Человечество, начиная с середины ХХ века, в следствии колоссального причинения вреда окружающей среде столкнулось с невозможностью самовосстановления биосферы. Возникла реальная угроза для жизненно важных интересов будущих поколений, что определило принятие в 2015 году на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН итогового документа «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». В данном документе были определены 17 основных целей устойчивого (глобального) развития общества, которые направлены на удовлетворение потребностей человека в условиях сохранения окружающей среды не только в настоящем, но и для будущих поколений. В указанном документе до 2030 года 193 государства-члена ООН берут на себя обязательство в своих странах обеспечить устойчивый экономический рост, социальную интеграцию и охрану окружающей среды на принципах партнерства и мира.
Устойчивое развитие, согласно отмеченному документу, должно опираться на политику всех государств-участников по защите людей от нищеты, голода, болезней, насилия и репрессий в условиях рационального природопользования, при которых: потребление возобновляемых ресурсов не должно превышать их восстановление; потребление невозобновляемых ресурсов не должно превышать разработку их возобновляемой замены; интенсивность выбросов загрязняющих веществ не может быть больше возможности окружающей среды поглощать их. Производимые товары должны быть более длительного срока эксплуатации, необходимо их повторное использование, ремонт и переработка, все большее количество переработанной продукции должно применяться вместо первичного сырья, значительно сокращено одноразовое использование, предотвращен преждевременный выход из строя, под запретом должно быть уничтожение без утилизации непроданных товаров длительного срока службы.
Таким образом был определен курс на реализацию новой экологически безотходной модели развития мировой цивилизации, предусматривавшей постепенное восстановление естественных экосистем до уровня, обеспечивающего стабильность для окружающей среды. «Зеленая» экономика и, в частности, «зеленые» технологии, представляющие собой разновидность экономической модели последних десятилетий, целью которой является сохранение природных богатств и сокращение негативного влияния человека на окружающий мир, на сегодняшний день представляет собой важнейший тренд развития общества, способствующий устойчивому развитию современной цивилизации и сохранению жизни в планетарном масштабе. Концепция «зеленой» экономики исходит из того, что нельзя бесконечно, находясь в ограниченном пространстве засорять биосферу; при ограниченности ресурсов нельзя требовать удовлетворения постоянно возрастающих потребностей; все на Земле взаимосвязано между собой.
На сегодняшний день больше всего «зеленые» технологии применяются лишь в некоторых государствах. Так в Австралии они направлены против загрязнения воды, в Дании же они используются в области возобновляемой энергетики, в Германии борются с ними с загрязнением воздуха, в Испании они используются в солнечной энергетике, для переработки отходов применяются в таких странах как Австрия и Швеция. В государствах-членах БРИКС и Индонезии большое внимание уделяют разработке «зеленых» технологий для контроля над отходами, загрязнением воды и в создании возобновляемой энергетики [1, c. 20].
Организация Объединенных Наций является главным популяризатором и регулятором «зеленой» экономики, в качестве основоположников источников международного «зеленого» экологического права можно рассматривать прошедшие в Стокгольме 5‒16 июня 1972 году и в Рио-де-Жанейро 3-14 июня 1992 году Конференции ООН по проблемам окружающей среды человека [2]. В рамках Стокгольмской Конференция ООН 1972 года впервые на правительственном уровне было объявлено об актуальности решения экологических проблем и началась выработка инициатив, направленных на решение конкретных экологических вопросов [3].
России, обладающей практически не затронутыми хозяйственной деятельностью и представляющими собой резерв устойчивости всей биосферы в целом огромными территориями, отводится одно из ведущих ролей в решении современных мировых экологических проблем. В этой связи предусматривается активное участие страны в сохранении мирового биоразнообразия, защите озонового слоя от истощения, предотвращении антропогенного изменения климата, охране лесных массивов, противодействии процессам опустынивания, развитии и совершенствовании системы особо охраняемых природных территорий, обеспечении безопасного уничтожения химического и ядерного оружия, решении проблем Мирового океана и различных межгосударственных региональных экологических проблем как борьба с трансграничным загрязнением, нормализация окружающей среды в бассейнах Балтийского, Черного, Каспийского, Азовского морей и в Арктике и др.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 года были приняты цели и основные направления устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации. Основными направлениями перехода страны к устойчивому развитию являются следующие: разработка правовых основ, включающих совершенствование законодательства и экономические механизмы в области природопользования и охраны природы; формирование систем по стимулированию и ответственности за экологические последствия производственной деятельности; принятие биосферы как основания жизни; оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого уровня воздействия на них; развитие эффективных механизмов в области воспитания, образования и пропаганды в обществе идей устойчивого развития.
