Одним из важных направлений в развитии каждой страны является осуществление внешнеэкономической деятельности. Развитие внешнеэкономической деятельности играет важную роль в сфере хозяйственной деятельности и повышении конкурентоспособности международных компаний [1].
Известно, что мерами нетарифного регулирования как ввоза на территорию Российской Федерации, так и вывоза с указанной территории можно назвать административными мерами в регулировании внешнеэкономической деятельности. Примерами для таких административных мер будут являться запрет ввоза и (или) вывоза товаров, ограничения в количестве ввоза и (или) вывоза товаров, лицензирование и т.д.
Основываясь на данные группы компаний “РосБизнесКонсалтинг”, можно сказать, что главным торговым партнёром России стал Китай, а транзитным хабом стали сразу две страны – Казахстан и Турция. В 2022 году в Российской Федерации произошла крупная реструктуризация внешней торговли, которая была вызвана санкциями, принятыми недружественными государствами. На данные санкции были приняты контрсанкции Россией, а также добровольное сокращение торговых связей западных компаний с Россией. Вышеперечисленный процесс продолжается и по сей день. Экспорт и импорт товаров и услуг, который был основан на взаимодействии с недружественными государствами, с начала 2021 года был равен 55% [2]. В текущий промежуток времени проблематично определить текущую долю, но, если основываться на товарообороте, то она могла упасть примерно на 10%. Огромную часть поставок в Европу до вступления в силу в декабре общеевропейского эмбарго составляли поставки нефти и нефтепродуктов.
На пресс-конференции в Москве первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Руслан Давыдов сообщил, что внешнеторговое сальдо РФ за январь-сентябрь 2022 года выросло составила $251 млрд., что является рекордом для Российской Федерации. Также экспорт увеличился на 25% с 2021 года, что составляет $431 млрд, но также оптимистически нельзя сказать и про импорт. Импорт упал на 15-16%, что составляет $180 млрд.
Основываясь на предоставленных данных от ФТС можно с уверенностью сказать, что товарооборот с января по сентябрь 2022 года составил $611 млрд. Данные о совокупном товарообороте Российской Федерации с ее основными торговыми партерами, которые являются нейтральными или дружественными странами, такими как Китай, Турция, Индия, Казахстан и Белоруссия, за девять месяцев показывают нам то, что данный товарооборот составил $261 млрд. или же около 43-44% от общего объема торговли Российской Федерации.
Нетарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов, и ограничений экономического характера.
Все страны, которые входят в ЕАЭС имеют право на введение нетарифных мер при внешней торговле с прочими странами в соответствии с законодательством своей страны. Нетарифное регулирование регламентируется определенными правилами, которые указаны в таких нормативных документах, как Договор о Евразийском экономическом союзе, Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 (ред. от 10.01.2023) «О мерах нетарифного регулирования», Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 N 164-ФЗ. В договоре о ЕАЭС присутствует статья 46, в котором перечислены определенные меры нетарифного регулирования, которые указаны ниже:
- В торговле с третьими странами Союзом применяются следующие единые меры нетарифного регулирования:
1) запрет ввоза и (или) вывоза товаров;
2) количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;
3) исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;
4) автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров;
5) разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.
- Меры нетарифного регулирования вводятся и применяются на основе принципов гласности и недискриминации в порядке согласно приложению N 7 к настоящему Договору [3].
Важно отметить, что в современных условиях нетарифные меры могут быть использованы для достижения определенных целей, таких как защита окружающей среды, безопасности и здоровья, защита прав интеллектуальной собственности, и другие. Однако, как и любые другие меры, они должны использоваться в сбалансированном и обоснованном виде, чтобы не препятствовать международной торговле и не ущемлять интересы других стран. В этом контексте, многосторонние международные форумы и организации играют важную роль в налаживании сотрудничества и координации между странами и регулировании применения нетарифных инструментов. В частности, ВТО является одной из основных платформ для обсуждения вопросов, связанных с международной торговлей и принятия решений по вопросам нетарифного регулирования. В целом, развитие международной торговли и снижение использования нетарифных мер требуют усилий со стороны всех заинтересованных сторон, включая государства, международные организации, бизнес, цивильное общество и других факторов. Сохранение открытости и прозрачности международного торгового режима и соблюдение правил и норм ВТО являются важными факторами для поддержки свободной торговли и устойчивого экономического роста.
Рассмотрим влияние применения мер нетарифного регулирования на примере добровольных ограничений на экспорт. Фактически, они представляют собой одну и ту же квоту, но устанавливаются экспортером, а не импортером. В целом, использование нетарифных мер должно быть обосновано и сбалансировано с целью поддержки свободной торговли и устойчивого экономического роста. Использование добровольных экспортных ограничений экспортером может привести к отрицательному экономическому эффекту для импортера. Однако, если импорт аналогичных товаров из стран без ограничений увеличится, то сумма потерь может уменьшиться.
Ограничения могут оказаться эффективным инструментом сокращения негативных последствий роста импорта, однако, они могут также снизить экономический рост и жизнеспособность промышленности. Если они используются в течение длительного периода времени, они могут создать монополию и снизить конкуренцию на рынке, что может привести к повышенным ценам и пониженному качеству товаров, а также потере фискальных доходов для государства.
Таким образом, мировая практика ограничений и запретов основывается на том, что одно государство ограничивает другое государство посредством ограничением или же полным запретом на импорт или же экспорт товаров. Данные ограничения и запреты могут повлиять на экономику государств или государства как в положительном ключе, так и в негативном. К положительным моментам можно отнести то, что экономика страны, которая зависит от товаров других стран-государств приступит к своему развитию. К негативным же можно отнести резкое повышение безработицы, угрозу защиты окружающей среды, ухудшение условий работы, снижение доходов и т.д.
Автор
Е.В. Рагозинникова, старший преподаватель; Уральский государственный экономический университет (Россия, г. Екатеринбург)
Библиографический список
- Рагозинникова Е.В. Особенности ценообразования услуг таможенных представителей // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – № 7(89). – С. 180-184.
- Тектонический сдвиг: как изменилась внешняя торговля России в 2022 году. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/05/01/2023/63a449789a79477778972b81 (дата обращения: 17.08.2023).
- Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 24.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.04.2023). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/b337d7ec2615c083f1339bd447be5aeb5baec5af/ (дата обращения: 17.08.2023).