качество. Различные опросы потребителей (оценка макро-индекса удовлетворенности потребителей (CSI)) показывают, что среди всех показателей конкурентоспособности (цена, сроки поставки, сервис и др.) именно качество определяет решение о выборе продукции. Справедливость этих положений подтверждает рейтинг Forbes, проведённый на основании данных Statista совместно с исследовательской компанией Dalia Research, согласно которому продукция таких стран как Германия и Швейцария пользуется популярностью в мире из-за высокого уровня её качества.
Процесс глобализации в экономике обостряет конкуренцию, так как расширение рынка позволяет покупателю выбирать товары практически всех мировых производителей. В результате каждый из них соперничает с остальными в определенной области. В таких условиях выживает лишь тот, кто обеспечивает высокое качество при низкой цене.
Качество является первостепенной задачей в условиях рыночной экономики. Именно с помощью современных методов менеджмента качества передовые зарубежные фирмы добились лидирующих позиций на различных рынках.
Проблема изучения методов качества широко освещена в научной литературе, существует достаточно большое количество исследований по этой проблематике. Анализ публикаций свидетельствует о том, что во многих работах представлено авторская формулировка понятия «качество», определяются направления его развития, уделяется внимание подготовки квалифицированных управленцев в области менеджмента качества [1, 2, 3, 4].
В исследовании И.Н. Томоховой и Н.А. Рыжовой представлен авторский подход к классификации методов и средств управления качеством, позволяющий представить их во всем многообразии, учесть различные направления и области применения [3]. Авторы выделяют четыре группы методов менеджмента качества: теоретические основы, концепции и системы, комплексные методы, отдельные методы.
Качество определяется «совокупностью групп свойств продукции, которые призваны обеспечить ее соответствие требованиям определенных потребностей согласно с ее назначением» [5].
Основным документом, закрепляющим понимание качества, выступает международной стандарт ISO 8402.1994, согласно которому качество определяется как целостность характеристик объекта (действий, процесса, продукции), относящаяся к его умению и возможности отвечать предполагаемым требованиям. В свою очередь, указанная характеристика – это совокупность зависимых и независимых переменных, выраженных в форме таблицы, математической формулы, графика, текста.
К основным особенностям стандарта ISO относятся:
- Универсальность, т.е. возможность применять его к различным отраслям и формам хозяйствования;
- Модернизация, т.е. постоянное совершенствование стандартов, принятие новых версий или изменений.
- Международная идентичность, т.е. возможность эффективного применения стандартов в любой стране.
Между качеством и эффективностью производства существует прямая связь. Повышение качества способствует повышению эффективности производства, приводя к снижению затрат и увеличению доли рынка. Сегодня очевиден тот факт, что на 95% качество выпускаемой продукции зависит от качества организации процессов деятельности, и только на 5% от других причин.
Сам процесс управления качеством представляет собой целенаправленное воздействие на объекты управления того, чтобы установить и обеспечить необходимый уровень качества, который сможет удовлетворить основные требования как потребителей, так и общества в целом. Достижение необходимого уровня качества возможно при наличии эффективных методов управления, использование совокупности которых будет способствовать достижению заранее заданного результата.
К основным объектам управления качеством относятся, в первую очередь, потребительские свойства продукта, а также условия и требования, которые оказывают большое влияние на их уровень. Сюда также следует ещё отнести и движение свойств продукта, находящегося в стадиях актуального цикла.
Под субъектами управления подразумеваются разного рода аппараты управления и отдельные лица, заданное функционирование которых постоянно находится в разных иерархических степенях. Представленные субъекты реализуют функции управления качеством, основываясь на общепризнанных принципах и способах управления.
Эффективность качества управления основывается на разработанной системе методов управления, представляющие собой те приемы, которые применяются на предприятии, организации для достижения поставленных целей в области управления качеством. Они могут внедряться: — извне, т.е. носить законодательный характер (например, федеральные законы о правах потребителей); — изнутри, т.е. использоваться руководством организации на основании внутренних нормативных актов и постановлений.
В.В. Окрепилов выделяет три группы методов работы по качеству [6]: методы обеспечения качества, методы стимулирования качества, методы контроля результатов работы по качеству.
Обобщая накопленный теоретический опыт, методы управления качеством можно подразделить на несколько групп (рисунок).
Рисунок. Обобщённая классификация методов управления качеством
- Административные методы – это формы управления, которые применяет руководство организации, регламентируя процессы контроля качества согласно собственным распоряжениям и соблюдением требований закона. К ним относят регламентирование (нормирование), делегирование (выпуск распоряжений), дисциплинирование (установление ответственности, т.е. наказания и поощрения).
- Социально-психологические методы предусматривают влияние на кадровый состав, который во многом обеспечивает качество. Среди них воспитательные, мотивационные, психологические (позитивный климат, положительные примеры, рабочая атмосфера и т.п.) [7].
- Технологические методы отражают зависимость качества от организации производства. Различают технологическое регулирования процессов производства и технологии контроля качества.
Контроль качества включает в себя проверку качества выполнения работ, их результатов и фактического достижения целей в области качества. Для этого в организации решаются следующие задачи: планирование, установление норм, стандартов; создание нормативов для измерения качества работ и их результатов; измерение параметров качества работ и продуктов – оценка соответствия и фактических результатов сравнения норм в области качества; проведение управляющих мероприятий в области качества и т.п.
