Среди инструментов, призванных увеличить прозрачность финансового рынка и в целом бизнес-среды, в первую очередь, следует назвать реестр бенефициаров. Необходимость такого механизма стала предметом оживленных дискуссий как среди отечественных экономистов, предпринимателей и законодателей, так и зарубежных. Банковским организациям важно знать, кто является конечным бенефициаром субъекта хозяйствования, пользующегося услугами кредитования. Это позволяет адекватно оценить риски, выявить связанных между собой заемщиков, при необходимости провести грамотное структурирования задолженности, владеть другой необходимой информацией для минимизации возможных рисков, что в конечном итоге оказывает позитивное влияние на финансовый рынок, повышает его устойчивость, способствует формированию здорового бизнес-климата [12, с. 152]
Новейшие достижения цифровых технологий делают возможным создание доступных в онлайн режиме, удобных электронных реестров, позволяющих пользователю получить информацию об интересующем его субъекте хозяйственной деятельности. Это могут быть данные о бухгалтерской отчетности, регистрационная информация, данные о руководящем звене компании и т. д. Некоторые сервисы представляют информацию в графическом виде, что делает наглядными данные, например, о структуре связей между головной компанией и дочерними фирмами, горизонтальном взаимодействии с компаниями-партнерами, поставщиками и покупателями и т.д.
Информационные системы, представляющие информационные услуги на коммерческой основе, такие как, например, «МУЛЬТИСТАТ», «СПАРК» и другие, пользуются информацией Единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее в статье «Единый реестр»). Однако в Едином реестре отсутствует информация о собственности АО. Росфинмониторинг по этому поводу предлагает обязать все отечественные компании предоставлять информацию о бенефициарных владельцах с тем, чтобы она была включена в Единый реестр [3, с. 57].
Доступ к информации о собственниках субъектов хозяйствования, других данных о компании способствует обеспечению прозрачности финансового рынка, и в целом бизнес-среды. В том числе, необходимо знать кредитную историю, находятся ли счета фирмы под арестом, на кого зарегистрированы объекты недвижимости и т.д. В настоящее время для получения такой информации необходимо обращаться к различным реестрам. Интеграция таких реестров в рамках единого государственного информационного ресурса, к которому в онлайн режиме может обратиться любой желающий, видеться нам вполне логичным, очевидным шагом.
Автор статьи считает, что такая платформа может быть создана по принципу CRM систем, которые хорошо показали себе в бизнесе. Такая система должна включать себя: возможность обмениваться информацией между пользователями, а также доступ пользователей к ее ядру, иметь единое хранилище данных, иметь функцию ограниченного доступа к данным в зависимости от профиля пользователя. [4, с. 118]
Сайт Единого реестра должен быть оснащен опцией электронного документооборота, что позволит субъектом хозяйственной деятельности совершать между собой сделки непосредственно из «личных кабинетов» электронного ресурса, применяя при этом электронные подписи. Таким образом, сайт реестра может превратиться в полнофункциональную бизнес-площадку общегосударственного масштаба, стать удобным, необходимым для своих пользователей инструментом, обеспечивая при этом должную прозрачность отечественного бизнеса, включая финансовый рынок.
Стабильности финансового рынка может угрожать также финансовая неграмотность значительной части населения. Неспособность граждан рассчитать свои финансовые возможности приводит к проблемам с погашением кредитов, что ставит в трудное положение как заемщика, так и кредитора. Помимо этого, отсутствие таких знаний значительно ограничивает возможности индивида заниматься эффективной предпринимательской деятельностью [11, с. 89].
