Процесс и направление становления человеческой деятельности в XXI веке носит исключительно один характер – цифровизация и компьютеризация общности товарно-денежных отношений, как внутри меж-экономических отраслей и в области взаимодействия компаний, так и при обмене между частными лицами. При этом, для обеспечения такого взаимодействия были применены механизмы электронных платежей. И здесь, на определенном этапе развития компьютеризации платежных систем, произошло разделение электронной коммерции на – транзакции посредством электронных средств в фиатном выражении и появление такого нового понятия, как криптовалюты. В момент своего появления и на протяжении первых лет развития это все выглядело не более, чем игрой и некоторой спекуляцией. Но уже к 2013 году криптовалюты, в частности биткоин, как первая пиринговая система, стала восприниматься в секторе товарно-денежных отношений более серьезно. Набор мощности происходил достаточно быстро и активно со стороны разных игроков рынка. И уже к 2017 году общий объем капитализации составил более 335 млрд. долл. США.
После первого ощутимого успеха биткоина появились и другие виртуальные монеты – альткоины. И это привело еще к более быстрому росту рынка. И всего лишь за следующий календарный год общая капитализация рынка криптоактивов выросла еще на 30-35%. К этому процессу – торговле, стейкингу и холдингу криптоактивов приобщилось около 30 млн. человек по всему миру. Удачная торговля на биржах и тоноке чутье с точки зрения подбора момента «входа в рынок» привели к тому, что за очень короткий промежуток времени появились новые миллионеры и миллиардеры, но уже в стабильном долларовом выражении. Ведь стоит учесть, что стабильность долларового фиатного средства – это более стабильное вложение и хранение. А биткоин все же имеет высокую волатильность. Именно поэтому до сих пор достаточно часто, оценивая капиталы тех, кто торгует криптой, общую сумму переводят в мировые валюты – и в первую очередь в доллары США.
Следующим шагом развития рынка криптовалюты стало внедрение их в качестве реальной торговой денежной единицей, которой можно воспользоваться для платы, как за товары, так и услуги. В ряде государств появились банкоматы, работающие с этим платежным средством и позволяющие его поменять на фиатные денежные средства.
Учитывая тот факт, что подобная цифровизация возникла в предельно сжатые сроки, это потребовала множества научных объяснений и попыток проанализировать этот рынок, как с точки зрения сегодняшнего его состояния, так и на ближайшую и дальнюю перспективу.
Активное внедрение криптовалюты привело к появлению качественно новых образований, которые обусловили необходимость рассмотрения комплекса регулярных проблем, как экономико-финансовго, так и социального планов. Но, несмотря на актуальность и высокую популярность этого вопроса, на данный момент выработать единый курс, связанный с дальнейшим применением и перспективой развития криптовалютного сообщества во всем мире – не предоставляется возможным. И в первую очередь это обусловлено разным подходом государств к вопросам регулирования этого рынка. Многие уже на данный момент предприняли ряд шагов, направленных на выход из тени, внедряя законодательные и нормативные акты, призывающие к учету криптовалютных средств, как реального платежного средства. Тогда как другие участники рынка до сих пор вводят запреты и ограничения на их обращение.
Опираясь на все вышеуказанные моменты, в ходе данного исследования первостепенными задачами с точки зрения оценки и проведения анализа, являются вопросы, связанные с точным установлением, чем же являются криптовалюты для государственных органов и какими методами можно осуществлять контроль за уровнем доходности граждан в данном секторе. Массив проблематики настолько обширен и изменчив, учитывая все более расширяющееся влияние криптоактивов, что решить их одномоментно – не предоставляется возможным. Перспективней и эффективней будет установленная система, которая будет реагировать на любые изменения работы у данным платежным средством и которая будет своевременно вносить нужные изменения, как в структуру, так и выдвигать запросы на законодательном уровне. Только такая совокупная работа даст реалистичную возможность построить действительно функционирующую систему, которая будет иметь под собой законодательную базу.
А для этого придется опираться на методологические наработки, касающиеся схожих секторов экономики. Ведь до сих пор не существовало точных «рубежей» для всего комплекса манипуляций с криптоактивами. По этой причине в исследовании решено опираться на те наработки, которые были выполнены по отношению к схожим отраслям финансов и разных видов активов.
