На сегодняшний день для устойчивого развития и функционирования предприятия ему необходимо не только правильно распределять имеющиеся внутренние ресурсы, но и привлекать финансирование извне, которое чаще всего осуществляется в форме инвестиций. Они являются одним из важнейших инструментов расширения и обновления производства, улучшения качества выпускаемой продукции, а также повышения эффективности финансовой активности на рынке.
Основная задача инвестиций – вложение имеющегося капитала с целью получения максимальной финансовой выгоды со стороны того, кто это вложение осуществляет, поэтому, чем выше инвестиционная привлекательность рассматриваемого с этой целью предприятия, тем выше уровень вкладываемых в него инвестиций.
Под инвестициями могут подразумеваться не только финансовые средства, но и любое движимое и недвижимое имущество, которое может быть использовано с целью увеличения получаемой прибыли. Со стороны предприятий же инвестиции играют роль той финансовой поддержки, с помощью которой они могут модернизировать, обновлять или расширять производство, улучшать качество товара, а также укреплять свои позиции и значимость на рынке выпускаемой продукции [1].
За привлечение и последующее распределение полученных инвестиций отвечает инвестиционная политика предприятия.
Основной её задачей является определение направлений, объема и коэффициента полученных инвестиций с целью последующего применения в приоритетных направлениях их использования для наращивания производственного потенциала, модернизации, увеличения прибыли и других положительных эффектов в целом. Содержание такой деятельности полностью обуславливается особенностями реализуемых инвестиционных проектов на предприятии и его приоритетными направлениями деятельности.
Стоит отметить, что инвестиционное направление деятельности является одним из важнейших направлений деятельности предприятия, так как за счет внешнего финансирования решаются многие производственные задачи, которые не всегда могут быть решены по средствам использования внутренних ресурсов. К тому же, высокая инвестиционная привлекательность положительно сказывается на имидже компании, что в свою очередь, позволяет ей улучшать свои позиции на рынке производимой продукции. Под этим термином понимается то, насколько внутренние и внешние факторы предприятия делают его привлекательным для потенциальных инвесторов и то, насколько выгодно будет их вложение [5].
Внешним фактором, влияющим на привлекательность предприятия выступает инвестиционный климат региона или страны, в котором осуществляется производственная деятельность. Здесь во внимание стоит брать экономические, финансовые, социально-политические условия и их изменчивость. Инвестиционный климат подвержен влиянию двух типов факторов – мягкие и жесткие. Под мягкими факторами понимаются те, которые поддаются изменениям, например, административные процессы, законодательство, финансовое и налоговое стимулирование, в то время как под жесткими факторами подразумевается то, что никак нельзя изменить – географическое положение региона, климатические условия и природные ресурсы.
Ещё одним важным внешним фактором является уровень конкурентоспособности предприятия и его положение на рынке. Под этим понимают то, насколько предприятие и его производимая продукция могут или нет соревноваться с другими производителями аналоговых товаров (если такие имеются).
Одной из особенностей внешних факторов является то, что они не могут контролироваться организацией, поэтому ей остается лишь находить такие методы осуществления своей деятельности, которые бы позволили быстро реагировать на любые изменения из вне с наименьшими потерями и затратами для производственной деятельности.
Внутренние же факторы влияния на инвестиционную привлекательность предприятия напрямую могут контролироваться предприятием, а значит могут быть скорректированы в случае необходимости. Под ними обычно понимают инвестиционную привлекательность отрасли, в которой осуществляется деятельность и её реальный потенциал, финансовое положение организации, производственные факторы, рыночную и юридическую устойчивость, инновационную и инвестиционную деятельность, а также качество осуществляемого на предприятии менеджмента.
Оценка инвестиционной привлекательности может осуществляться на базе финансовых показателей предприятия, под которыми понимается его ликвидность, финансовая устойчивость, имущественное положение дел, рентабельность и деловая активность на рынке, а также внутреннее состояние производственного капитала, конкурентоспособность продукции, уровень оснащения персоналом и многое другое [1]. При проведении такой оценки необходимо проанализировать возможные риски и сопоставить их с выгодой от вложения средств в то или иное предприятие, однако, важными будут оставаться лишь финансовые показатели.