Между тем, зачастую такое положение объясняется не только отсутствием стремления повысить свою финансовую грамотность или заняться предпринимательством, а проблемами с доступом к источником достоверной информации, облегчающей новичкам процесс вхождения в бизнес. Зачастую потенциальный предприниматель имеет какую-то идею, однако отсутствие знаний в области финансов не позволяет реализовать ее на практике. Он либо вообще не может найти кредитора для начала своего бизнеса, либо сталкивается с серьезными проблемами при обслуживании кредита. В обоих случаях такая ситуация для финансового рынка не является позитивной. Если первый вариант является сдерживающим фактором в развитии рынка финансовых услуг, то во втором случае речь идет о дестабилизирующем для рынка факторе, если подобные явления приобретут масштабный характер.
Сегодняшняя ситуация на российском финансовом рынке требует серьезных шагов, направленных на преодоление неблагоприятных тенденций и обеспечения его поступательного развития, для чего требуется комплекс мер по преобразованию налоговой и кредитно-денежной политики. [5, с. 13]
В настоящее время сайт Федеральной налоговой службы содержит на своих страницах, помимо данных о различных видов налогов, в том числе информацию о нормативно-правовом обеспечении функционирования этой сферы деятельности, примеры того, как необходимо рассчитывать сумму обязательных платежей. Между тем, эти расчеты носят гипотетический характер, и к действительности имеют самое отдаленное отношение. Эти примеры никак не систематизированы и приводятся без каких-либо попыток имитировать условия реального бизнеса. Таким образом, в этой части сайт ФНС далеко не полностью используют свой потенциал для повышения грамотности российских граждан в финансовых вопросах и привлечение их к предпринимательской деятельности [1, с. 37].
Представляется, было бы полезным, чтобы в специальном разделе сайта Федеральной налоговой службы любой пользователь мог в доступной для неспециалиста форме ознакомиться с особенностями ведения бухгалтерского учета на примере реального малого бизнеса, в идеале – в интересующий его сфере деятельности и регионе. Вкупе с другой полезной информацией можно было бы представить готовую модель малого бизнеса, что, учитывая официальный статус источника, существенно помогло бы потенциальным предпринимателям сделать первые шаги в мир бизнеса.
Создание подобного раздела представляется вполне выполнимой задачей. По итогам специального тендера выбираются субъекты малого предпринимательства, которые бы за определенное вознаграждение направляли в Федеральную налоговую службу данные о своей экономической деятельности, включая бухгалтерскую информацию, и представители которых комментировали те или иные операции. После проверки специалистами налоговой службы бухгалтерских операций предприятия эта информация публиковалось бы на ресурсе. Коммерческую тайну при этом было бы нетрудно сохранить, изменив название хозяйствующего субъекта, удалив или изменив реквизиты и другую информацию, которая бы позволила идентифицировать источник [15, с. 218].
Опора на позитивный опыт других предпринимателей позволяет уменьшить риск начальных этапов создания бизнеса. К таким бизнес-проектам с большей благожелательностью будут относиться банковские учреждения.
Таким образом, получили бы решение ряд проблем, которые связаны с вхождением в бизнес: потенциальные предприниматели не только смогли бы улучшить уровень своей финансовой грамотности, но и получили бы работоспособную модель, опираюсь на которую выстроили бизнес-план своего будущего субъекта малого предпринимательства. Банковский сегмент отечественного финансового рынка получил бы нового клиента, имеющего достаточно уровень подготовки, чтобы стать потенциально успешным, что выгодно обеим сторонам финансового взаимодействия.
В очевидном выигрыше была бы и Федеральная налоговая служба, поскольку успех такой новации стал бы мощнейшей рекламой использования так называемого «белого» учета, что оказало бы позитивное влияние на уровень налоговой культуры предпринимателей, вовлекло бы в бизнес новых талантливых людей, что в конечном итоге привело бы к росту налоговых поступлений [13, с. 31]
Остановимся еще на одном направлении развития механизма регулирования финансового рынка, касающегося инструментов, направленных на усиление спецификации прав собственности субъектов хозяйственной деятельности.
