Начавшаяся с середины прошлого века научно-техническая революция (НТР) явилась результатом синтеза естественных и технических наук, когда предмет изучения каждой из них перерос собственные рамки, и для своего дальнейшего развития должен был включать в себя предметы других естественных наук как возможное и необходимое продолжение собственного развития. Этот процесс связывают со значительным ускорением создания «новой действительности», когда человек в соответствии со своими задачами пытается создать свой собственный мир.
В результате НТР стали создаваться материалы с заданными свойствами, современные средства связи, используются новые виды энергии и т.д. В экономике это нашло отражение в росте производительности труда, удешевлении производства продукции, росте количества и качества производимых товаров и т.п., что вызвало важные изменения в уровне потребления населения, прежде всего, в экономически развитых странах, формирование в них «общества потребления». В результате в социально-экономических науках сложилось представление о том, что именно НТР является направляющим фактором развития человечества. И именно научно-технический и экономический прогресс, с одной стороны, должен определять направление развития прогресса социального.
Широкое использование достижений НТР в быту (рост уровня комфортности жизни, стремление к росту статуса того или иного потребителя материальных благ, внешняя привлекательность и т.д.) являлись в соответствии с традиционным представлением о мире подтверждением идеи о том, что материальное определяет духовное, бытие определяет сознание. В самом по себе росте потребления нет ничего неестественного, ибо эта проблема для человечества всегда являлась одной из важнейших. Но в условиях стихийного развития НТР она стала доминирующей, как бы получила подтверждение господствующей в экономически развитом обществе системе духовных ценностей, соответствующего миропонимания. Но одновременно благополучие в обществе потребления стало сопровождаться ростом определенных отрицательных социальных факторов: сокращением рождаемости, ростом преступности, самоубийств, появлением опасных патогенов и инфекционных заболеваний и т.д. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), каждые 40 секунд в мире происходит самоубийство. Это касается, прежде всего, постиндустриальных стран [1, с. 209].
Первоначально снижение рождаемости объясняли лучшими условиями жизни, которые обеспечивают более высокий уровень потребления, качество развития самого человека, лучший условия для реализации его внутреннего потенциала. Однако объективно сокращение рождаемости можно однозначно рассматривать как один из эволюционных признаков социального неблагополучия. И в целом дальнейшее развитие экономически развитых стран опровергает первоначальный оптимизм общества потребления.
За последние несколько десятков лет мир изменился до неузнаваемости, но внешние условия жизни людей не привели в массе своей к качественному их развитию. Напротив, эти созданные «новой действительностью» внешние условия стали все более исключать из этой действительности самого человека, переводя его сначала в разряд потребителя, а в 21 веке все больше стала нарастать тенденция его дискриминации как все менее производительного и потому все менее нужного ресурса в производственной деятельности, заменяемого все более современными машинами и технологиями, искусственным интеллектом. Как отмечает ряд авторов: «…Данные «цифровым миром» новые возможности выстраивания личной и государственной безопасности вошли в противоречия с личной свободой человека» [2].
Несмотря на кажущуюся новизну такой дилеммы, русская классическая философия давно сформулировала эту проблему и тем в значительной мере наметила подход к ее решению. Так, В.С. Соловьев писал, что «все существует по закону, и только человек действует по представлению закона» [3, с. 483]. Таким образом, определяющую роль во взаимодействии НТР и человека отводится мировоззрению человека, осознанию своей собственной роли в становлении и совершенствовании созданной им самим «новой действительности»; тому, как создает себя человек, активно использующий свои собственные достижения и определяющий направление их совершенствования и применения. А это подчинено решению тех задач, на которые нацелена деятельность человека.