Для более полного понимания к вышеописанному методу оценки часто прибегают ещё и к оценке производственных мощностей, наличие или отсутствие или наличие основных фондов, степень износа имеющегося недвижимого капитала, рентабельность выпускаемой продукции, обеспеченность ресурсами, а также средняя численность производственного персонала.
Ещё одним методом оценки инвестиционной привлекательности предприятия является оценка на основе соотношения доходности и риска. Риск является неотъемлемой частью любого инвестиционного процесса, поэтому его необходимо учитывать при выборе того или иного объекта инвестиционного вложения. Для этого проводят оценку объема возможных рисков по соотношению к прогнозируемой прибыли, а также высчитывают совокупный риск вложения средств. Обычно выбирается то предприятие, которое обладает меньшем процентом риска, то есть меньшим риском снижения рентабельности производимого товара и предприятия в целом, риск снижения ликвидности, риск снижения конкурентоспособности на рынке, риск снижения получаемой прибыли или риск снижения уровня финансового управления и др.
Самым же полным на сегодняшний день методом оценки конкурентоспособности предприятия является полный анализ основополагающих факторов внешней и внутренней среды воздействия на производственную деятельность предприятия, то есть в расчет берётся совокупность абсолютно всех факторов [2]. При том, что данный метод оценки является наиболее полным, он также имеет ряд некоторых минусов. Во-первых, такой анализ очень трудоемок и занимает большое количество времени. Если инвестор заинтересован в быстром вложении собственных средств с целью получения выгоды, такой метод не подойдет. Во-вторых, в нём анализу придаются многие внешние факторы, которые из-за их непостоянства и тенденции к резким изменениям, не всегда дают точный результат, что также может сказываться на финальном решении потенциального инвестора.
Основной идеей такого метода оценки инвестиционной привлекательности является процесс определения наиболее важных факторов или их групп в общей системе инвестиционной привлекательности с учетом тех целей и намерений, которые были установлены потенциальным инвестором, с целью получения полной картины об уровне привлекательности объекта вложения [3]. Во внешних факторах учитывается общий уровень инвестиционной деятельности страны или региона рассматриваемого объекта, уровень технологического прогресса, общая динамика рынка, инвестиционный климат, методы регулирования инвестиционной деятельности и общий уровень экономического развития.
Также внимание уделяют общим экономическим показателям отрасли, в которой предприятие осуществляет свою деятельность, рентабельность отрасли, её экономические показатели, уровень инновационной и инвестиционной деятельности, а также общий показатель востребованности выпускаемой отраслевой продукции.
При проведении вышеописанного метода оценки инвестиционной привлекательности предприятия учитываются максимально все важнейшие показатели и факторы, оказывающие на них влияние. Их формируют в группы, которые затем ранжируются в соответствии с теми или иными запросами потенциального инвестора, что помогает ему более точно определить направление и предприятия, в которое он хотел бы осуществить вложение [4].
Таким образом, все вышеперечисленные методы оценки конкурентоспособности предприятия могут применятся в зависимости от того, какие цели ставит перед собой потенциальный инвестор. Однако, стоит отметить, что все они подходят только для долгосрочных вложений, так как учитывают большое количество факторов влияния и направлены на получение выгоды в долгосрочной перспективе как со стороны инвестора, так и со стороны предприятия.
Авторы
Е.Е. Пригарина, студент
Н.В. Климовских, канд. экон. наук, доцент, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)
Библиографический список
- Васильева И. С. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия // Научные междисциплинарные исследования. – 2020. – №3-1.
- Климовских Н. В., Артемасова А. Ю. Стратегическое управление в деятельности организации // В сборнике: Экономика и управление в условиях современной России. Материалы IV национальной научно-практической конференции, текстовое электронное издание. – 2020. – С. 183-187.
- Кизогло А. С., Климовских Н. В. Сущность и значение оценки финансового состояния организации. Показатели, характеризующие финансовое состояние // Научный взгляд в будущее. – 2020. – Т. 2. № 19. – С. 32-35.
- Озова И. М., Газиева Л. Р., Катчиева З. Р. Инвестиционная привлекательность предприятия // Вестник Академии знаний. – 2019. – №6 (35).
- Цехомский Н. В. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2022. – №1 (51).