Расширение масштабов экономической деятельности в планетарном масштабе и, как следствие, усиление воздействия на Землю, обусловлено как крупными демографическими изменениями, включая рост населения, сдвигами в возрастной структуре, так и ускоряющимися процессами урбанизации, ростом доходов на душу населения, изменения в структуре потребления в наиболее развитых странах и истощение природных ресурсов в странах «третьего мира».
В последнее множество научных исследований, в которых ученые, имеющие научные интересы в различных областях, отражают большие и тревожные изменения в земных системах, от изменения климата и утраты биоразнообразия, до изменений в гидрологических циклах и циклах питательных веществ и истощения природных ресурсов, что находит отражение в публикуемой статистической информации. Эти глобальные экологические изменения потенциально могут иметь серьезные негативные последствия для будущего благосостояния людей и поднимают вопросы о том, находится ли глобальная цивилизация на пути устойчивого развития или она «слишком много потребляет», истощая жизненно важный природный капитал.
Экономика, и как наука, и как область общественного производства, должна играть центральную роль в решении проблем устойчивого развития. Ключевой вопрос, лежащий в основе устойчивого развития, заключается в том, как распределить ограниченные ресурсы планеты для удовлетворения «потребностей настоящего, не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». Устойчивое развитие (УР) – это широкая терминология, охватывающая все формы роста в удовлетворении потребностей нынешних поколений без ущерба для будущих поколений, как это определено ООН, которая может быть определена как ведущим координационным центром в области сохранения и регулирования окружающей среды. Устойчивое Развитие также можно определить как изучение и поддержание экологического баланса с точки зрения ресурсов и функционирования природных систем.
Рисунок. Флаг ООН (Flag of the United Nations)
Термин «устойчивое развитие» (УР) восходит к Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД) 1992 года в Рио-де-Жанейро, Бразилия, также известной как Саммит Земли. Участие 117 глав государств и представителей 178 стран сделало Саммит Земли крупнейшим собранием мировых лидеров вплоть до 1992 года. Саммит Земли стал первой международной попыткой выработать решения и договоры, основанные на устойчивом развитии для экономического развития и защиты окружающей среды, которые стали бы основой национальных политик в данной области.
Понятие УР практически полностью согласуется с понятием «экономическая устойчивость», которое было введено Дж.Р. Хиксом. В своей классической работе ученый определил понятие «доход» как «сумма, которую человек может потреблять в течение определенного периода и по-прежнему иметь состояние в конце указанного периода. Традиционно экономисты, полагая, что запас природных ресурсов был неограничен, полагали, что законы рыночной конкуренции повлияют на способности рынка эффективно распределять ресурсы. Они также верили, что экономический рост принесет технологические возможности для восполнения природных ресурсов, уничтоженных в процессе производства. Однако сегодня пришло осознание того, что природные ресурсы не бесконечны и практически не возобновляемы.
В 2005 году Всемирная встреча на высшем уровне по социальному развитию определила три основные области устойчивого развития, получившие название «Три столпа устойчивого развития». Столпами являются экономическое развитие, развитие окружающей среды и социальное развитие, также неофициально известное как прибыль, планета и люди. Эти три ядра различаются по своей основе, но схожи по общей цели и учитывают друг друга.
В центре внимания экономической науки (в условном термине УР – прибыль) находится то, как распределить ограниченные ресурсы для достижения желаемых целей, т.е. решение задачи, стоящей перед любой социально-экономической формацией: распределения ресурсов в условиях дефицита. В частности, экономика изучает производство, распределение и потребление товаров и услуг, которые одновременно являются ключевым фактором развития (повышение уровня жизни за счет обеспечения продовольствием, жильем и другими основными человеческими потребностями) и основной причиной текущих изменений в экономике.
Экономика как наука, в сочетании с другими науками о системе Земли имеет решающее значение для понимания как положительных, так и отрицательных последствий альтернатив и сопутствующих компромиссов. Экономика в сочетании с другими социальными науками и науками имеет решающее значение для понимания того, как можно изменить человеческое поведение в сторону достижения устойчивого развития. Применение экономических принципов и эмпирических данных должно быть центральным компонентом в стремлении удовлетворить чаяния человечества на достойное существование в настоящем, и перспективы развития в будущем, хорошую жизнь, учитывая ограниченность природных ресурсов. Экономическая эффективность реализуемых мероприятий, вне зависимости от масштабов, должна иметь однозначную целевую функцию: без катастрофического ущерба для природной среды (что не подлежит на наш взгляд обсуждению), затраты должны быть ниже размеров потенциального ущерба.
Цифровые информационные технологии, к счастью, или к сожалению (спорный вопрос, требующий отдельного рассмотрения), развивают общество и экономику стран «первого мира» быстрее, чем когда-либо, в то время как многие другие части мира (т.н. «третьего мира») не в состоянии адаптироваться к импульсу изменений. В мире все еще есть много стран, которые изо всех сил пытаются увеличить свой ВВП и обеспечить бедные слои своего общества. В 1776 году Адам Смит заметил, что внутренние части Африки и Азии являются наименее экономически развитыми районами мира. Некоторые страны, расположенные в тропическом регионе или не имеющие выхода к морю, например, Эфиопия, Нигер, Мали, Кения, Боливия, Чад, Мали, Буркина-Фасо, Уганда, Руанда, Зимбабве, Замбия, Лесото, Лаос, до сих пор не достигли современного экономического роста, который некоторые другие страны мира пережили два столетия назад.