Выдающийся российский философ и психолог В.Л. Раков, обрисовывая подходы к решению стоящих перед человечеством проблем в связи с НТР, писал: «Новые закономерности, которые человек создает для себя, могут возникнуть и возникают не в фундаментальной сфере действия естественных законов природы, которые, очевидно, не меняются, а на основе «искусственной природы», «искусственного результата», творчества человека, законов, созданных человеком, человеческой изобретательности. Они не были запрограммированы вселенной, они не «познаны», а изобретены человеком. Их возникновение относится к категории той «случайности», которая связана с деятельностью человека» [3, с. 484].
Понятие «artificial intelligence» традиционно переводится на русский язык как «искусственный интеллект». Но, на наш взгляд, это термин отражает только научно-техническую сторону проблемы. Некоторые журналисты переводят это понятие как «имитационный интеллект». А такой перевод, по нашему мнению, может и должен раскрыть другую сторону этого понятия в процессе создания «нового мира», с которой может быть связано совершенствование и, по сути, другой подход, иная постановка целей и задач – социальная – в сформировавшейся проблеме.
В стихийно создающемся «искусственном интеллекте» социальный подход «автоматически» отражается преимущественно как ресурсный подход к человеку, так и к самому искусственному интеллекту: кто кого? Понятие «имитационный интеллект» подчеркивает производность, зависимость (во всяком случае, на данном этапе развития) использование его для приоритетного решения экономических задач, сознательно ставящихся человеком и объективно имитирующих, воссоздающих суть понимания своей собственной природы, своих взаимоотношений в человеческом социуме и переносящих это на предмет своего творчества. Ведь, кто знает, может быть, мы присутствуем при истоках формирования нового типа сознания.
Поэтому и отношение к искусственному интеллекту как к обычному, традиционному ресурсу, невозможно, ибо в нем со временем может сформироваться некое подобие сознания. Его стоит включать в некое позитивное для социума разделение труда. И, может быть, это явится и шагом в познании собственной эволюции человеком.
Современный мир становится все более самостоятельным по отношению к человеку, породившему его. И те задачи, которые ставил человек перед НТР в экономике, теперь же она (НТР) реализует все более полно по отношению к индивиду и социуму, обрекая человека на духовную бездеятельность, инфантильность, деградацию и в конце концов на исчезновение.
Мировые кризисы, участившиеся в 21 веке, ведут к снижению реальных доходов населения, росту безработицы и т.д., что отрицательно сказывается на моральном состоянии социума. Во многих отраслях экономики в результате внедрения новых технологий доля трудовых издержек снижается. Так, если в 1991 г. в производстве транспортного оборудования в США трудовые издержки составляли 31%, то в 2011 г. их доля синилась до 21% [4].
Росту этой тенденции способствовала и пандемия новой коронавирусной инфекции, ударившая, прежде всего, по малому бизнесу, который занимает важнейшее место в структуре производства и потребления товаров во многих экономически развитых странах. Так, по данным Международной организации труда (МОТ), потери рабочих мест с полной занятостью в 2021 г. оценивались в 125 млн. человек, что произошло, в том числе, в результате процессов цифровизации в данный период [5]. Одновременно росло количество самозанятых, для которых решения ряда важнейших социальных проблем (например, пенсионной и медицинской) перекладывается на самого человека. Все перемены в жизни социума оказывают и угнетающее действие на человека.
В росте пессимизма населения все более важную роль играет и приток мигрантов. В 2000 г. доля мигрантов в общей численности населения в странах ЕС составляла 7,7%, а её рост с 2015 г., вызванный войнами в странах Азии и Африки, характеризуется как миграционный кризис [6].
К тому же в результате мирового кризиса и санкционных войн в экономически развитых странах растёт инфляция, падает покупательная способность населения. Так, цены на электроэнергию в странах Евросоюза в 2022 г. выросли на 15% и с конца того же года экономика ЕС вступила в рецессию.
