В условиях цифровой экономики внедрение информационных технологий становится одним из факторов, обеспечивающих высокую скорость процесса принятия управленческих решений, что, в свою очередь, требует немедленного получения и анализа информации из всех возможных источников. Цифровая трансформация, влияющая на работу налоговых органов, имеет два основных направления:
- электронные услуги для налогоплательщиков,
- использование больших данных для анализа рисков и соблюдения налоговых требований.
Несомненно, оцифровка данных способствует экспоненциальному развитию новых решений и бизнес-моделей, которые создают новые проблемы для налоговых администраций. Но переход на цифровые технологии – это не только вызов, это беспрецедентная возможность.
Современные технологии предоставляют налоговым администрациям неограниченные возможности для совершенствования, в том числе и контрольной работы. За последние годы был изменен подход к организации контроля. Теперь первоначально внимание налоговых органов сосредоточено на комплексном анализе финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, что приводит к отказу от тотального контроля и переходу к контролю, основанному на критериях риска. В связи с этим, Федеральной налоговой службой России (ФНС России) разработана и утверждена Концепция планирования выездных налоговых проверок. Согласно которой, планирование выездных проверок – это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездного контроля по общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения. Деятельность налогоплательщиков, содержащая соответствующие критерии рисков, будет приводить к включению таких налогоплательщиков в план выездных налоговых проверок.
Ключевым принципом в контрольной работе налоговых инспекций является начало проверки только тогда, когда инструменты предиктивной аналитики выявили схемы уклонения от уплаты налогов. Выбор объектов для проведения выездной налоговой проверки не случаен. Он основан на детальном анализе данных Автоматизированных систем управления (АСУ) НДС-2, позволяющем контролировать продуктовые цепочки.
В настоящее время охват организаций выездными проверками составляет всего 0,2% – это две организации или два индивидуальных предпринимателя из тысячи. Индикативные показатели, характеризующие непосредственное состояние контролируемой сферы, свидетельствуют о повышении эффективности контрольной работы. ФНС России стремится к усилению аналитической составляющей контрольной работы налоговых органов за счет продолжения внедрения цифровых технологий в процесс осуществления контрольной деятельности. Конечная цель ФНС России – создание таких условий контроля, при которых налогоплательщик был бы сам заинтересован в добровольном уточнении своих налоговых обязательств.
Цифровизация требует значительных ресурсов при разработке и эксплуатации, но также гарантирует значительную экономию затрат и эффективность. Расходы бюджета на финансирование ФНС России за последнее время увеличились на 16%, при этом расходы на АИС постепенно снижаются, а их доля составляет примерно 4% от общего объема средств.
При этом, объем финансирования проекта по созданию и эксплуатации дата-центра (центра обработки данных) увеличился в 9 раз, цель консолидации данных – оценить качество разрозненных данных, сделать их пригодными для анализа и обеспечить их целостность, согласованность, достоверность и актуальность, а также обеспечение высокоскоростного доступа к ним и гибкости аналитических запросов.
Приоритетными мерами информатизации сегодня являются:
- АИС «Налог-3» – это программа, которая ведет учет всех налогоплательщиков;
- единый федеральный ресурс, содержащий достоверную, структурированную адресную информацию;
- АИС «Маркировка» регулирует сферу торговли; создание центров обработки данных.
Эффективность расходования средств федерального бюджета показывает, что на сбор и повышение 100 рублей налогов выделяется 60 копеек, и за последние три года этот уровень снизился на 10%. При этом самое низкое значение среди стран ОЭСР показано в Эстонии, где налоговая администрация тратит 37 евроцентов на сбор 100 евро.
Анализ больших данных помогает проводить более целенаправленные налоговые проверки. Обмен документами (информацией) в электронном виде также способствует дальнейшей трансформации бизнес-модели и бизнес-процессов организаций, а также традиционной концепции налогового контроля. В этом контексте такой вид налогового контроля, как налоговый мониторинг, который ФНС России внедрила с 1 января 2016 года, стал новым инструментом – цифровым будущим налогового контроля.
Налоговый мониторинг предполагает усиленное информационное взаимодействие, в рамках которого организация предоставляет налоговому органу доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета, а взамен получает право в случае возникновения каких-либо сомнений запросить у налогового органа мотивированное заключение о налоговых последствиях сделок. Режим налогового мониторинга значительно ускоряет разрешение споров о применении налогового законодательства и позволяет налогоплательщику избежать доначисления налогов, пеней и штрафов в будущем, а также снижает бремя налогового контроля.
