Таможенная стоимость представляет собой базовую категорию не только в системе таможенного налогообложения, но и в системе таможенного контроля и таможенного оформления, так как на её основании производится расчет таможенных пошлин, таможенных сборов, акцизных налогов и НДС. Большое внимание к условиям и порядкам методов определения таможенной стоимости товара объясняется тем, что этот данный процесс, с одной стороны, оказывает существенное влияние на рыночные цены, а с другой – от них косвенно зависит формирование государственного бюджета.
Контроль за определением таможенной стоимости считается проблемной стороной в работе таможенных органов. На практике существует ряд проблем, связанных с неправильным определением таможенной стоимости ввозимых товаров, такие как манипуляции с таможенной стоимостью (ее занижение) и проблемы в использовании установленных законодательством методов ее исчисления.
В первую очередь стоит отметить проблемы запроса таможенными органами перечня дополнительных документов для целей подтверждения таможенной стоимости, которая заявлена при перемещении товаров через таможенную границу. В настоящее время отсутствует исчерпывающий перечень документов, несмотря на то, что данный список определён законодательно, необходимые для подтверждения таможенной стоимости товаров документы заявляются сотрудниками таможенных органов и зависят от различных обстоятельств каждой сделки индивидуально.
Судебная практика подтверждает данные проблемы в таможенном законодательстве. В процессе рассмотрения дел в суде, если декларантом предоставлены документы, в которых содержатся сведения о названии, объеме и контрактной цене товаров, утвержденной продавцом и покупателем, это позволяет сделать вывод, что подтверждены факты выполнения контрактных условий и оплаты по счетам в полном объеме. В данном случае стоит отметить, что не редко возникают ситуации, когда таможенными органами осуществляется запрос дополнительных документов от декларанта, которые он физически не может иметь в наличии на данный момент времени, в связи со сложившимися обстоятельствами, к примеру, экспортной таможенной декларации или прайс-листа продавца. В список документов, при отсутствии которых будет необходима корректировка таможенной стоимости, данные документы также не входят.
На сегодняшний день ценовая информация, которой располагают таможенные органы в целях контроля таможенной стоимости товаров, является недостаточной, поскольку она не охватывает весь объём ввозимых товаров и всю товарную номенклатуру, отсутствуют специальные программные средства, которые бы содержали актуальную ценовую информацию и помогали сотрудникам производить оперативный контроль таможенной стоимости товаров.
Возникновение данных ситуаций вызвано регулярным расширением рынков товаров, разработкой уникальных товаров, не имеющих аналогов в России и мире, что не позволяет информационным базам таможенных органов успевать обновлять существующие базы данных. Стоит отметить, что объективно оценить таможенную стоимость товаров возможно лишь, если имеется достаточно полное её информационное обеспечение, в первую очередь, это касается актуальности используемой ценовой информации.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами сотрудникам таможенных органов довольно часто приходится сталкиваться со сложностями учета различий коммерческого уровня реализации и технических характеристик контролируемых товаров с показателями ценовой информации, имеющейся в их распоряжении.
Таким образом, с учетом проблемных факторов, все аспекты работы таможенных органов в этой сфере сводятся к формальным проверкам таможенной стоимости, которая заявлена декларантами, не беря во внимание особенности формирования цен внешнеторговых контрактов, ценообразующих факторов, конъюнктуры мирового и национального рынка. Это приводит к недостоверному и неграмотному определению таможенной стоимости, неверному расчету таможенных платежей, а в дальнейшем – проигрышу в судебном разбирательстве.
Как было отмечено ранее, таможенные органы не обладают достаточно актуальной ценовой информацией. Данная проблема находит свое отражение в том, что информационные базы таможенных органов не отвечают современным требования, а в штате таможни не хватает профессиональных кадров для всестороннего анализа формирования цены и индивидуального подхода в каждом конкретном случае определения таможенной стоимости: исследование конъюнктуры рынка, учёт характеристик товара, условий и обстоятельств сделок и т.д.
Доказательства недостоверности заявленных сведений выявляются после принятия соответствующего решения, в том числе в процессе подготовки к судебному разбирательству. Суды придерживаются такой позиции, что получение доказательств после принятия решения о корректировке не может свидетельствовать о его законности. В качестве исключения из правил выделяется ситуация, если таможенным органом обоснованы объективные причины, послужившие препятствием для получения доказательств, то такие документы могут быть приобщены к рассмотрению в судебном разбирательстве.
Работа по получению доказательств, подтверждающих обоснованность принятого решения таможенными органами, как до, так и после выпуска товаров не ведется, что приводит к невозможности подтвердить правомерность оспариваемого решения в суде. Такой формальный подход к процедуре корректировки таможенной стоимости приводит к невозможности эффективной защиты интересов государства в судебных разбирательствах при наличии явных признаков занижения таможенной стоимости.
Сотрудники таможенных органов должны точно указывать, какие признаки недостоверного заявления таможенной стоимости были выявлены и нашли свое отражение в ходе проведения таможенного контроля, с учетом всех представленных и имеющихся документов. Получение доказательств недостоверности сведений является необходимым условием для обеспечения качественной судебной защиты государственных интересов.