Исследования социальных наук в области объяснения «новой действительности» оттесняются на второй план, но возрастает роль СМИ как одной из главных сил, формирующих образ прогресса будущего общества. Индивид начинает терять ориентиры в жизни в условиях огромного и все возрастающего количества информации, окружающей его в повседневности. В результате СМИ стали одной из основных сил, влияющих на формирование коллективного пессимизма, а через него и на динамику экономического развития, сокращение покупательной способности населения в том числе. Усиление пессимизма населения подтверждается исследованиями, проведенными в США, Дании, Нидерландах. Мрачные ожидания населения не способствуют выходу из кризиса. И в результате «коллективный пессимизм может превратиться в самореализующееся пророчество» [7, с. 60].
Таким образом, в качестве фактора, серьезно влияющего на социально-экономическое развитие общества, называют «эмоциональное состояние личности». В связи с этим для нормализации работы все чаще устраивают комнаты отдыха, где можно послушать спокойную музыку, посмотреть на аквариум, следить за огнем в камине или струями стекающей воды. В некоторых странах для снятия стресса существуют темные помещения, где работники в сложном эмоциональном состоянии могут выплеснуть гнев на чучело начальника. Смысл всего перечисленного сводится к следующему: то, о чем люди прежде мечтали, а в иных странах мечтают и до сих пор, материализовано, воплощено в отдельных странах, но итоги данных мер не всегда эффективны. В некоторых учреждениях появилась даже должность «директор по счастью», задача которого, очевидно, состоит в стимулировании оптимизма сотрудников.
О чем говорит рост пессимизма с развитием НТР? И говорит ли он вообще о чем-то? По мнению В.Л. Райкова, занимавшегося проблематикой «эмоционального сознания» (и впервые использовавшего этот термин) и сознания в целом, мир ощущений, чувств – это мир первичного знания. Это древнейший инструмент отделения любым видом живых существ «хорошего», полезного для организма от «плохого», ведущего к его уничтожению.
Ученый выводит это утверждение в соответствии со следующей логикой. По его мысли, сознание появилось на нашей планете в соответствии с программой Вселенной. Это развитие проходило многочисленные этапы, начиная с появления первых признаков сознания у простейших организмов и развиваясь в определенном направлении, все более усложняясь. Основным признаком развития живого (сознания) от неживого является реакция на внешнюю среду. Уже у примитивных организмов существуют инструменты для отделения «хорошего» от «плохого». «Хорошее» – это то, что подходит для существования, выживания и развития данного вида организмов, «плохое» — то, что не подходит (пища, температура, освещенность, наличие каких-либо примесей в среде и т.д.). Поэтому В.Л. Райков и говорит о том, что ощущения являются важным фактором выживания того или иного организма. С развитием сознания система отбора «хорошего» и «плохого» усложняется, поскольку среда обитания более развитых существ становится более многогранной. Основное противоречие у современного человека (социума) определено тем, что, с одной стороны, жизнь его происходит в рамках сложившейся логики, связывающей отдельные, окружающие человека предметы и события, в единое целое, что дает человеку возможность по-своему понимать происходящее в окружающей действительности, свое место в ней и действовать исходя из этого. Так формируется его образ действий на основе привычного мировоззрения.
С другой стороны, НТР как результат деятельности самого человека постоянно вносит изменения в среду, окружающую человека, отчасти созданную им самим, отчасти природную. И человек формирует взаимосвязь этого «нового мира» и его взаимодействие с традиционным, природным. И это ситуация, которой до этого в таких масштабах никогда не возникало.
Новая действительность не вписывается в логику привычных ситуаций, устоявшееся мировоззрения, где сознание, как считали некоторые философы, определялось бытием. Созданный человеком мир говорит об обратном. И это требует от индивида и социума уточнения ответов на «старые вопросы» о «хорошем и плохом», поставленные и биологической, и социальной природой человека, результатами деятельности. Ответ на эти вопросы не может быть произвольным, ибо он связан с биологической программой развития сознания. И ответ на них является решающим для выживания и развития человечества.
Пессимизм индивидов в развивающейся скоростными темпами «новой действительности» свидетельствует, исходя из названного подхода, сформулированного В.Л. Райковым, о том, что нужно искать новые пути к формированию гармоничного развития этого нового мира, исходить не столько из экономической рациональности использования «человеческого ресурса», вкупе со всеми ресурсами, но искать новые пути и сочетания совершенствования главного из них – человеческого, социального.