В этом плане, отечественные и зарубежные специалисты указывают на следующие особенности цифровых денег:
Криптоактивы до сих пор не привязаны к определенному сектору экономики, что хоть и делает их платежным средством, но не для всех пользователей понятно, каким образом они образуются, и какую ценность представляют собой.
Стоит отметить и некоторую параллель со стартапами. Так, некоторые альткоины способны не только громко заявить о себе, но и стать впоследствии финансово весомым с точки зрения своей ценности в тех или иных операциях. Тогда как другие оказываются «пустышками» не в силу построения пирамиды, а просто из-за изменяющихся технологий или изначально неверно принятых решениях о грядущей возможной ценности.
Еще один ключевой момент, связанный с процессом заработка – это нахождение криптоактивов в легальном поле. И некоторые государства предприняли ряд эффективных шагов, направленных на выведение этого сектора финансово из тени. Тогда как другие пытаются полностью исключить криптовалюты из реального и даже гипотетического обращения. Но второй способ действования может оказаться весьма неэффективным в силу самой работы Интернета и массы возможностей «завуалировать» (попросту увести в тень) получаемые таким образом доходы.
Не менее важно для понимание и то, что крипта – это специфически создаваемая ценность. Поэтому когда один из игроков этого рынка получает прибыль, то другой, с большей долей вероятности, теряет часть своих финансовых средств.
Если все эти моменту будут учтены, то данный рынок удастся либо полностью, либо по большей степени вывести из тени. А ведь на показательно легальности влияет корректно и всесторонне разработанная нормативная база. Так, разница в процентном соотношении «серого» (нелегального) рынка в развитых и развивающихся странах просто огромен – соответственно от 10 до 50% от показателей ВВП (по данным ООН).
Целесообразные и достижимые меры борьбы с легализацией доходов и прибыли в России
В целях предотвращения незаконных действий по отмыванию денежных средств путем криптовалюты в России должен быть разработаны определенные комплексы различных мер. Следует подчеркнуть, что демократическая политика крипто-валюты необходима. Так как прогресс усовершенствуется и человечеству необходимо использовать новейшие технологии для дальнейшего продвижения информации и цифровых ресурсов для облегчения валютно-финансовых операций как на уровне отдельно взятого государства, так и на международном уровне.
Введение запретных мер на криптовалюту является временной мерой, которая нужна правительству для детально-точной оценки структуры работы криптовалюты и создания продуктивных и результативных механизмов управления. Исходя из вышеизложенного материала, возможное решение проблемы, связанной с легализацией средств путем криптовалюты, можно представить следующими пошаговыми мерами рис. 1.
Рис. 1. Этапы противодействия легализации финансовых средств посредством криптовалюты в России
В России начался в 2018 г. процесс развития законопроектов «О цифровых правах» и «О цифровых финансовых активах». Законопроекты дают определения понятиям криптовалюты и закрепляют за ней определенный статус цифровых финансовых активов. Однако пока в РФ криптовалюта не приняла статус легального платежного финансового средства. Монеты реально можно менять на российские рубли и иностранную валюту. Данные действия будут доступны лишь определенным операторам, у которых будет полномочия в соответствии с законами «О рынке ценных бумаг» и «Об организованных торгах». Операции с криптовалютой будут осуществляться посредством цифровых записей и цифровых транзакций, учитывающих в специализированном реестре. Из вышеизложенного материала следует, что Россия начала двигаться в сторону действия легализации криптовалют. Но внедрение данных законопроектов недостаточно. Следует регламентировать следующие концепции индустрии криптовалюты: регулирование мошеннических финансовых операций, строгое и тщательное контролирование бирж и пунктов обмена.
- В РФ требуется провести регламентацию по анализу всех электронных и цифровых переводов, где будут указываться личные данные гражданина, осуществляющего данную транзакцию. Это позволит вести общий реестр.
- В РФ, как и в США, имеются планы, связанные с налоговой базой для майнеров крипты. Это свидетельствует о том, что с этих заработанных активов НК РФ будет взимать НДФЛ. А налогообложение юрлиц будет осуществляться согласно формату бизнеса. Но в последствии планируется внесение налога на все криптовалютные транзакции, а также на хранение криптовалют;
- На данный момент глобально поставлен вопрос, связанный с процессом идентификации массы криптовалютных операций. Это необходимо для того, чтобы установить начальные цели транзакций и личность, которая владеет такими активами. Взаимосвязано это со второй фазой трехфазного типа или формы легализации финансовых средств. В случаях, когда преступники применяют миксеры, тумблеры, крипто-игровую индустрию и другие меры, для «запутывания следов». Следовательно, существует необходимость в формировании и создании определенных программ, которые обеспечивали бы отслеживание криптовалютных транзакций, учитывающих применение вышеизложенных ресурсов.