Рассматривая проблему преодоления негативной судебной практики, следует отметить, что в целом, суды принимают сторону таможни при наличии документально подтвержденных фактов, однозначно свидетельствующих о недостоверности заявленных сведений, наличии ограничений на использование контрактной стоимости, либо иных обстоятельств.
Предлагается закрепление минимального перечня документов, необходимых для подтверждения таможенной стоимости по каждому из шести методов определения, что позволит значительно упростить взаимоотношения декларантов и сотрудников таможенных органов. Если таможенная стоимость будет определяться на основании минимального пакета документации, которая сможет подтвердить все нюансы заключенного контракта и ввозимых товаров, время проведения оценки правильности определения таможенной стоимости сотрудниками таможенных органов, в случае срабатывания профиля риска, может быть значительно сокращено.
Если у декларанта вследствие объективных причин отсутствуют документы, затребованные таможенными органами для подтверждения таможенной стоимости, но он может подтвердить её другой документацией, это не должно являться свидетельством о недостоверности таможенной стоимости. В этом случае сотрудниками таможенных органов должны быть опровергнуты данные, представленные декларантом, и доказана невозможность использования представленной документации и сведений, которые заявлены декларантом, о таможенной стоимости товаров.
Сотрудники таможенных органов не должны производить необоснованное и произвольное истребование информации, которая не имеет влияния на обстоятельства и нюансы контракта, поскольку их полномочия сводятся к определению критериев достаточности и достоверности информации, что не может быть рассмотрено как позволение произвольно корректировать таможенную стоимость.
В процессе судебных разбирательств таможенным органам необходимо более полно сформировывать свою позицию, стараясь четко обосновать причины, по которым применение первого метода считается ими невозможным, с указанием ссылок на нормативно-правовые акты, также должен осуществляться процесс доказательства недостоверности сведений, которые представлены в документации, представленной декларантом для подтверждения таможенной стоимости.
Если не имеется возможность применить первый метод определения таможенной стоимости, можно назначать проведение консультаций между сотрудниками таможенных органов и декларантами с целью обоснования выбора другой основы для оценки таможенной стоимости путём обмена ценовой информации, имеющейся у них. Применение данного способа будет направлено на мирное урегулирование спорных моментов в определении методов стоимостной оценки товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В практической деятельности таможенных органов выделяют следующие случаи, когда сотрудники таможенных органов могут ссылаться, что отсутствует актуальная ценовая информация, которая может быть использована для соответствующих методов определения таможенной стоимости:
- подтверждена невозможность получения данной информации;
- декларант отказывается предоставлять необходимые документы и сведения.
Если подтверждена невозможность получения ценовой информации, должностные лица таможенных органов должны обращать внимание на процессуальные составляющие контроля таможенной стоимости и надлежащее оформление имеющихся документов, так как не соблюдаются нормативные предписания – защита интересов государства в суде становится малоэффективной.
Необходима доработка системы, в которой будут учитываться данные факторы, в том числе общемировые цены на товары, с учетом экономических аспектов ценообразования в конкретном государстве. Данные рекомендации помогут сотрудникам таможенных органов осуществлять более качественный контроль таможенной стоимости, уменьшатся незаконные и необоснованные корректировки таможенной стоимости и повысится общая репутация таможенных органов в глазах участников внешней торговли.
Контроль таможенной стоимости должен производиться при всестороннем изучении сделки, всех ее аспектов и дополнительных документов. Для этого в штате таможенных органов необходим специалист по ценообразованию, задачей которого стало бы осуществление комплексного подхода к рассмотрению структуры таможенной стоимости. Для определенных категорий товаров, например, для биржевых, без специальных познаний невозможно произвести грамотную таможенную оценку товаров в целях предотвращения занижения таможенной стоимости.
Наличие в штате такого специалиста позволит осуществлять эффективный контроль, выявлять и предотвращать занижение таможенной стоимости участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД – далее), тем самым качественно выполнять одну из главных функций таможенных органов – фискальную, в полной мере пополняя бюджет государства.
Использование практических рекомендаций по модернизации системы применения цифровой информации в целях повышения эффективности контроля таможенной стоимости может быть объективно оценено следующими критериями результативности:
- суммы довзысканных таможенных платежей, доначисленные в результате проведенных корректировок таможенной стоимости при осуществлении контроля как в ходе таможенного декларирования, так и после выпуска товаров;
- суммы, возвращаемые по решениям вышестоящих таможенных органов и судебных органов, необоснованно взысканных таможенных платежей по результатам корректировки таможенной стоимости;
- количество судебных решений, которые приняты арбитражными судами в пользу / не в пользу таможенных органов, касаемо вопросов по таможенной стоимости товаров;
- наличие / отсутствие жалоб участников ВЭД на решения таможенных органов по таможенной стоимости, а также на неправомерные действия / бездействия при осуществлении корректировки таможенной стоимости;
- суммы штрафных санкций, наложенных и взысканных по делам о нарушении таможенного законодательства, связанным с вопросами таможенной стоимости товаров.
Все предложенные пути направлены в первую очередь на осуществление правильного определения таможенной стоимости. Это важно не только для взимания таможенных платежей в федеральный бюджет и для целей добросовестного поведения участников ВЭД, но и в целях валютного и экспортного контроля, защиты интересов на международной арене, то есть для обеспечения экономической безопасности нашей страны в целом.