Аналитика показывает, что технология была движущей силой экономического роста на протяжении десятилетий, и остается одним из основных трендов ближайшего времени. Индустрия высоких технологий характеризуется быстрыми инновациями, которые часто приводят к изменению рынка и усилению конкуренции среди игроков. Высокотехнологичные предприятия получают значительную прибыль по сравнению со своими коллегами в других секторах, главным образом, благодаря своим усилиям в области исследований и разработок. Эти фирмы разрабатывают продукты с использованием передовых технологий в сотрудничестве с ведущими промышленными производителями и научно-исследовательскими предприятиями. Согласно отраслевому отчету, объем рынка полупроводников в третьем квартале 2020 года составил 114 миллиардов долларов, что на 11,0% больше, чем во 2 квартале 2020 года, согласно статистике мировой торговли полупроводниками (WSTS). Согласно Стратегии развития в области цифровизации РФ планируется, что в России появятся 10 предприятий-лидеров в сфере высоких технологий и столько же цифровых платформ для основных отраслей экономики, вузы будут выпускать более 120 тыс. специалистов в год в сфере IT, а доля населения, обладающего цифровыми навыками, составит 40%.
В связи с подобными серьезными техническими изменениями возникает необходимость в развитии бизнес-моделей, которые быстрее выводят эти решения на рынок. Это, в свою очередь, влечет за собой новый набор обязанностей и задач, с которыми должна справиться индустрия высоких технологий, включая удовлетворение постоянно меняющихся потребительских ожиданий, необходимость масштабирования быстрее, чем когда-либо прежде, и способность предоставлять динамичные варианты потребления: открывать новые возможности для бизнеса, одновременно снижая затраты и повышая устойчивость, что становится главным приоритетом для всех высокотехнологичных предприятий.
Высокотехнологичные предприятия должны интегрировать новые технологии в свои системы, чтобы обеспечить постоянную ценность и снизить затраты на ИТ, если они стремятся оставаться конкурентоспособными в обозримом будущем. Одним из таких инструментов может выступить искусственный интеллект – он используется для улучшения существующих решений, предоставления новых решений, когда это необходимо, и ускорения внедрения технологий в новых областях. Сегодня крупные компании используют его для проведения рекламных кампаний, которые привлекают потребителей к определенному контенту в широком спектре поисковых систем, одновременно экономя их время и деньги с помощью интеллектуального рекламного программного обеспечения.
Исследование Gartner показывает, что более 70% компаний уже эффективно используют внедрение искусственного интеллекта в той или иной форме.
Технологическая индустрия лидирует, когда дело доходит до интеграции искусственного интеллекта в свои сервисы и коммуникации. Исследование KPMG показывает, что около 79% лидеров отрасли выступают за более активное внедрение искусственного интеллекта. В то же время 63% утверждают, что эффективность ИИ в их организации варьируется от умеренной до полной.
Искусственный интеллект находится в центре будущей дорожной карты индустрии высоких технологий. Не ограничиваясь только чат-ботами и персонализацией электронной почты, варианты использования, относящиеся к этой технологии, выходят за рамки. По мере продвижения в цифровизацию будет наблюдаться тенденция того, как все больше высокотехнологичных предприятий будут повышать производительность своего искусственного интеллекта, машинного обучения и методов глубокого обучения с подкреплением, чтобы их было легко внедрить в обычной среде.
Многие решения на основе искусственного интеллекта уже получили широкое распространение в различных отраслях. Даже в розничной торговле внедряется искусственный интеллект, чтобы помочь оптимизировать срок годности и управление запасами. Многие считают, что искусственный интеллект станет тем вектором развития, за которым придется следовать, чтобы отвечать современным тенденциям – от технологической задумки до дизайна и маркетинга выпускаемой инновационной продукции. Искусственный интеллект в области высокотехнологичного производства может помочь бизнесу в решении или даже полной эскалации рутинных задач, например:
- проводить аналитику без персонала;
- автоматизация рабочих мест;
- сократить расходы;
- оптимизировать логистику;
- сократить человеческий фактор – сократить количество ошибок;
- повысить безопасность инфраструктуры;
- проводить проверки безопасности, автоматизации обслуживания клиентов и т.д., что позволит предприятиям создавать более эффективную и действенную организационную структуры, делегировать полномочия и быстрее реагировать на меняющиеся обстоятельства, то есть появляется вероятность сокращения краткосрочных рисков.
Высокотехнологичные предприятия получат серьезную добавленную стоимость в работе как за счет автоматизации рутинных, так и полуавтоматических задач, помогая освободить пространство для человеческого творчества и инноваций, а также ускоряя операции бизнес-процессов. Технологию легко переносить из одного места в другое: чем быстрее технология, тем быстрее вы сможете ее внедрить.
Масштаб трансформации, с которым уже столкнулся производитель или которому еще это предстоит в связи со сложившимися реалиями, будет варьироваться в зависимости от вертикальных отраслевых потребителей, структуры спроса, местоположения и страны/стран, в которых работают заводы. Однако при планировании новой нормы есть пять основных областей, на которых предприятиям следует сосредоточиться сейчас, чтобы лучше подготовиться к будущему:
1) Переоценить Стратегию – Планы по снижению рисков и бизнес-стратегии должны быть пересмотрены в долгосрочной перспективе, обеспечивая при этом или расширяя основные цифровые возможности предприятия.
Чтобы позиционировать предприятие для долгосрочного успеха, необходимо создать стратегию, которая поддерживает быстрые повороты и диверсификацию основных продуктов в другие отрасли, помогая учитывать будущие быстрые изменения спроса (например, производитель пластмасс и смол быстро переходит на производство защитных экранов для медицинских манипуляций и защитных экранов для касс в продуктовых магазинах).