В то же время существуют научные работы, в которых на основе большой практики предлагаются варианты возрождения эмоционального и нравственного потенциала человека. По мнению В.Л. Райкова, один из таких путей – классическое искусство. Искусство – это параллельная жизнь человека, где чистое доминирование позитивной составляющей эмоционального создания наполняет человеческое существо «идеальной» информацией, чувством позитивного существования и позитивного воздействия как одного из условий нормальной жизни [8, с. 191]. Это как бы специальная форма созидания, и созидания самого человека, реализация его эмоционально позитивного эволюционно запрограммированного потенциала [8, с. 37].
Человек, который создает данный «новый мир», не может рассматриваться исключительно как объект деятельности, зависящий целиком от условий существования; но как субъект, активно меняющий действительность в направлении позитивного самоутверждения.
И, по мнению все большего числа экономистов, назревает другая рациональная модель общества – ориентированная на значимость социо-культурных, морально-нравственных, духовных отношений – в противовес доминированию рыночных факторов. И эту систему нельзя отнести к экономической рациональности [9].
Например, доверие руководителю государства можно рассматривать как своего рода «запас прочности» общества, его устойчивость в кризисных ситуациях, как веру в преодоление неблагоприятных факторов развития общества.
Поскольку перед нашей страной объективно остро стоит проблема развития, важнейшую роль должно сыграть формирование нового миропонимания, основанного на признании приоритета духовного над материальным, возрождение и развитие позитивных, духовно-нравственных ценностей. Реализация этих задач относится к проблемам национальной безопасности и лежит в основе стратегического планирования социально-экономического развития страны [10, 11].
Авторы
Е.В. Князева, канд. экон. наук, доцент; Д.И. Соколова, старший преподаватель; Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (Россия, г. Москва)
Библиографический список
- Семья и демографические процессы в современной России: Монография / Т.К. Ростовская, В.Н. Архангельский, А.Е. Иванова, О.В. Кучмаева, В.Г. Семенова; под ред. Т.К. Ростовской; ФНИСЦ РАН. – М.: Изд-во «Экон-Информ», 2021. – 257 с.
- Головин А.А., Попов Е.Б., Шамаева Е.Ф. Социальное время: попытки исследования и управления – терминология и исторические примеры // Российский экономический журнал. – 2023. – № 2. – С. 109-124.
- Райков В.Л. Биоэволюция и совершенствование человека, гипноз, сознание, творчество, искусство: очерки, гипотезы, теория, практика. – М.: Издательский дом «Грааль», 1998. – 647 с.
- Кондратьев В. Решоринг как форма реиндустриализации // Мировая экономика и международные отношения. – 2017. – Т. 61, № 9. – С. 54-65.
- Садовая Е. Рынок труда в цифровой экономике – перспективы регулирования // Мировая экономика и международные отношения. – 2022. – Т. 66, № 10. – С. 102-111.
- Хахалкина Е., Погорельская А. Содействие развитию или управление миграцией? (Анализ европейского подхода) // Мировая экономика и международные отношения. – 2022. – Т. 66, № 2. – С. 80-89.
- Монусова Г., Гоффе Н. Социально-экономическая реальность в субъективном измерении // Мировая экономика и международные отношения. – 2021. – Т. 65, № 10. – С. 54- 63.
- Райков В.Л. Искусство, сознание, эволюция. – М.: Синергия, 2004. – 279 с.
- Сушенцова М.С. Социальная экономика: что отказываются признавать экономисты? (О книге А. Витцтума «Предательство либеральной экономической теории») // Вопросы экономики. – 2022. – № 3. – С. 132-146.
- Указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430906/ (дата обращения 27.07.2023).
- Указ Президента РФ от 31.03.2023 N 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_443540/ (дата обращения 27.07.2023).