Процесс приватизации, проводимый в нашей стране в 90-х годах прошлого столетия, можно охарактеризовать, мягко выражаясь, неоднозначным. В результате практически полностью был разрушен единый производственный комплекс, в глубочайшем кризисе оказались сфера здравоохранения и отечественная наука. Колоссальное обогащение немногих и резкое падение уровня жизни большинства населения привели к расслоению российского общества. Несмотря на бесспорный негатив этих процессов, они продолжаются и в наши дни [7, с. 87].
Р.И. Ширяева и А.Г. Зельднер, характеризуя проведенную приватизацию, назвали ее самым примитивным средством сокращения бюджетного дефицита. В результате не удалось повысить уровень эффективности управления государственной собственностью и в целом улучшить экономическое положение в стране.
Это мера позволила лишь единоразово пополнить государственную казну. Мы считаем, что полученные от приватизации средства ни в коем случае не должны идти на финансирование бюджетных расходов, а должны быть направлены на инвестирование в государственные проекты. Повысить же уровень эффективности государственных предприятий можно другими методами, которые не связаны с отчуждением собственности, и могут обеспечить стабильный доход от ее управления [6, с. 289].
Действительно, обновить управленческий аппарат таких субъектов хозяйствования можно через механизмы концессии или аренды. Так или иначе, аренда государственного предприятия должна быть предварительным этапом перед возможной приватизацией. Это позволит еще перед отчуждением не допустить к управлению неэффективных собственников, когда это еще в силах государства, что после приватизации будет сделать уже весьма затруднительно. Таким образом, государство сохраняет за собой полномочия и право нести реальную, а не декларативную ответственность за эффективность предприятия.
Автор считает, что комплексные изменения в финансовой, денежно-кредитной и инвестиционной политике помогут достичь целей по усилению спецификации прав субъектов финансового рынка в части операций, проводимых с собственностью государства. Среди таких изменений считаем целесообразным закрепить правило, согласно которому приватизировать государственное имущество можно лишь на такую сумму, которую государство на этот момент уже инвестировало в конкретный проект.
Известно, что к настоящему времени Министерством промышленности и торговли Российской Федерации были запланированы 20 программ импортозамещения, которые содержали в себе перечень продукции, производство которой необходимо наладить на территории страны в первую очередь. Между тем, на сегодняшний день осуществляется реализация не всех намеченных программ. Среди причин называется недостаточный уровень участия в конкретном проекте самого инвестора. По отдельным программам этот показатель находится в пределах от 15% до 30% [2, с. 7].
Введение в практику предложенного выше «инвестиционного правила» позволит решить следующие задачи: сохранить государственную собственность в прежнем объеме; не позволить чиновникам поддаться соблазну пополнить доходную часть бюджета, прибегнув к такому, наиболее примитивному, дающему лишь сиюминутный эффект, методу, как его наполнение за счет средств, полученных от приватизации; рост числа субъектов, заинтересованных в успехе инвестиционного проекта, в данном случае по импортозамещению, повысит шансы на его успешную реализацию.
В случае особый значимости проекта, с помощью которого удается реализовать поставленные Минпромторгом задачи по импортозамещению, в результате чего создаются новые рабочие места, и в перспективе появляется возможность увеличения налоговых поступлений государственный бюджет, необходимо иметь эффективный инструмент по его сохранению и развитию [8, с. 34].
Помимо этого, отсутствие инструмента, который позволяет повысить спецификацию прав собственности, является фактором, который сдерживает инвестиционную привлекательность таких проектов для предпринимателей. Кроме этого, такая ситуация оказывает негативное влияние на стабильность финансового рынка.
Одним из стабилизирующих факторов для рынка финансовых услуг посредством поддержки его субъектов в части спецификации прав собственности, что позволит защитить их экономический интерес в долгосрочной перспективе, стало бы внедрение в проект венчурного управляющего, как инструмента такой стабилизации.
