Современные историки и социологи называют XXI век информационным. Поскольку почти в каждом доме или квартире сейчас есть доступ к Интернету, можно с ними согласиться. Люди пользуются Всемирной паутиной с самых разных устройств, таких как компьютеры, ноутбуки, смартфоны. Сегодня реклама и продвижение в Интернете важны как никогда. Как известно, реклама – двигатель торговли.
SMM (Social Media Marketing) — это использование социальных платформ в качестве каналов для продвижения бренда, увеличения целевой аудитории, трафика на сайт и продаж. Социальные сети – основа SMM [1].
По данным Global Web Index, 59% населения мира в настоящее время зарегистрированы в одной или нескольких социальных сетях. Стоит отметить, что чаще всего это люди платежеспособные. Разумеется, предприниматель не может не заметить такие факты. Бизнес быстро переместится на площадки, где есть потенциальные клиенты [2].
Сегодня почти все государственные и муниципальные организации, а также коммерческие компании имеют страницы в социальных сетях. И это становится обязательным для бизнеса B2C (Business-to-consumer). Среди сегментов B2C:
- Малые предприятия, торгующие недорогими товарами (одежда, аксессуары, товары для дома, обучающие курсы).
- Компании, оказывающие услуги физическим лицам (салон красоты, ремонт и т.д.);
- Предприятия общественного питания (кафе, рестораны, бары и т.п.).
- Магазины сферы B2C и предприятия, которые хотят выйти на интернет-аудиторию (магази-ны крупной бытовой техники, мебели, косметики, стройматериалов и т. д.).
Цели SMM-продвижения определяются каждой компанией самостоятельно в зависимости от ее бизнес-контента. Цель может быть следующей:
- Повышение узнаваемости бренда (внимание к количеству подписчиков и охвату).
- Анализ реакции аудитории и взаимодействия с контентом.
- Сбор лидов и увеличение продаж (с учетом миграций сайта, заказов по промокодам);
- Анализ целевой аудитории (анализ упоминаний, отклик на контент и т.д.).
Может быть несколько задач, и решение каждой из них требует тщательного продумывания так-тики ведения страницы — его SMM-стратегии.
Продуманная стратегия избавит от хаотичного ведения страниц в соцсетях, поможет понять цели присутствия в соцсетях, методы и инструменты достижения этих целей, расставить приоритеты, а са-мое главное, поможет спрогнозировать потенциальные воздействия SMM.
Прежде чем приступить к разработке стратегии продвижения бренда важно:
- Определить бизнес-цели. Они должны быть достижимыми и реалистичными.
- Оценить текущую позицию бренда в социальных сетях (количество подписчиков и их активность, содержание страницы, частота, реакция аудитории на разные форматы постов).
- Проанализировать страницы конкурентов.
- Создать собственное торговое предложение и определить сильные и слабые стороны продукта.
- Определить денежное вложение на SMM-продвижение.
Сама стратегия включает в себя представление сообщества (например, информативный блог, «продажную» страницу или развлекательную платформу), а также план контента, построенный на основе этого положения. Далее нужно решить, как продвигать контент и саму страницу. Для этого определяются каналы продвижения, необходимые инструменты (блогерская реклама, таргетированная реклама, конкурсы и т. д.) и бюджет кампании. Важная часть — анализ. Для этого нужно определить показатели, которые необходимо отслеживать (охват, вовлеченность, клики, упоминания бренда и т. д.), и выбрать сервис для аналитики.
Социальные сети часто меняют алгоритмы, добавляют новые инструменты, меняется и сама интернет-аудитория. Поэтому стратегию SMM необходимо регулярно пересматривать, корректировать и улучшать.
Редко можно найти пользователя, который подписан только на одну социальную сеть. Поданным ВЦИОМ, около 7% опрошенных россиян имеют не более 4 аккаунтов в социальных сетях, 12% — 3 аккаунта, а каждый пятый опрошенный (22%) — два аккаунта [3].
