В современных условиях развития экономики России с учетом аспектов рыночной экономики для предприятий актуальным становится проблема минимизации рисков при реализации продукции, выполнении работ и оказании услуг с применением отсрочки платежа. Экономический кризис и невысокий уровень платежеспособности предприятий способствует росту размера различного рода задолженностей, что негативным образом сказывается на финансовой составляющей предприятия и эффективности его функционирования.
Для развития любого предприятия необходимо эффективное использование имеющихся у него ресурсов, которые включают в себя материальные, нематериальные (технологии, ноу-хау, деловая репутация и т.п.), трудовые (человеческие), информационные и финансовые. Наиболее важными ресурсами, пронизывающие все процессы функционирования предприятия, которые в конечном итоге формируют финансовые результаты, выступают финансовые ресурсы.
Процесс управления финансовыми ресурсами входит в разработку и реализацию финансовой политики предприятия, которая включает в себя учетную и налоговую политику, ценовую политику, инвестиционную политику, дивидендную политику, амортизационную политику и кредитную политику.
Исходя из того, что главной задачей любого коммерческого предприятия является получение прибыли, руководству предприятия и экономическим службам необходимо обеспечить снижение как кредиторской, так и дебиторской задолженности, которые при тенденции роста способствуют снижению финансовой устойчивости предприятия [4].
Важным направлением роста конкурентоспособности предприятия, объема продаж и привлечения клиентов является продажа товаров в кредит. Таким образом товар будет находиться в залоге у продавца до момента полной оплаты товара, а распоряжаться таким товаров покупатель может только с согласия продавца, если иное не предусмотрено договором купли-продажи.
Кроме этого, для предприятий объектами кредитования могут выступать оборотные средства (на авансируемые работы) и заработная плата сотрудников (авансовые платежи на определенные виды работ).
Совокупность инструментов, используемых для эффективной деятельности в вопросах коммерческого кредитования, представляет собой кредитную политику предприятия. Кредитная политика является частью финансового менеджмента и главной его составляющей – управление дебиторской задолженности. Основной целью реализации кредитной политики предприятия является максимизация чистых денежных поступлений (показателей финансовых результатов) и компенсирование кредиторской и дебиторской задолженности [6]. В процессе разработки кредитной политики выделяют следующие последовательные задачи:
- формирование условий предоставления коммерческих кредитов на основании соотношения уровня их риска и доходности;
- разработка оптимальной процедуры выдачи коммерческих кредитов для обеспечения субъективности и минимизации человеческого фактора;
- обеспечение конкурентоспособности выдаваемых коммерческих кредитов;
- разработка ограничений для минимизации кредитного риска;
- поддержание гибкости для решения задач взыскания дебиторской задолженности [2].
Процесс формирования кредитной политики включает в себя следующие основные этапы [3] (рисунок).
Рис. Этапы формирования кредитной политики
Таким образом, главной задачей проведения финансовой стратегии предприятия является принятие кредитной политики, направленной на рост количества покупателей и увеличение объема продаж. Это достигается путем смягчения кредитной политики, предоставления персональных скидок и пролонгации соглашений по оплате за отгруженную продукцию. Однако расширение данного направления способствует также росту кредиторской и дебиторской задолженности, что в значительной степени ухудшает финансовое состояние предприятия [5].
Для проведения эффективной кредитной политики предприятию необходимо проводить анализ дебиторской задолженности в целях определения платежеспособности покупателей и дифференциации сроков задолженности [1], а также анализ кредиторской задолженности для ее оптимизации и сокращения.
Все это будет способствовать оптимизации кредитной политики, повышению эффективности деятельности предприятия и финансовой устойчивости.
Автор
М.В. Борисова, магистрант; Научный руководитель: П.В. Панькин, канд. экон. наук, доцент; Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина (Россия, г. Елец)
Библиографический список
- Бджола В.Д. Формирование кредитной политики предприятия / В.Д. Бджола, Э.Г. Джафаров // Аспирант. – 2017. – № 1 (27). – С. 29-31.
- Коваленко Е.В. Совершенствование кредитной политики предприятия / Е.В. Коваленко, С.И. Зорина // E-Scio. – 2017. – № 4 (7). – С. 6-14.
- Кузнецов Р.О. Особенности формирования кредитной политики предприятия на современном этапе / Р.О. Кузнецов // Экономика. Управление. Образование. – 2018. – № 3 (6). – С. 64-66.
- Миронова Н.А. К вопросу о кредитной политике предприятия / Н.А. Миронова // Вектор экономики. – 2018. – № 3 (21). – С. 51.
- Романова И.В. Опросы влияния кредитной политики на экономическую устойчивость предприятия / И.В. Романова, Р.Л. Захарова // Polish Journal of Science. – 2019. – № 22-3 (22). – С. 41-44.
- Санташева А.С. Особенности кредитной политики производственных предприятий в современных условиях / А.С. Санташева, В.М. Багинова // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. – 2022. – № 35. – С. 639-643.
- Шатковская Е.Г. Кредитная политика хозяйствующего субъекта / Е.Г. Шатковская, Н.С. Пионткевич // Теория и практика мировой науки. – 2016. – № 4. – С. 54-56.