За последнее время в российском налоговом администрировании произошли существенные изменения, связанные с кардинально новым способом уплаты налогов и сборов в доходы бюджета. Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» определил новые правила внесения обязательных платежей и использование при этом новой терминологии, а именно, введение в оборот таких понятий как единый налоговый счет (ЕНС) и единый налоговый платеж (ЕНП) [1].
С 1 января 2023 года единый налоговый счет открыт всем категориям налогоплательщиков, остатки по счетам сформированы с учетом задолженностей и переплат по налогам, сборам, страховым взносам, пени, штрафам, процентам. Единый налоговый счет представляет собой виртуальный кошелек налогоплательщика, из которого впоследствии Федеральная налоговая служба РФ (ФНС России) автоматически списывает денежные средства в счет уплаты по всем обязательствам налогоплательщика. Внедрение единого налогового счета не только упрощает процедуру уплаты, но и исключает наличие задолженности у налогоплательщика, что обусловлено первоочередностью уплаты задолженности, а лишь потом пропорционального распределения оставшейся сумы между налоговыми обязательствами плательщика.
Единый налоговый счет пополняется с помощью единого налогового платежа до срока уплаты налоговых обязательств. Сумма единого налогового платежа равна совокупной сумме налогов, сборов и страховых взносов, необходимых к уплате. Отказаться от нового порядка использования ЕНС нельзя – он обязателен для организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, исключением пока являются лишь самозанятые [2].
В настоящее время можно выделить преимущества и недостатки данной реформы. К преимуществам введения единого налогового счета и единого налогового платежа можно отнести следующие:
1) Простота механизма исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Введение ЕНП позволяет не только упростить механизм уплаты обязательных платежей, но и обеспечить экономически обоснованный расчет суммы пени на общую сумму задолженности перед бюджетом. Исчезает необходимость оформления налогоплательщиком большого количества платежных поручений. Уточнения и зачеты исчезают за ненадобностью. Ситуация, при которой у одного налогоплательщика имеется одновременно и задолженность, и переплата по разным платежам, становится невозможной.
2) Изменение порядка расчета пени. Если ранее пеня начислялась на сумму задолженности по конкретному налоговому обязательству независимо от наличия переплаты по другим платежам, то теперь задолженность закрывается автоматически из средств ЕНС. В том случае, если недоимка списывается не в полном объеме, то на остаток начисляется пеня, но не по сроку уплаты налога, как это было ранее, а по дате образования отрицательного сальдо на ЕНС.
3) Унифицикация правил уплаты налогов и сдачи отчетности по ним. Теперь установлены единые сроки сдачи отчетности – до 25 числа месяца следующего за отчетным (налоговым) периодом и единый срок уплаты налогов – до 28 числа месяца следующего за истекшим отчетным (налоговым) периодом, что упрощает платежный календарь налогоплательщика и позволяет платить все налоги единым платежом. Не изменились сроки уплаты лишь по имущественным налогам для физических лиц; по страховым взносам индивидуальных предпринимателей в фиксированном размере; по взносам за травматизм.
4) Нет срока давности. Если ранее переплату по уплате обязательных платежей можно было вернуть лишь за три последних года, то теперь срока давности не существует. Переплату можно оставить либо на ЕНС в счет будущих платежей, либо забрать, подав заявление о возврате. Инспекция ФНС России оперативно направляет распоряжение на возврат — не позднее следующего дня после поступления заявления от плательщика.
5) Возможность перевода переплаты третьему лицу. Если ранее вернуть переплату мог лишь налогоплательщик лично, то теперь существует возможность перевести переплату другому лицу.
6) Быстрая разблокировка счета. Если ранее разблокировка счета могла занимать до пяти рабочих дней, то теперь инспекция ФНС России может решить эту проблему за один день.
7) Снижение нагрузки на все информационные системы, связанные с уплатой налогов и сборов. Происходит расширение сервисных возможностей ФНС России, онлайн доступности для плательщиков детализации начислений и уплаты налогов, а также дальнейшей интеграции с IT-платформами плательщиков в этой части. Теперь произвести оплату налогов и сборов возможно по идентификационному номеру налогоплательщика, возможно подключение автоплатежа.
8) Прозрачность списаний. Наличие доступа к суммам налоговых обязательств через онлайн кабинет делает прозрачной процедуру распределения налоговых платежей с ЕНС для налогоплательщика.