Налоговый мониторинг обеспечивает доступ к данным налогоплательщика в режиме реального времени. Первичные документы запускаются в систему – это ручная работа бухгалтера-оператора. Контроль осуществляется с двух сторон: налоговый инспектор контролирует на своем рабочем месте, а плательщик – изнутри. При возникновении каких-либо отклонений они фиксируются, налоговый инспектор видит, что и как исправила организация. При необходимости могут быть запрошены дополнительные данные. Кроме того, система обладает историей запросов.
Налоговый мониторинг основан на онлайн-доступе к системе учета налогоплательщика. Это позволяет мгновенно отслеживать операции и оценивать правильность отчетных показателей, а технология детализации расшифровывает данные деклараций вплоть до первичных документов.
Основными направлениями развития налогового мониторинга являются стандартизация требований к раскрытию показателей налогового учета, налоговой и финансовой отчетности, а также разработка стандартного файла налоговой проверки Standard Audit Filefor Tax (SAF-T) для автоматической проверки данных бухгалтерского учета и отчетности. Этот файл позволит автоматически тестировать и проверять полноту ваших учетных данных, отслеживать историю каждой операции и наличие документов-баз для нее, а также генерировать крипто-ключ. Целью SAF-T является проведение более эффективных и результативных налоговых проверок, облегчающих выявление основных направлений несоблюдения требований налоговой отчетности.
Электронный аудит на основе материалов налоговой проверки проводится в несколько этапов. Во-первых, налогоплательщик формирует данные в стандартном электронном формате отчетности. На втором этапе аудитор загружает данные с защищенного сервера и начинает их анализ с помощью специального программного обеспечения. А после завершения контрольных процедур налогоплательщик получает аудиторское заключение, содержащее выводы, сделанные в ходе электронной налоговой проверки. В результате такой проверки налогоплательщику предоставляется не только предварительная декларация, но и соответствующий расчет. Затем налогоплательщик имеет возможность ознакомиться с информацией и подтвердить или аргументировать ее.
При большом количестве новых потоков информации о налогоплательщиках налоговые органы становятся государственными информационными агентствами. Их цель — научиться эффективно обрабатывать и применять большие данные. Для использования всех этих данных требуются новые методы и методики. Методы машинного обучения предоставляют возможности для анализа данных в отличие от других традиционных методов.
Используя методы машинного обучения, налоговые администрации могут:
- повысить эффективность, позволив компьютеру анализировать данные и проводить выборочные проверки, выявлять информационные потребности или выявлять риски;
- лучше понимать потребности и проблемы налогоплательщика, что позволит адаптировать информацию и другие действия к этим потребностям и быстрее реагировать на них;
- обеспечить меньшую предвзятость в отношении налогоплательщиков.
Таким образом, возникают новые этические дилеммы. Львиная доля данных, которые могут быть проанализированы бесчисленными возможными способами, позволяет видеть закономерности и прогнозировать результаты с высокой степенью вероятности. Используя машинное обучение, можно, например, прогнозировать банкротства и рост заработной платы. Модели обучения часто предвзяты. Не полностью или исключая определенные группы или подгруппы, этот тип «ошибки выборки» приводит к ложным результатам. Машины учатся на том, что мы им говорим. Если мы предоставим неверные данные, то машина будет делать предвзятые прогнозы. Чтобы преодолеть это, необходимо контролировать входные данные и предоставлять объективные входные данные.
Развитие налогового контроля – это внедрение налогового мониторинга, при котором организация предоставляет налоговому органу доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета, а взамен получает право в случае сомнений запросить у налогового органа мотивированное заключение о налоговых последствиях сделок. При большом количестве новых потоков информации о налогоплательщиках налоговые органы становятся государственными информационными агентствами. Их цель – научиться эффективно обрабатывать и применять эти большие данные, что требует новых методов и приемов. Методы машинного обучения предоставляют возможности анализа данных в отличие от других традиционных методов.
Налоговый контроль будет интегрирован во внутренние бизнес-процессы организаций и будет осуществляться незаметно для налогоплательщиков. Налоговый мониторинг обеспечит качественно новый уровень налогового контроля, направленный на построение взаимного доверия между бизнесом и государством. Преимуществами использования налогового мониторинга для ФНС России являются возможность более оперативно, осмотрительно и соответственно лучше контролировать соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов, т.е. деятельность Федеральной налоговой службы России будет носить пруденциальный характер. Именно пруденциальный контроль – предварительный, «ранний» – позволит оперативно регистрировать потенциальные осложнения и проблемы в деятельности налогоплательщиков и вносить соответствующие коррективы в режиме реального времени для их устранения.