Согласно определению Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, индустрия культуры и творчества – это «те секторы деятельности, основной целью которых является творчество, производство или воспроизводство, продвижение, распространение и маркетинг товаров, услуг и мероприятий, имеющих культурное, художественное содержание или содержание наследия». Они подразделяются на культурное наследие, искусство, средства массовой информации и функциональное творчество, причем последнее сосредоточено на создании товаров и услуг функционального назначения, и в этой группе особое место занимает дизайн ювелирных изделий.
Начиная с определения культурных и творческих индустрий, ювелирные изделия являются частью этой динамики, поскольку это декоративный аксессуар для тела, созданный, спроектированный и произведенный группой дизайнеров, используемый другими людьми в качестве средства идентификации, с которым они имеют аффективные и эмоциональные отношения, и за который они готовы выложить определенную сумму денег. Принимая во внимание ценности культурных продуктов в мире ювелирных изделий, они также продвигают социальные ценности – средство идентичности, эстетические ценности, исторические ценности – часть традиции и культуры, аутентичности, возникающие из творческой деятельности дизайнера, духовной и символической – создают эмоциональные и аффективные связи, деятельности по производству, продвижению, распространению и маркетингу, которые являются ключевыми в рамках культурной и творческой индустрии, также создавая экономические ценности.
Ювелирное дело – это также деятельность, способствующая культурному развитию страны, обладая существенным значением для социальной и культурологической сферы, поскольку через нее передаются как исконные, так и современные знания, идеи и мысли, материализующиеся в ювелирных изделиях, в формах выражения и преобразования собственного образа.
Актуальность инноваций в ювелирном искусстве играет важную роль. Именно новые идеи, создающие ценность, новые формы выражения, новая эстетика генерируются из традиционных изделий, которые являются характеристиками, которыми должны обладать продукты, чтобы генерировать потребление, а генерируя потребление, стимулируется экономика и развитие людей, связанных с этим сектором, что, в свою очередь, способствует развитию страны.
Тенденция в секторе ювелирных изделий и бижутерии на мировых рынках направлена в сторону изделий ручной работы с акцентом на качество деталей, которые отличают их друг от друга и делают эксклюзивными. Произведения искусства, созданные дизайнерами, привлекают внимание, потому как инновации в дизайне имеют большой потенциал, чтобы выделиться на фоне крупных мировых конкурентов.
В настоящее время ювелирные изделия характеризуются использованием нетипичного сырья, повторным использованием недрагоценных материалов, разнообразием цен и множественными видениями, мыслями, опытом и экспериментами дизайнеров, которые, основываясь на технологических и производственных средствах, социальных и культурных условиях своей среды, воплощают свои идеалы в переносном объекте, чтобы они, посредством ювелирных изделий, могли быть поняты, приобретены, выставлены и распространены людьми, которые находят в этих произведениях связь со своим собственным бытием.
Управление творческими командами
В современном мире для ювелирной ниши очень важно использовать дисциплину дизайна для создания продуктов, ювелирных изделий, которые являются инновационными, оптимального технического качества и имеют уникальные аспекты культуры, чтобы привлечь новых потребителей. Для достижения этой цели важно создать структуру управлению творческими командами, где дизайнеры вносят вклад в различные отрасли культурной и творческой индустрии: содействуют развитию экономики, способствуют созданию рабочих мест, распространение культуры, разработке инновационных продуктов и/или услуг.
Творчество приобрело большое значение в последнее время, поскольку оно рассматривается как движущая сила инноваций для развития различных отраслей. Дизайн также привлекает большое внимание как процесс, который превращает творческие идеи в инновационные продукты. Он может внести существенный вклад в улучшение различных аспектов деятельности организаций.
Сложность руководства командой дизайнеров заключается в том, что традиционные советы по руководству не всегда подходят для реализации идеи. Авторитарный стиль руководства и жестко регламентированные системы работы не смогут увлечь или вдохновить. Они будут подавлять творческий потенциал. Вместо этого, для того чтобы команда дизайнеров работала слаженно, отвечала за свою работу и была полностью вовлечена в нее, требуется другой образ мышления руководителя, который учитывает особенности мышления и работы творческих людей.
Существует современная теория, развивающая представление о мотивации поведения человека в виде пирамиды. Согласно теории, природа человека строится на 6 основных понятиях, которые можно выстроить в структуру, показанную на рисунке 1.
В соответствии с этой теорией, мотивированное поведение человека в процессе труда определяется следующими четырьмя принципами:
- труд также естественен для человека, как еда или отдых;
- человек не является прирожденным лентяем, и его иногда негативное отношение к труду это результат приобретенного отрицательного опыта;
- заложенный в человеке потенциал творчества позволяет ему в благоприятных условиях не только принимать на себя, но и искать дополнительную ответственность и работу;
- решая поставленные задачи, человек может самостоятельно регулировать свою деятельность и контролировать трудовой процесс.
Основная задача команды дизайнеров – разработать и реализовать кампании, которые побуждают целевую аудиторию покупать продукты или услуги компании. Команда также отвечает за создание последовательного образа бренда компании через его фирменный внешний вид и посыл.
Рис. 1. «Пирамида» личностных характеристик человека
Для того чтобы сделать это эффективно, каждый член проектной команды должен понимать бизнес-цели, целевую аудиторию, ценности и видение клиента или организации. Члены проектной команды используют всю эту информацию для разработки креативных способов создания и представления нового посыла, будь то реклама, электронные письма, веб-сайты, рекламные щиты или конкретный продукт. Команда дизайнеров будет выглядеть по-разному в зависимости от типа бизнеса, которым она занимается. Например, команда дизайнеров в рекламном агентстве состоит из копирайтеров, редакторов, графических дизайнеров, разработчиков, а возглавляет ее креативный директор.