Предполагается следующая схема функционирования этого инструмента. Часть резервных средств, которые кредитные учреждения на местах обязаны отчислять в Центральный банк, направляются на формирование венчурного фонда. Помимо этого, фонд пополняется за счет средств федеральных субъектов, которые получены в результате приватизации, что осуществляется в рамках рассмотренного нами выше «инвестиционного правила». Часть средств из этого фонда направляются, в обмен на долю в уставном капитале или акции, на погашение долгов, дофинансирование либо урегулирование других финансовых вопросов проблемного объекта. Передаваемые в фонд активы по своему объему соответствует участию субъекта в реализации проекта. Договор купли-продажи упомянутых выше долей или акций, который заключается в собственником, предусматривает пункт о том, что собственник обладает приоритетным правом на обратный выкуп своей собственности до определенного срока, который определяется в результате корректировки бизнес-плана проекта [9, с. 243].
При этом, если на продукцию, выпускаемую новым предприятием, имеется спрос со стороны государственных корпораций, то используя прямые госзакупки, венчурный фонд помогает проекту обеспечением заказов. При этом предлагаемая цена на продукцию нового предприятия как минимум обеспечивает безубыточность этих сделок.
Мы считаем, что работа фонда должна быть организована таким образом, чтобы он тесно взаимодействовал не только с инвесторами, государственными корпорациями или региональными властями, но также с местными союзами предпринимателей, представляющими общественность региона.
Взаимодействие между региональными властями, общественными организациями региона и региональными подразделениями кредитно-финансовых организаций было бы целесообразно организовать по типу клиентско-продуктовых команд (КПК), доказавших свою эффективность в других сферах деятельности. В отличие от других организационных форм, участники такой команды будут строго ориентированы на экономические интересы государства долгосрочного характера. Эффективность такой команды в достижении целей обеспечивается, с одной стороны, свободой выбора ее внутренней структуры, когда губернатор привлекает к работе в команду людей, которых считает наиболее подходящими к этой функции, а также задачей достичь конкретно поставленных целей. С другой стороны, целевые показатели устанавливаются федеральным центром, и процесс их достижения находится под публичным контролем [10, с. 667].
Итоги такого контроля отражаются в виде рейтингов КПК в регионах, а в средствах массовой информации публикуются «передовики» и «отстающие». При этом лидеры команд, продемонстрировавших хорошие результаты, получают вознаграждение в виде премий, бонусов и т.д., тогда как представители от государства в командах аутсайдеров могут финансово пострадать, например в виде лишения премий. Регулярная неспособность какой-либо команды достичь поставленных целей может стать основанием для ротации ее руководителя.
Поскольку целевые показатели, которые устанавливаются командам, предполагают направленность на государственные интересы долгосрочного характера, то выстраивание деятельности ее членов осуществляется вокруг решения задач по их достижению, для чего необходимо конструктивное взаимодействие между ними. Здесь важно отметить, что участники команды работая над обеспечением долгосрочных интересов государства, при этом реализовывают свои личные интересы краткосрочного характера, которые могут относиться как к чисто карьерной сфере, так и к материальной.
Таким образом, подобная ситуация усиливает мотивационный аспект деятельности группы, направленной на обеспечение долгосрочного экономического эффекта для государства. При этом мы сталкиваемся с любопытным феноменом, когда слияние интересов бизнеса и государства, которое нередко служит интересам ограниченной группы лиц и ассоциируется, как правило, с коррупционными схемами, в нашем случае приобретает легальный статус, переходит на новую качественную ступень, и решая сиюминутные групповые интересы, работает тем самым, одновременно и на интересы общества, что в итоге оказывает позитивное влияние на стабильность финансового рынка [4, с. 215].
Таким образом, мы обозначили два основных вектора совершенствования системы государственного регулирования, направленного на обеспечение экономических интересов хозяйствующих субъектов, действующих на рынке финансовых услуг. Первое из этих направлений предполагает включение в данный механизм регулирования комплекса дополнительных инструментов, которые призваны обеспечить адекватное информационное сопровождение интересов долгосрочного характера субъектов хозяйственной деятельности.
