Экономическое развитие, как России в целом, так и отдельных ее регионов до настоящего времени находится на той стадии, когда всё еще необходимо искать пути своего дальнейшего совершенствования для достижения активного роста. Поэтому налоговая политика и система налогообложения, которые позволяют государству реализовать свои обязательства, являются одними из главных направлений экономического регулирования.
В современной налоговой системе до сих пор существует множество проблем, которые связаны с налогообложением, к ним можно отнести: задолженность по налоговым платежам; теневую экономику; серую заработную плату; население, которое работает само на себя (самозанятые); низкую среднюю зарплату по стране и другое. И все перечисленные проблемы, так или иначе, взаимосвязаны между собой. Поэтому необходима рациональная и грамотная стратегия изменения всей системы налогообложения, что приведет к увеличению поступлений в региональные бюджеты и в бюджет государства в целом, также это позволит развить налоговую грамотность населения страны .
В каждом регионе основные налоговые доходы зависят от достаточно крупных налогоплательщиков, малый и средний бизнес показывает достаточно низкий результат, и к одной из причин можно отнести – высокий уровень теневого оборота в этой сфере. Для решения данной проблемы можно предложить реформирование налоговой системы и законодательства в сфере малого и среднего бизнеса, вовлечь данных налогоплательщиков сделать свою деятельность легальной, то есть привлечь самозанятых граждан, а также граждан, которые не зарегистрированы в налоговом органе. Данные граждане в ходе своей незарегистрированной деятельности получают доход, и не платят налоги в бюджет, но при этом могут пользоваться разнообразными социальными услугами, не финансируя их.
Граждан, которые работают сами на себя, можно отнести к сложнооблагаемым плательщикам налогов, уровень налоговой культуры которых крайне низок, также как и доверие к государству.
В 2019 году государство ввело на ближайшие десять лет экспериментальный налог на профессиональный доход для самозанятых граждан. И уже с 1 января 2019 года до первой половины 2020 года им воспользовались и зарегистрировались в качестве самозанятых более 1 млн. человек, а к настоящему моменту это количество достигло отметки в 1,7 млн. человек по всей России, которые принесли в бюджет более 3,5 млрд. рублей.
Преимущества у данного налога есть – это доступность и простота при регистрации в качестве налогоплательщика; нет необходимости в подаче деклараций о доходах, а также в формировании налоговой отчетности; невысокие налоговые ставки в 4-6%, это и позволило частично легализовать самозанятость.
Но есть недостатки данного налога – это установленный предел суммы дохода в размере 2,4 млн. руб., если будет превышен данный лимит, то налоговый орган автоматически переведет налогоплательщика на основную систему налогообложения. Самозанятость подходит не для всех видов деятельности из-за запрета на торговлю подакцизными товарами, а также теми товарами, которые имеют специальную маркировку, для этого потребуются дополнительные расходы на закупку необходимого оборудования, а для системы маркировки необходимо вести электронный документооборот, что бывает проблематичным для граждан.
Также самозанятые находятся под пристальным вниманием у налоговых органов, из-за возможного вовлечения их в схемы ухода от налогов крупными налогоплательщиками, а также денежные переводы на счета самозанятых, банки относят к рисковой группе переводов, так как это может затронуть вопросы антиотмывочного законодательства. Эти недостатки не дают в полной мере привлечь граждан к легализации своей деятельности, а, следовательно, и дополнительные налоговые поступления в бюджет.
Рассмотрим, еще одну проблему – это «серая заработная плата». Организации для того чтобы уйти от больших объёмов социальных отчислений во внебюджетные фонды, которые они выплачивают за своих сотрудников, предлагают им так называемую «серую» заработную плату, то есть минимальная часть которой официально задокументирована, за эту часть организация перечисляет минимальные страховые взносы за сотрудников, а другую часть этой «серой» зарплаты выдает на руки (так называемая «черная» зарплата).
В 2020 году согласно данным Минфина России граждане, получающие неофициальную «серую» зарплату, составляют где-то 30-40% от всех работающих, что составляет более 10 трлн. рублей – это ежегодный объём данного вида зарплат, из чего следует, что бюджеты недополучают более 1,3 трлн. рублей налога на доход физических лиц каждый год.
Неофициальное трудоустройство, «серая» и «черная» заработные платы – это те проблемы, которые ведут не только к неполной собираемости налогов, недополучению страховых взносов внебюджетными фондами, но это приводит и к нарушению трудовых прав работающих граждан, то есть отсутствие официально подтвержденного стажа влияет на будущие пенсионные права каждого работника.
Все ранее указанные проблемы, так или иначе, являются частью теневой экономики в регионах и стране в целом. И в данных направлениях уже принимаются меры, которые стимулируют физических лиц и юридических лиц выходить из «тени». Например, для малого и среднего бизнеса предлагаются пониженные тарифы на страховые взносы, но при этом данные организации должны выплачивать своим сотрудникам заработные платы не ниже минимального размера оплаты труда. Но меры, которые предпринимаются по уменьшению количества незарегистрированных самозанятых, и выявлению юридических лиц, выплачивающих «серую» и «черную» заработные платы, являются недостаточными.
В данном случае совершенствование отдельных направлений налогообложения недостаточно, необходимы комплексные мероприятия, так как эти проблемы переходят из одного звена в другое, образуя круговорот этих проблем. Налоговая система, из-за своих несовершенств, недополучает налоговые доходы, увеличивает налоговое бремя, путем повышения налоговых ставок, снижая налоговые льготы. Это, в свою очередь, ведет к тому, что предприниматели, не справляясь с налоговым бременем, закрывают свои организации, сокращают число рабочих мест, уходят в тень, из-за чего бюджет лишается части налоговых доходов. Далее люди остаются без рабочих мест, соглашаясь на любую работу: низкооплачиваемую, с «черной» или «серой» заработной платой, что ведет также к сокращению поступлений в бюджет.
Заключение. Для решения таких проблем, как «серая» и «черная» заработные платы, а также легализация «самозанятых» и других проблем, связанных с налогообложением, необходимо выстроить четкую работу контролирующих органов и деятельность по изменению мышления граждан страны, так как большинство населения рассчитывает на быстрый результат, при этом, не задумываясь о будущем. Все механизмы должны запускаться одновременно и в полном объёме. Для этого необходимо:
- разработать эффективный механизм, препятствующий сокрытию налогов налогоплательщиками;
- обеспечить уплату всех налогов каждым налогоплательщиком в соответствии с законом;
- ужесточение налогового законодательства в части ответственности за налоговые правонарушения;
- совершенствование налогового законодательства;
- введение необлагаемого минимума в размере официального прожиточного минимума трудоспособного населения.