2) Разработать План создания цифрового производства – автоматизированное производство и интеллектуальные операции с подключением с помощью датчиков Интернета вещей позволят гибко реагировать на изменения спроса и риски в цепочке производства и поставок.
Удаленный мониторинг и прогнозное обслуживание критически важных активов помогут обеспечить бесперебойную работу в периоды повышенного спроса.
Демократизированное обучение с использованием технологий AR/VR или видеоконференцсвязи использует централизованный опыт, повышает коэффициент квалификации персонала предприятия, улучшает перекрестное обучение и повышает гибкость труда.
Цифровые двойники могут помочь виртуализировать физические проекты, продукты и процессы, что приведет к более быстрым прототипам, более гибким процессам с помощью моделирования и способности выявлять проблемы проектирования на ранних стадиях цикла, сводя к минимуму переделки и ускоряя время цикла.
3) Оцифровать цепочку поставок – диверсификация поставщиков исторически была направлена на снижение затрат, но во время кризиса и восстановления вместо этого следует сосредоточиться на устойчивости цепочки поставок, поэтому следует избегать закупок материалов у одного поставщика или у поставщиков из одного места.
4) Оценить колебания спроса и быть предельно внимательным к его прогнозам и факторам риска в отраслевом сегменте. Работа с данными должна стать приоритетным направлением с помощью аналитики и искусственного интеллекта.
5) Автоматизировать рабочие процессы – автоматизация повторяющейся и механической работы.
Автоматизированные управляемые транспортные средства (AGV) и роботы могут помочь в управлении операциями, повышении производительности и перемещении квалифицированной рабочей силы для выполнения задач с большей добавленной стоимостью по всей производственной цепочке создания стоимости, например, 3D-печать может решить проблему производства запасных частей, беспилотные летательные аппараты можно использовать для проверки уровня запасов и некоторых визуальных проверок, системы контроля, основанные на машинном зрении, могут сыграть определенную роль в проверке качества и т.д.
Происходят многочисленные технологические преобразования, и трудно точно определить основные факторы, необходимые для роста бизнеса. С учетом современных тенденций и более широкого понимания, можно выделить и другие области цифрового внимания для индустрии высоких технологий:
1) Блокчейн – благодаря таким неотъемлемым функциям, как повышенная безопасность, децентрализованная платформа и неизменность. Блокчейн позволяет бизнесу повышать эффективность и минимизировать риски, одновременно укрепляя доверие ко всем бизнес-транзакциям. Примеры использования блокчейна широко распространены, от управления контрактами, проверки подлинности продукта, безопасных переходов, консолидации данных до защиты интеллектуальной собственности, распространения решений, трансграничной торговли, распределения по цепочкам поставок, доступа к данным в режиме реального времени и коммуникациям;
2) Прогностическая аналитика – незаменимый инструмент для повышения эффективности в сложной бизнес-среде. Индустрия высоких технологий, характеризующаяся цифровыми прорывами, глобально развернутыми цепочками создания стоимости и непрерывными инновациями в сфере услуг, использует прогностическую аналитику для изменения своих предложений в соответствии с потребностями клиентов. С помощью этих прогнозов и аналитических данных производители высокотехнологичных продуктов могут планировать техническое обслуживание, предотвращать поломки, сокращать время простоя, улучшать каналы сбыта в обход посредников, создавать новые источники дохода, улучшать поддержку клиентов и многое другое. Это доказывает свою эффективность в построении и оптимизации эффективной цепочки поставок и системы управления поставщиками со всеми проверками качества.
3) Данные и аналитика – появление промышленного Интернета вещей произвело революцию в бизнесе. Подключенные системы генерируют массивы данных, и в настоящее время вся система переходит к принятию решений на основе данных. Обработка данных в режиме реального времени позволяет предприятиям получать детальную информацию о своей деятельности и принимать разумные бизнес-решения.
4) Интернет вещей (IoT) – высокотехнологичные предприятия являются как производителями, так и потребителями предложений Интернета вещей. С помощью Интернета вещей лидеры отрасли стремятся увеличить продажи, разрабатывая персонализированные продукты и услуги. Они помогают снизить затраты на ввод за счет оптимизации операций и расширения границ отрасли. Используя межмашинные коммуникации, предприятия могут изменить основы конкуренции и создать новые бизнесмодели для пользователей и поставщиков. Интернет вещей позволяет адаптировать решения для удовлетворения потребностей отрасли, таких как управление цепочками поставок, создание интеллектуальных заводов и зданий, а также автоматизация обслуживания сотрудников.
Все эти технологии взаимозависимы, и согласованность необходима для лучшего функционирования. Чтобы соответствовать ускоренным темпам цифровой трансформации, высокотехнологичные предприятия разрабатывают и внедряют инновационные, надежные и настраиваемые решения.
Таким образом, современные тенденции высокотехнологичного производства закладывают весьма глобальные и масштабные векторы трансформации – требуются стратегические решения, реализация которых приведет бизнес к наращиванию основных производственных мощностей, путем выявления и автоматизации повторяющихся и механических работ, создания/внедрения цифровизации, повышения устойчивости цепочки поставок и инвестирования в расширенную аналитику для получения полезной информации и расширенного моделирования сценариев в рамках планирования на случай непредвиденных обстоятельств.
В результате чего, производителям удастся повысить устойчивость и адаптивность всей организации и укрепить основу своих усилий по цифровой трансформации и диверсификации продукции, в том числе высокотехнологичной.