Возможность своевременного получения детализации, а именно, как сформировался баланс, на что, и в каком объеме были распределены платежи делает привлекательной новую систему для налогоплательщика. В то же время, излишняя прозрачность всех денежных движений может увеличить собираемость налогов с индивидуальных предпринимателей. Те плательщики, которые честно и в срок производят уплату налогов и сборов – будут довольны нововведением, а те, кто маневрируют и пытаются уйти от полного налогообложения – будут стараться работать с наличными.
К недостаткам можно отнести:
1) Введение дополнительной отчетности. Кроме обязательных отчетов по налогам, теперь в инспекцию ФНС России нужно направлять уведомления об исчисленных суммах налога, что значительно осложняет работу бухгалтеров.
2) Проблемы с зачетом спорной недоимки. Если у налогоплательщика на счете есть недоимка, с которой он не согласен, то при пополнении единого налогового счета деньги в первую очередь будут направлены на погашение этой задолженности.
3) Объединение в едином налоговом счете налоговых обязательств физического лица и индивидуального предпринимателя. Много негативных откликов вызвало объединение в один счет имущественных налогов физических лиц и их «предпринимательских» платежей. Если ранее все налоги физического лица отражались в личном кабинете физического лица, а обязательства предпринимателя в личном кабинете индивидуального предпринимателя, то теперь они сведены в единый налоговый счет.
4) Ошибки, вызванные переходом на новую систему. Уже сейчас в личных кабинетах физических лиц, индивидуальных предпринимателей и самозанятых наблюдается большое количество ошибок: Задвоение сумм недоимки, появление задолженности по ранее оплаченным платежам, начисление пени до истечения срока уплаты и т.п. [4].
5) Сложности с переводом средств на единый налоговый счет. В настоящее время существуют сложности с перечислением ЕНП, так как рекомендованный ФНС России порядок заполнения платежного поручения на пополнение единого налогового счета официально не утвержден, и некоторые банки отказываются переводить деньги по новым реквизитам.
6) Отсутствие разъяснений по ряду спорных вопросов. Пока нет разъяснений по вопросу уменьшения авансов по упрощенной и патентной системе налогообложения на зарезервированные ранее по заявлению налогоплательщика страховые взносы. А именно, что делать в случае, если ФНС России списала ранее зарезервированную сумму взносов на погашение внезапно возникшей по единому налоговому счету недоимке.
Как показала пока короткая практика действия нововведения, законопослушные налогоплательщики, в целом, довольны изменением, однако те, которые уклонялись от своевременного исполнения закона в полной мере, высказывают претензии и недовольства. Если ранее такие налогоплательщики могли оплатить налоговое обязательство по одному налогу, а оплату по-другому, придержать, то теперь использовать такую схему не удастся, так как к 28-му числу они обязаны внести на ЕНС достаточную сумму, покрывающую одновременно все налоговые обязательства, иначе недоимка возникнет по всем обязательным платежам.
На 2023 год сохраняется переходный период. Новая система еще требует совершенствования. Однако, проанализировав преимущества и недостатки ЕНС и ЕНП, можно сделать вывод, что нововведение направлено на достижение баланса интересов государства и налогоплательщиков. Государство тем самым усиливает контроль над действиями налогоплательщиков с целью более полного сбора обязательных платежей в доходы бюджета, а налогоплательщикам упрощается процесс их уплаты [3].
Авторы
О.А. Герасименко, канд. экон. наук, доцент; К.В. Трубавина, студент; Академия маркетинга и социально-информационных технологий – ИМСИТ (Россия, г. Краснодар)
Библиографический список
- Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421873/ (дата обращения: 30.06.2023).
- Герасименко О.А. Современные IT-технологии в налоговом администрировании в условиях перехода России к цифровой экономике // Естественно-гуманитарные исследования. – 2021. – № 36 (4). – С. 106-108.
- Герасименко О.А. Современное состояние налоговой системы России как важного инструмента обеспечения экономической безопасности // Современные научные исследования: исторический опыт и инновации: сборник материалов XIX Международной (политематической) научно-практической конференции. г. Краснодар, 9-10 февраля 2023 / Якаевские чтения – 2023, Академия ИМСИТ. – Краснодар: ИМСИТ, 2023. – С. 112-118.
- Трубавина К.В., Герасименко О.А., Модернизация налогового контроля в условиях цифровизации экономики // Экономика и бизнес. – 2022. – № 5-1 (87). – С. 163-167.