Среди мер в рамках этого направления предлагается реорганизация работы Единого реестра и обеспечение эффективной информационной поддержки начинающим бизнесменам на начальных стадиях вхождения в предпринимательскую деятельность. В рамках второго направления предполагается применить предложенное нами «инвестиционное правило» в процессе приватизации принадлежащего государству имущества, и использовать новый инструмент в виде назначения «венчурного управляющего».
Рассмотренный выше комплекс мероприятий, включая создание КПК, как новой для данной сферы деятельности модели взаимодействия между бизнесом и властью, позволит обеспечить баланс между государственными долгосрочными и сиюминутными личными интересами участников процесса, что, в конечном итоге, работает на пользу государства.
Для цитирования: Куштар Мамыт Современные направления развития регулирования финансовых рынков в условиях цифровизации и финансовой нестабильности // Russian Economic Bulletin. 2023. Том 6. № 2. С. 86-92.
Литература
- Гончаренко Т.В., Подгорная К.Н., Сапсай А.С., Дмитриева Н.Д. Анализ современных тенденций и отдельных аспектов развития финансовых рынков в условиях цифровизации // Финансовая экономика. 2021. № 5. С. 35 – 38.
- Батанов Н.С. Потребительское поведение на рынке финансовых услуг в условиях цифровизации экономики // Инновационная экономика и современный менеджмент. 2020. № 2 (28). С. 6 – 8.
- Батанов Н.С. Потребительское поведение на рынке финансовых услуг в условиях цифровизации экономики // Colloquium-Journal. 2020. № 6-7 (58). С. 55 – 58.
- Блажевич О.Г., Сафонова Н.С. Особенности развития финансового рынка в условиях цифровизации // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2021. № 1 (54). С. 106 – 124.
- Бушманова Ю.А. Тенденции развития финансового рынка Российской Федерации в условиях цифровизации // Сфера права. 2020. № 2. С. 12 – 14.
- Карплюк Ю. Развитие финансового рынка России в условиях его цифровизации // Экономика и предпринимательство. 2022. № 2 (139). С. 282 – 296.
- Куштар М. Государственный контроль финансовых рынков в условиях цифровизации // Инновации и инвестиции. 2022. № 5. С. 85 – 89.
- Медынская И.В. Инновационный вектор развития евразийского финансового рынка в условиях цифровизации // Проблемы современной экономики. 2021. № 3 (79). С. 33 – 35.
- Ордов К.В., Церцеил Ю.С., Лысенко Д.О. Оценка перспектив развития финансового рынка Российской Федерации в условиях цифровизации // Финансовая экономика. 2022. № 3. С. 240 – 245.
- Растеряева Т.В., Киселева Т.Ю. Финансовый рынок: регулирование в условиях санкционного ограничения // Экономика и предпринимательство. 2022. № 1 (138). С. 665 – 667.
- Семеко Г.В. Регулирование рынка финансовых услуг в условиях цифровой экономики // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 2, Экономика. Реферативный журнал. 2020. № 2. С. 85 – 94.
- Смирнова В.В., Правкин С.А. Технологии цифровизации финансового рынка и его правовое регулирование // Образование и право. 2021. № 12. С. 149 – 155.
- Цакаев А.Х. Влияние факторов цифровизации экономики на пропорциональное регулирование финансового рынка // Страховое дело. 2020. № 6 (327). С. 27 – 34.
- Цзямин Л.Ф. Боя Трансформация рынка финансовых услуг в условиях цифровизации // Экономическое развитие региона: управление, инновации, подготовка кадров. 2020. № 7. С. 213 – 216.
- Ян Ч. Цифровизация финансовых рынков Китая в условиях эпидемии Коронавируса // Экономика и предпринимательство. 2020. № 12 (125). С. 216 – 219.