Логистическая система любой сферы деятельности состоит из совокупности цепей, которые задействованы в процессе производства и транспортировки с целью качественного управления материальными, финансовыми, сопутствующими и другими потоками. Для этого предприятиями конструируется эффективный цикл прохождения товара от организации производства, контроля с момента получения заказа до получения товара конечным покупателем, в соответствии с требованиями рынка, который основан на предпочтениях потребителя.
Концепция осознанного производства и в целом экономики, связана с необходимостью ведения бизнеса с минимальными экологическими рисками, максимальной удовлетворенностью социальной сферы и качественного корпоративного управления. Совокупность данной триады факторов обозначается аббревиатурой, которая стала нарицательной – ESG (Environmental, Social, Governance).
Environmental – значит экологичный, т.е. компания, в процессе управления цепями поставок от производства до потребителя, должна заботиться об окружающей среде. Social – в переводе с английского означает социальный, т.е. компании необходимо проявлять заботу не только к сотрудникам и конечному потребителю, но и в целом к обществу. Governance – управление, т.е. компания должна быть «прозрачна» для конечного покупателя и управление цепями поставок должно быть максимально эффективно.
Таким образом, ESG трансформация управления цепями поставок должна обеспечивать преобразование не только цифровое, но и экологически-, и социально-ответственное. В результате, освоение инновационных технологий при управлении цепями поставок должно быть направлено на качественное преобразование структур, форм и способов логистической деятельности компании. Мы считаем, что данная трансформация должна быть основана на модели экономики замкнутого цикла или т.н. бесшовного взаимодействия. Данные технологии обеспечивают безопасность производственных процессов, их предсказуемость и эффективность. Необходимо усовершенствовать ряд логистических процессов на макро- и микроуровне:
- На макроуровне, необходимо пересмотреть весь цикл бизнес-процесса с позиции осознанного производства.
- На микроуровне, необходимо пересмотреть внутренние взаимосвязи всех цепей поставок с позиции экологизации.
- На микроуровне, совершенствовать контроль и логистическую структуру с позиции прозрачность, т. е. качества управления, открытого для конечного покупателя.
- На макроуровне, необходимо доработать цикл удовлетворенности конечного покупателя товаром.
- На микроуровне, необходимо наладить процесс утилизации как товара, так и «умных» гаджетов, количество которых в компаниях будет постоянно расти.
На первом уровне необходимо понять какие процессы и циклы уже соответствуют ESG-повестке, а какие необходимо доработать. Данная диагностика процессов поможет выявить «узкие места» и даст возможность усовершенствовать бизнес-модель бизнеса. Мы полагаем, что это возможно будет самая затратная часть трансформации, т.к. она касается перезагрузки всей модели или, возможно, части устоявшейся модели бизнеса. Но, в дальнейшем, данные вложения позволят бизнесу соответствовать мировым стандартам, а следовательно, иметь выход на новые рынки, позволит компании стать социально-значимой на рынке, что всегда влечет преференции.
Второй этап внедрений ESG повестки в управление цепями поставок в условиях цифровизации, позволит перманентно совершенствовать свои технологии и быть всегда конкурентными на рынке, а также своевременно проходить сертификации своей продукции на любом рынке. Это очень важный этап для бизнеса, т.к. качественная отработка данного этапа позволяет расширять рынки присутствия без единовременных масштабных вложений, а развиваться в процессе расширения.
Третий этап, на наш взгляд, это самый активно развивающийся и эффективно трансформирующийся этап внедрения цифровых технологий. За счет эволюционных процессов на данном этапе успешно развиваются графические технологии, система организации рабочего места сотрудника. Благодаря революционным технологиям, компании кардинально изменили классическую логику работы цепей поставок и применяют:
- машинное обучение (прогнозное планирование, планирование загрузки мощностей, оптимизация маршрутов, управление закупками на основе корректируемых моделей);
- интернет вещей (прозрачность и трэкинг на основе облачных технологий, актуальные данные о цепях поставок в режиме реального времени без необходимости синхронизации данных между системами, видео аналитика, контроль за безопасностью труда, временная чувствительность, QR-трекеры);
- 3D-печать (новые производственные площади, новая конфигурация поставщиков, новые материалы для производства и упаковки);
- блокчейн (контроль происхождения товара, контроль логистических трансакций, финансовые потоки цепей поставок, материальные потоки цепей поставок);
- смешанную и дополненную реальность (подбор товара на складе, упаковка и формирование паллет, информирование и управление данными о товаре со стороны всех участников цепи поставок);
- искусственный интеллект (автоматическое формирование сборных паллет, прогнозирование, управление жизненным циклом продуктов, формирование журнала поставок/отгрузок);
- ботов (боты взаимодействия со всеми участниками цепи поставок).
Четвертый уровень трансформации – это самый сложный – социальный фактор, но и один из значимых логистических процессов. От которого, в целом, зависит развитие компании, ее место на рынке и срок деятельности бизнеса. На наш взгляд, этот этап самый инновационный, где можно и нужно внедрять новые решения, «умные» гаджеты и т.п.
Пятый этап – самый понятный в решении, но неструктурированный в реальной жизни. Необходима эффективная утилизация «умных» гаджетов с последующей переработкой в более технологичные. Но для этого, на наш взгляд, необходимо формирование централизованной структуры перерабатывающих производств, о которых пока наше общество даже не задумывается. Поэтому пока мы поставили данный этап последним, в надежде на осознанность не только нашего общества, но и промышленных корпораций, которые участвуют в логистической цепи прохождения товара с момента производства до реализации конечному покупателю.
Подводя итог данного исследования, мы можем говорить о том, что ESG трансформация при управлении цепями поставок показывает важность рисков / возможностей Environmental и Social направленности, помимо давно внедряемой и знакомой для логистического рынка Governance направления. С каждым годом добавляются новые модели и оценки эффективного управления цепями поставок, которые компании должны начинать внедрять в свои бизнес-процессы уже сейчас, т.к. в дальнейшем инвесторы будут оценивать данные компании именно по этим новым параметрам и интегрированным процессам.
Современный российский рынок не только применяет все революционные технологии на практике, но и тесно переплетает их, формируя дополнительную синергию и создавая улучшенный эффект от использования данных технологий друг с другом. Происходит совершенствование классических подходов управления цепями поставок за счет внедрения цифровых технологий организации планирования и контроля, который осуществляется специалистом уже в синергии с технологиями и набором интеллектуальных помощников.