Условно все социальные сети можно разделить на несколько групп:
- Универсальные социальные сети – Вконтакте, Одноклассники, Твиттер.
- Социальные сети для видео – YouTube, TikTok, Vimeo.
- Мессенджеры – Telegram, Viber, WhatsApp.
- Социальные сети для фото – Pinterest.
При выборе социальной сети для SMM-продвижения важно учитывать несколько факторов:
- Бизнес-цели (увеличить продажи, создать имидж, повысить узнаваемость бренда).
- Целевые интересы пользователей и социально-демографические данные.
- Тип контента, который планируется использовать чаще всего.
В последнее время во ВКонтакте добавилось много полезных функций, которыми можно воспользоваться:
- Истории ВКонтакте теперь доступны всем сообществам, независимо от числа подписчиков. Это означает, что появился еще один канал взаимодействия с пользователем.
Социальные сети открывают доступ к верификации даже для небольших профилей. Для малого бизнеса это возможность расставить приоритеты в поиске и завоевать доверие аудитории социальных сетей.
- Также есть возможность добавлять товары в пост, что поможет увеличить продажи.
- Хостинг подкастов есть на платформе. Как пишет «ВКонтакте», платформа позволяет охватить 97-миллионного зрителя и получить доступ к подробной статистике прослушивания.
В 2018 году был выпущен обучающий портал OK.Бизнес, где выложены рассказы о настройке рекламных кампаний с помощью бизнес-инструментов. Есть возможность прочитать инструкции, помогающие работать эффективно, или изучить истории успеха других компаний с помощью Одноклассников [4].
Есть несколько вариантов сообщить пользователям Telegram о предложении услуги или товара:
- Официальная реклама.
- Рекламные посты в каналах/чате.
- Рекламные постыв чат-ботах [5].
- Существует три типа рекламных инструментов: «белый», «серый» и «черный» в зависимости от «легальности». «Белые» инструменты продвижения — официально утвержденные инструменты продвижения групп и страниц в социальных сетях.
Каждая социальная сеть представлена своими инструментами продвижения. Но самые распространенные это:
- Таргетированная реклама — небольшие объявления, как правило, они включают в себя изображения и подписи.
- Реклама в других сообществах и на страницах социальных сетей.
- Конкурсы.
- Поисковая оптимизация (SEO) — комплекс мероприятий по внутренней и внешней оптимизации для улучшения позиций сайта в результатах поисковых систем по конкретным запросам пользователей.
- Общение с пользователями. Самый хлопотный, но выгодный способ. Он позволяет нам лучше понимать наших потребителей и завоевывать их доверие.
- Качественный контент.
- Заказ рекламы у лидеров мнений.
«Серые» являются инструментами для продвижения групп и страниц и запрещены правилами социальной сети. К ним относятся неавторизованные подписчики, спам.
«Черные» инструменты — это средства продвижения, запрещенные не только социальными сетями, но и законодательством РФ. Это взлом страницы с последующей рассылкой спама.
В заключение можно отметить, что благодаря социальным сетям, у пользователей появляется возможность почувствовать себя причастными к бренду путем общения через контент, помощи с выбором. Использование социальных сетей в настоящее время является действенным способом продвижения продукта, услуги или информации.
Автор
Фалюшина Татьяна Юрьевна, студент ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», Научный руководитель: Тесленко Ирина Борисовна, д.э.н., профессор ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
Список источников
- Что такое SMM? — Руководство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://sendpulse.com/ru/support/glossary/social-media-marketing (12.12.2022)
- SMM С НУЛЯ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:https://ddesign.moscow/chto_takoe_smm (17.12.2022)
- SMM-продвижение: подробный гайд по продвижению в социальных сетях [Электронный ре-сурс]. – Режим доступа: URL:https://medianation.ru/blog/smm/smm-prodvizhenie-podrobnyy-gayd/ (22.12.2022)
- Как продвигаться в «Одноклассниках» в 2022 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:https://texterra.ru/blog/odnoklassniki-dlya-biznesa-ispolzovat-ili-net.html (08.01.2023)