Переход страны к устойчивому развитию определяет в качестве основных условий обеспечение прав и свобод граждан, что предусматривает создание открытого общества, опирающегося на такие ее составляющие как правовое государство, рыночное хозяйство и гражданское общество. Реализация принципов устойчивого развития, согласно Концепции, должна проходить поэтапно, с разработкой соответствующих программных и прогнозных документов для относительно ранних периодов.
Россия имеет хорошие результаты на пути реализации Концепции устойчивого развития, особенно это проявляется в снижении уровня бедности, обеспечении доступности образования, сокращении показателей материнской и детской смертности, профилактике ВИЧ/СПИДа, а также повышении статуса страны как международного донора. Несмотря на вышеизложенное в Российской Федерации нерешенными остаются проблемы, особенно касающиеся охраны окружающей среды и социальной сферы.
Стоит отметить, что российская экономика к экономическим преобразованиям, обусловленных переходом к устойчивому развитию, была неподготовленной, до сих пор оставаясь структурно деформированной и неэффективной. В стране показатель негативного воздействия на окружающую среду (в расчете на единицу производимого продукта) по сравнению с технологически развитыми государствами значительно выше, что проявляется в наличии крупных системных диспропорций, в недостаточном использовании имеющегося в стране большого природного, научного, технического и культурного потенциала. Многие основные производственные фонды не соответствуют современным экологическим требованиям, к экологически неблагополучной относится 16% территории страны, на котором расположено больше половины ее населения [1, c. 43].
Без процессов экологизации экономики в рамках осуществляемых институциональных и структурных реформ при реализации целей и задач Концепции переход к устойчивому («зеленому») развитию невозможен. Необходимо обеспечить широкого распространение экологически ориентированных методов управления; производственную деятельность построить на основе массового применения энерго- и ресурсосберегающих технологий; кардинального изменения требует структура экономики и потребления, отношение людей к окружающей среде.
Россия обладает всеми необходимыми возможностями и ресурсами, необходимыми для реализации целей Концепции устойчивого развития. Принятые в стране за последние годы программы, обеспечивающие рост энергетической и экологической эффективности экономики, повышающие ресурсосбережение, способствующие развитию альтернативной энергетики, направлены на реализацию современных подходов в формировании «зеленой» экономики, исходя из национальных особенностей страны. Переход России к устойчивому развитию требует длительного времени, решения серьезных проблем социального, экономического и экологического плана, больших затрат, соблюдения определенных ограничений. Для этого нужны большие вложения средств и разработка хорошо продуманной программы, определяющей очередность модернизации или закрытия опасных с точки зрения экологии производств, строительства различных очистных сооружений и т.д.
На современном этапе развития «зеленую» экономику нужно рассматривать как основу устойчивого развития для всей земной цивилизации, и именно устойчивого, а не стабильного развития. Как отмечает вице-президент Нанотехнологического общества России профессор Г.Е. Кричевский, это принципиально разные понятия. Стабильность представляет собой застой, при котором не может быть положительного развития, в лучшем случае возможна стагнация. Устойчивое же развитие является поступательным развитием в условиях разумного природопользования, дружественного, партнерского взаимоотношения с природой. Даже самая привлекательная технология в таком случае не должна быть реализована при ее несоответствии требованиям «зеленых» технологий, т.е. если есть негативное воздействие на природу [4]. Только следуя такой социально-экономической доктрине развития человечество сможет не только выжить, но и устойчиво развиваться в будущем.
Авторы
Л.Л. Гишкаева, канд. экон. наук, доцент; Т.Р. Тумаев, магистрант; Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова (Россия, г. Грозный)
Библиографический список
- Закупень Т.В. Правовое регулирование переработки промышленных отходов: проблемы и перспективы «зеленой» экономики [монография]. ‒ М.: Статут, 2022. ‒ 330 с.
- Организация Объединенных Наций. Конвенции и соглашения. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conv_environment.shtml (Дата обращения: 18.06.2022).
- Доклад Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды, Стокгольм, 5-16 июня 1972 г. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/ (дата обращения: 18.06.2022).
- Кричевский Г.Е. Зеленые технологии – основа устойчивого развития цивилизации в 21-м веке: химия, медицина, нано, энергетика, текстиль. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rusnor.org/pubs/library/15711.htm (дата обращения: 20.05.2022).