- Экономические методы – это управление качеством путем учёта и воздействия на рыночные реалии. Среди «управления рублем» выделяют финансовое стимулирование, материальную заинтересованность исполнителей, адекватное ценообразование, инвестиции в качество и др. Экономическими рычагами, влияющими на качество в условиях конкуренции, являются: заработная плата, доплаты в виде премий, цена купли – продажи, цена потребления, кредитование.
- Статистические методы позволяют отследить показатели качества в динамике и влиять на систему дальнейшего управления. Наиболее популярными инструментами менеджмента качества являются:
— диаграмма Парето («линия 20/80») – упорядоченная нисходящая гистограмма, отражающая ранжирование объективных факторов, влияющих на потери качества (дефекты, брак, потери). Распределение 20/80 указывает на то, что 80% брака вызываются всего 20% типичных проблем, которые данная диаграмма позволяет выявить как ключевые;
— диаграмма Исикавы показывает, как и в какой последовательности связаны между собой 4 ключевых компонента качества: материал, сырье, оборудование, персонал.
Большинство методов управления качеством невозможно использовать без инструментов, которые обеспечивают анализ данных, контроль над динамикой показателей и выполнением целей по качеству. Под инструментами качества понимаются различные методики и техники по сбору, обработке и представлению количественных и качественных данных какого-либо объекта (продукта, процесса, системы, организации и т.д.). В практике управления качеством принято выделять такие группы инструментов, как: инструменты контроля качества, его управления, анализа, проектирования.
Одной из популярных концепций управления качеством является «Lean Production», позволяющая управлять предприятием на основе планомерного сокращения процессов и операций, не добавляющих ценности. Бережливое производство предполагает вовлечение в процесс оптимизации каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя. Впервые возникшая в 1950-е годы в компании Toyota, концепция «Lean Production» получила широкое распространение в компаниях по всему миру, причём одним из преимуществ внедрения является небольшой процент инвестиционных вложений, т.к. в основном применяемые концепцией меры носят организационный характер.
В нашей стране масштаб внедрения «Lean Production» несопоставим по сравнению с зарубежными странами: в России только 30% организаций внедрили отдельные элементы бережливого производства, из которых наиболее преобладающим является Кайдзен.
Наиболее успешным примером внедрения бережливого производства в России стала группа компаний «ГАЗ», сократившая на 1/3 производственный цикл и увеличившая ежегодную производительность труда на 20%. Впервые внедрение бережливого производства в «ГАЗ» началось в 2003 г. на участке сборки кабин бортовых «ГАЗелей». За прошедшие годы производственная система, по словам директора по развитию ПС холдинга «Группа ГАЗ» О. Исаковой, эволюционировала [8]. Только на Горьковском автозаводе каждый месяц сегодня реализуется порядка 200 кайдзенов. Подать предложение может любой сотрудник: в каждом цехе размещены стенды, где находятся зоны подачи кайдзенов. Если кайдзен подтверждается, автору и исполнителю выплачивается премия.
Использование «Lean Production» хорошо себя зарекомендовала и в деятельности кредитных учреждений, с 2008 г. концепцию «бережливое производство» реализуют в Сбербанке под названием Производственная Система Сбербанка (ПСС), цель которой оптимизация скрытых резервов персонала и помощь в рациональном использовании рабочего времени и профессиональных навыков. Внедрение ПСС позволило осуществить редизайн процессов и клиентских путей, т.е. фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование клиентского пути или какого-либо внутреннего процесса. Использование подходов Lean-менеджмента позволило Сбербанку создать действительно клиентоориентированную организацию, предоставляющую качественный банковский сервис.
Таким образом, управление качеством является одной из актуальных проблем для эффективного функционирования организации. От того, насколько правильно подобран инструментарий управления на предприятии напрямую зависят его экономические показатели результативности, положение сотрудников. Сегодня заметна тенденция к расширению географии внедрения новых форм, методов, стилей, инструментов управления в российских промышленных компаниях.
Таким образом, только совокупность представленных методов управления позволит предприятию достичь поставленных экономических целей, выполнить план и создать благоприятные условия для развития каждого работника, раскрытия его профессионального потенциала и личной заинтересованности в процессе производства.
Автор
Д.О. Панфилов, магистрант
Научный руководитель: Т.Н. Субботина, канд. пед. наук, доцент. Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
Библиографический список
- Датиева Е.А. Методы управления качеством продукции // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. – 2016. – № 4-1 (77). – С. 54-56.
- Магомедбеков Г.У., Дамаданова М.Г., Курбанова М.Д. Современные методы управления качеством продукции // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 12-2. – С. 127-133.
- Томохова И.Н. О многообразии и классификации средств методов управления качеством // Сервис plus. – 2008. – № 4. – С. 87-91.
- Юрасова М.В. Современные подходы к управлению качеством // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. – 2011. – № 1. – С. 112-125.
- Каплюхин, А.Э. Современные методы управления промышленными предприятиями // Современные научно-практические решения XXI века: Материалы международной научно-практической конференции, Воронеж / Под общей редакцией В.И. Оробинского, В.Г. Козлова. Том Часть III. – Воронеж: Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I, 2016. – С. 150-154.
- Окрепилов В.В. Менеджмент качества: [в 2 томах]. – СМАПб.: Наука, 2007. – Т. 1. – 2007. – 503 с.
- Субботина, Т.Н. Влияние внутренних стимулов на поведение персонала / Т.Н. Субботина, А.И. Захаренкова // Вектор экономики. – 2019. – № 6 (36). – С. 177. – EDN LCWQQD.
- Это наша философия, наше ноу-хау // Коммерсантъ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/5090672 (дата обращения 20.01.2023).