Одним из важнейших элементов системы социальной защиты граждан выступают государственные внебюджетные фонды, на которые возлагаются обязанности по обязательному медицинскому и социальному страхованию, обеспечению занятости населения и предоставлению пенсионных выплат.
Существование указанных фондов напрямую зависит от специальных отчислений, которые граждане (самостоятельно или посредством работодателей) делают с учетом собственных доходов. Фонды не зависят от бюджета государства, а все полученные средства направляют на реализацию социальных программ и мероприятий.
Финансовая служба любого хозяйствующего субъекта должна обеспечивать корректный учет расчетов по социальному страхованию, так как они напрямую влияют на себестоимость производимых товаров или оказываемых услуг, а значит, сказывается на результатах экономической деятельности компании [3, c. 41].
Для сотрудников любых предприятий информация об особенностях расчета и уплаты страховых взносов также будет полезна, даже если они не работают в финансовой сфере, так как за счет социального страхования они могут защитить собственные интересы.
Основные принципы социального страхования
Социальное страхование в нашей стране осуществляется в соответствии с основными принципами [1]. Рассмотрим их:
Во-первых, обязательное социальное страхование должно поддерживаться в стабильном состоянии, для чего используются страховые взносы, размер которых должен быть эквивалентен размеры страхового обеспечения.
Во-вторых, социальное страхование должно быть обязательным и при этом обеспечивать всем застрахованным гражданам определенные социальные гарантии.
В-третьих, система обязательного социального страхования подлежит регулированию со стороны государства.
В-четвертых, страховые взносы обязательны к начислению и уплате страхователями.
В-пятых, государство гарантирует соблюдение прав застрахованных лиц на защиту от страховых рисков независимо от того, в каком финансовом состоянии в настоящее время находится страховщик.
В-шестых, все субъекты имеют равные права при участии в органах управления системы обязательного социального страхования. При этом субъектами считаются и работодатели (страхователи), и страховые компании (страховщики) и работники или индивидуальные предприниматели, а также иные граждане (застрахованные лица).
В-седьмых, за деятельностью в сфере обязательного социального страхования осуществляется строгий контроль и надзор со стороны соответствующих органов и государства.
В-восьмых, система финансов обязательного социального страхования функционирует автономно от всех остальных финансовых систем.
В-девятых, средства обязательного социального страхования должны использоваться только в строгом соответствии с их целевым назначением.
В качестве страхователя могут выступать не только работодатели, но и граждане самостоятельно, если на них в соответствии с законодательством возлагается обязанность по уплате страховых взносов [4, c. 44]. Также к страхователям относятся органы государственной и исполнительной власти, местного самоуправления.
Статус страховщика может иметь только некоммерческая организация, которая была создана специально для обеспечения прав и интересов застрахованных граждан при наступлении страховых случаев. В данном ситуации речь идет исключительно об обязательном социальном страховании, никакие другие виды страхования (например, дополнительное) мы в данной статье не рассматриваем.
Обязательному страхованию подлежат граждане нашего государства, лица, не имеющие гражданства, иностранные граждане, работающие в соответствии с трудовым договором. Кроме того, граждане, не работающие по найму, но обеспечивающие свою занятость самостоятельно, могут также быть застрахованными лицами и участвовать в системе обязательного социального страхования [5, c. 34].
В перечень социальных страховых рисков включены временная утрата трудоспособности, рождение ребенка, получение увечья, инвалидности или профессионального заболевания, потеря кормильца, утрата работы, получение медицинской помощи, наступление старости, утрата работоспособности членами семьи застрахованного гражданина, смерть.
В рамках обязательного социального страхования образуется ряд обязанностей, в частности:
- при приеме на работу нового сотрудника и заключении с ним трудового договора – у работодателя возникают обязанности по обеспечению его обязательного социального страхования,
- при уплате страховых взносов за себя – у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя трудовой деятельностью, а также у иных граждан,
- при регистрации страхователя – у страховщика и т.д.
Бюджеты фондов обязательного социального страхования могут пополняться за счет различных источников, в числе которых страховые взносы, уплачиваемые застрахованными лицами или за них; пени и штрафы; средства, полученные из бюджета государства, субъекта страны или органа местного самоуправления, если это установлено нормативными актами; прибыль от размещения свободных финансов; возмещения, полученные в результате регрессных требований к виновникам нанесения вреда застрахованным гражданам и др. [1]:
Размер страховых взносов напрямую зависит от величины заработной платы. Также обложению обязательными страховыми взносами подлежат иные источники доходов граждан. Полный перечень можно найти в федеральном законодательстве [2].
Также Правительством России утверждается перечень выплат, которые не подлежат обязательному обложению страховыми взносами. Если работник изъявит желание самостоятельно перечислять страховые взносы, то работодатель должен будет удерживать их и направлять в соответствующий фонд одновременно с перечислением остальных страховых взносов.
Предельным сроком уплаты страховых взносов является 15 число каждого календарного месяца. До этого дня необходимо исчислить и уплатить взносы за предыдущий месяц. В противном случае будут начислены пени и штрафы в размерах, предусмотренных законодательством [1]. Если 15 число месяца является нерабочим днем, то предельным сроком оплаты становится первый рабочий день после него.
Страховое обеспечение выплачивается застрахованному гражданину при наступлении страхового случая. Причем его необходимо будет подтвердить соответствующими документами.
В бухгалтерском учете все сведения о расчетах по обязательному страхованию и пенсионному обеспечению отражаются на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». К нему можно открыть субсчета:
- 69/1 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»,
- 69/2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»,
- 69/3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию».
Кредитование данного счета осуществляется с учетом сумм платежей, которые направляются в социальные и пенсионный фонды [1]. В бухгалтерском учете данный счет корреспондируется:
- со счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, в части отчислений, производимых за счет организации (20, 23, 25, 26 и др.);
- со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – в части отчислений, производимых за счет работников организации,
- со счетом 51 «Расчетные счета» – в части сумм, которые были получены при превышении уровня таких расходов над платежами.
Кроме того, по кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» в корреспонденции со счетом прибылей и убытков или расчетов с работниками по прочим операциям (в части расчетов с виновными лицами) отражается начисленная сумма пеней за несвоевременный взнос платежей.
Подводя итог изложенной выше информации, мы можем отметить, что обязательное социальное страхование в настоящее время является важнейшим элементом системы обязательных государственных гарантий. Указанная система подлежит четкому правовому регулированию и обеспечивает защиту интересов застрахованных лиц при изменении их социального или материального положения, даже если это произошло по независящим от них обстоятельствам. К страховым случаям относятся потеря трудоспособности или места работы, получение инвалидности, увечья или профессионального заболевания, рождение ребенка, смерть застрахованного лица или его близкого родственника, выход на пенсию, обращение в государственное медицинское учреждение за помощью и т.д.
Автор:
Л.Г. Ефремов, магистрант;
Научный руководитель: Н.Н. Губернаторова, канд. экон. наук, доцент; Калужский филиал Финансового университета при Правительстве РФ (Россия, г. Калуга)
Библиографический список
- «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024).
- «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. От 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024).
- Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об основах обязательного социального страхования».
- Вешунова Н.А. Бухгалтерский учет: учебник для вузов / Н.А. Вешунова, Л.А. Фомина. – изд. 5-е перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика. 2019. – 624 с.
- Иванова Н.В. Бухгалтерский учет: учебник для сред. проф. образования / Н.В. Иванова. – изд. 4-е испр. – М.: Академия. 2021. – 304 с.
- Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях (6-е издание, переработанное и дополненное). – М.: «Велби», «Проспект», 2020. – 411 с.