По данным Всемирного банка, 10% населения мира зарабатывает менее 1,90 доллара США в долларах США по сравнению со статистикой 1990 года, равной почти 36%; однако на эти 10% по-прежнему приходится почти 736 миллионов человек, живущих в условиях крайней нищеты.
Половина населения мира, более трех миллиардов человек, по-прежнему борется за удовлетворение основных базовых жизненных потребностей. Страны с доходом ниже среднего живут менее чем на 3,20 доллара в день, а страны с доходом выше среднего живут менее чем на 5,50 доллара в день. Ситуация аналогична, но еще хуже, с окружающей средой, где другие сферы нашего общества преуспевают, в то время как наша среда разрушается и борется под давлением.
Экологические вопросы были разделены на две категории: охрана окружающей среды и регулирование отдельных видов деятельности и продуктов. Примеры экологических сред могут включать прекращение вырубки лесов, защиту земельных ресурсов и защиту пресноводных ресурсов. Примеры деятельности и продуктов, требующих регулирования, включают токсичные химические вещества, опасные отходы, биотехнологии и сельскохозяйственные методы. Устойчивое развитие было решением, первоначально предложенным Комиссией Брундтланд в 1987 году в документе «Наше общее будущее», которое было использовано в качестве основы для Саммита Земли, как основа принципов индикативного планирования в мировом масштабе.
Экологические проблемы в любой части мира могут по цепочке связей вызвать серьезные экономические проблемы в других частях планеты. Например, если пандемия, сопоставимая с COVID-19, вспыхнет в стране с низким уровнем здравоохранения, то она может очень быстро убить миллионы людей, и следовательно рабочая сила сократится, расходы на здравоохранение возрастут, а психологический стресс не позволит гражданам выходить на улицу и продуктивно вносить свой вклад в общественное производство. Если сельское хозяйство и океаны не будут сохранены, человечество потеряет основные источники продовольствия, туризм и доходную часть бюджетов многих стран по всему миру.
Еще одной серьезной проблемой, с которой сталкивается устойчивое развитие, является нехватка ресурсов для поддержания современного образа жизни ХХ1 века. В отчете «Границы материаловедения: десятилетний обзор», подготовленном по заказу Национального научного фонда (NSF) и Министерства энергетики, критикуется нехватка доступных ресурсов, необходимых для роста конкуренции и экономического роста.
Исследования показывают, что наибольшую опасность представляют для биосоциума экотоксиканты. Экотоксиканты – вредные химические вещества, загрязняющие окружающую среду и отравляющие находящиеся в ней живые организмы. Основными источниками их поступления являются предприятия химической, нефтеперерабатывающей, металлургической, деревообрабатывающей, топливной и других отраслей промышленности и промышленной переработки; различные виды транспорта, и особенно автомобильный, на долю которого приходится наибольшее количество загрязняющих факторов; ТЭЦ и другие энергетические станции.
После промышленных революций ХIХ и ХХ века транспорт и движение грузов и населения многократно выросли из-за сочетания различных факторов спроса и предложения, особенно в промышленно развитых странах. В настоящее время негативные воздействия транспорта на воздух, водные ресурсы и землю, а также воздействия на биосистемы становятся глобальной проблемой. Следовательно, транспортные системы могут быть разработаны таким образом, чтобы максимизировать уровни доступности и мобильности в районе, не выходя за рамки экологических, финансовых и социальных возможностей.
В концепции УР возможно рассмотрения понятия «Устойчивый Транспорт», который можно рассматривать путем изучения устойчивости самой транспортной системы с учетом ее положительного и отрицательного внешнего воздействия на окружающую среду, здоровье населения, безопасность, землепользование, заторы, экономический рост и социальную интеграцию. Устойчивая транспортная система (Устойчивый Транспорт) – это та, которая:
- позволяет удовлетворить базовые потребности людей и общества в безопасном передвижении, таким образом, чтобы это соответствовало здоровью человека и экосистемы в целом;
- доступна по цене, работает эффективно, предлагает выбор вида транспорта и поддерживает динамичную экономику;
- ограничивает выбросы и отходы в пределах способности планеты их поглощать, сводит к минимуму потребление не возобновляемых ресурсов, ограничивает потребление возобновляемых ресурсов до уровня устойчивого выхода, повторно использует и перерабатывает его компоненты, а также сводит к минимуму загрязнение земли и шумового воздействия на окружающую среду.
В этой статье мы рассмотрели отдельные вопросы устойчивого развития. Думая о благе гуманитарных наук, мы попытались представить читателям предварительное представление о УР, с точки зрения экономии, в прямой связке с экологией. После промышленной революции все страны достигли экономического прогресса, но разрыв между богатыми и бедными увеличился. Этот разрыв должен быть сокращен в ближайшее время в концепции УР современной экономики. Для достижения стандартов в рамках УР, больше стран должны принять современные транспортные нормативы, а существующие стандарты должны стать более всеобъемлющими и строгими. Программы «зеленых» грузоперевозок, которые отслеживают и продвигают эффективные операции и технологии грузовых автомобилей, могут помочь автопаркам и владельцам, и операторам распространять передовой опыт и обмениваться информацией. Наша страна находится в фарватере данной работы, что отражается в действующих нормативных актах.