Во многих других отраслях, например, в технологической промышленности, организации, которым посчастливилось иметь собственную команду дизайнеров, обычно размещают ее в отделе маркетинга. Аналогичным образом, должности в этой структуре будут состоять из копирайтеров, графических дизайнеров, UX/IU дизайнеров, редакторов и разработчиков. Они также могут включать людей, в обязанности которых входит управление сроками и ресурсами проекта или координация информации из других отделов.
Наиболее успешные руководители проектных групп понимают важность командной работы. Они стремятся создать культуру сотрудничества, подотчетности и приверженности, зная, что эти аспекты позволят каждому человеку работать на самом высоком уровне. Они достигают этого, оставаясь внимательными к потребностям каждого члена команды и соответствующим образом корректируя свой стиль руководства и методы.
Стиль руководства – это способ взаимодействия руководителя с сотрудником. То, как он ведет себя, когда пытается повлиять на их работу. Цель руководителя – постепенное повышение уровней компетентности и мотивации у сотрудников. По А. Останину, существует 4 стиля руководства: инструктирующий, делегирующий, наставнический, мотивирующих. Стили руководства изображены на рисунке 2.
Рис. 2. Стили руководства по А. Останину
Лучшие руководители проектных групп – это лидеры, которые вдохновляют. Их стиль руководства – поддерживающий и мотивирующий. Наиболее эффективные лидеры знают, что, создавая положительные условия для команды, дизайнеры найдут вдохновение, необходимое для вовлечения и работы на самом высоком уровне.
Мотивационное лидерство ценит автономию, но в то же время подчеркивает руководство. Это включает в себя подачу примера, информирование всех членов команды и принятие решений с максимально возможным участием.
Мотивирующий стиль используется для опытных сотрудников, которые хотят, чтобы к ним прислушивались и их поддерживали; для тех сотрудников, кто хочет участвовать в принятии решений, но осторожничает, так как не очень верит в свои идеи. Роль руководителей проектной группы – давать указания и держать всех членов группы на одной волне, а также являться хорошим наблюдателем.
Кроме того, наиболее успешные лидеры подают пример ответственности, что помогает им привить эту ценность своей команде. Они берут на себя полную ответственность за свои решения, независимо от того, какой будет результат: хороший или плохой.
В некоторых командах создание некоторой конкуренции – отличный способ повысить мотивацию и участие. Однако для дизайнеров это чаще всего приводит к напряжению, разочарованию и нежеланию работать. Команда дизайнеров будет работать лучше всего, когда члены команды рады работать вместе, а не когда они испытывают негативные чувства друг к другу.
Руководителю необходимо подчеркивать ценность сотрудничества. Он должен развеять миф о том, что лучшие идеи исходят от одного участника проектной команды, и внушить мысль о том, что самые инновационные идеи часто являются результатом вклада многих людей.
У каждого дизайнера есть мечта, которую он хочет осуществить на определенном этапе своей карьеры. По мере реализации проектов они всегда будут стремиться к исполнению этой мечты. Спрашивая членов своей команды об их мечтах и находя способы воплотить их в реальность, можно использовать этот источник энергии и вдохновения для создания желаемого результата.
На протяжении всего проекта необходимо осуществлять несколько инициатив, которые демонстрируют структурированную методологию, позволяющую принимать правильные решения. Применение инструментов поиска данных позволяет обоснованно и объективно проследить путь получения необходимых знаний для минимизации рисков при принятии решений в подходе для предприятия в сфере Ювелирных изделий в рамках культурной и творческой индустрии.
Знание тенденций рынка, благодаря применению инструментов качественных и количественных исследований, облегчает реагирование на скрытые желания рынка путем создания продуктов в соответствии с этими ожиданиями. Так, дизайн является ключевым инструментом для разработки концепции изделий.
Таким образом, ювелирная организация, помимо выполнения ряда задач, которые позволят ей остаться на рынке, должна правильно выбрать стратегию по управлению творческими командами. Для этого, в рамках своих обязанностей, она должна будет осуществлять постоянный мониторинг внутри организации, чтобы сопоставить его с тем, что происходит снаружи, чтобы, будучи в курсе действий внутри проектных команд и конкуренции, вовремя предпринять действия, которые позволят ей остаться в системе. Удобно проводить постоянные исследования конкуренции, рассматривать потребительские тенденции, возникающие в связи с изменениями в современном мышлении, а также рынок; цель – быть в курсе контекста и конкуренции и уметь своевременно принимать меры, чтобы оставаться в системе. Цель состоит в том, чтобы всегда быть в курсе пожеланий клиентов, а для этого обслуживание клиентов должно быть персонализированным через виртуальные СМИ, такие как социальные сети, или при непосредственном общении с клиентом, необходимо поинтересоваться его восприятием продукта, начиная с качества, материалов, использования и заканчивая его пожеланиями. Это стратегия, которая позволяет иметь актуальную информацию для того, чтобы предложить лучший дизайн, лучший продукт и сервис. Эта стратегия делает возможными инновации, поскольку рынок постоянно меняется; следовательно, организация должна реагировать и постоянно меняться, чтобы предлагать различный опыт, способствующий ее собственному росту.