Следует подчеркнуть, что организация данного рода программ должна осуществляться совместно с силами всех государств. Не только РФ. Поскольку проблема выявления транзакций криптовалюты в фазе движения в трехфазной модели появляются в каждой отдельно взятой стране. И для противодействия отмыванию финансовых средств необходимы определенные программы, способные отследить, просчитать все транзакции и предоставить специализирующим органам нужную информацию о пользователе.
Практические рекомендации Банка России по определенному ограничению операций с криптовалютами
Возрастающий интерес граждан России, значительный объем инвестиций и не малые риски операций в контексте криптовалюты, прописанные выше, образуют, по сути, возможно-вероятные системные угрозы. Статус российской валюты, которая не является резервной, не дозволяет использовать в России лояльный подход и игнорировать рост рисков. На наше усмотрение, эффективны дополнительные меры:
- Принятие соответствующих мер ответственности за нарушение запрета на применение криптовалюты в роли средства оплаты товаров, работ и услуг, реализуемых и приобретаемых юридическими и физическими лицами – представителями РФ.
- Внедрение запрета на порядок выпуска, и порядок обращения и обмена криптовалюты, (с участием криптобирж, криптообменников, P2P-платформами) в РФ и определение доли ответственности за правонарушение этого запрета. Должны быть разработаны механизмы для обнаружения транзакций и лиц, их реализовывающих, после внедрения запрета; составлены механизмы блокировки транзакций, обращенных на приобретение или продажу криптовалюты за фиатную валюту. Должны быть определены уполномоченные органы, на которые будут возложены необходимые полномочия по исполнению определенных мер.
- Внедрение на правоустанавливающем уровне запрета для финансовых организаций на личные вложения в криптовалюты и взаимосвязанные с ними финансовые механизмы. Запрета на применение российских финансовых посредников и инфраструктуры финансового рынка с целью реализации разного рода операций с криптовалютой (покупка, платежи, переводы).
Из-за глобальности характера криптовалюты, а также из-за различий в урегулировании разных государств появляется риск регуляционного арбитража. Одним словом перетекание операций в юрисдикции с более лояльным режимом регулирования. В этом контексте также разумно продолжить роботу по усовершенствованию взаимного действия, как с национальными регулирующими органами, так и с международными организациями с целью гармонизации подходов. Главным моментов является формирование согласованной позиции по регулированию криптовалюты в пределах Евразийского экономического союза с целью устранение рисков регулятивного арбитража в регионе, принимая в расчет, что некоторые страны (Казахстан, Республика Беларусь) тоже представляются деятельными участниками всемирного криптовалютного рынка.
При этом Банк России продолжит принимать меры по росту уровня грамотности, граждан о возможных рисках, связанных с инвестированием в криптовалюту. В том числе об их различии от цифровых валют центрального банка.
Мониторинг рисков
Банк России настоятельно считает, жизненно необходимо развивать мониторинг рисков, которые связанны с инвестициями в криптовалюту. В РФ широко известна покупка и продажа криптовалюты путем криптообменников в Интернете, которые используют P2P-сервисы российских кредитных организаций в случае перевода эквивалента фиатных денежных средств. Некоторые операции российских инвесторов тоже могут обслуживаться иностранной инфраструктурой.
Для мониторинга различных ситуаций с исполнением методических рекомендаций №16-МР от 06.09.2021 «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов – физических лиц» Банком России во взаимодействии с иными банками тщательно организованно обнаружение зоны риска, которые связанны с применением P2P-платежей, в том числе платежей с целью покупки криптовалюты. В интересах процесса развития механизма мониторинга можно исследовать такие действия, как:
- Налаживание отношений с основными регуляторами иностранных криптобирж, которые осуществляют контроль за их деятельностью. В том числе, выстраивание международных соглашений касательно обмена информацией с целью включения в них необходимо-важных сведений в отношении разного рода операций российских лиц на криптовалютных биржах. Разумно обсуждение проблем отслеживания рисков инвестирования в криптовалюты в пределах международных площадок (FSB и IOSCO).
- Обеспечение приобретения на постоянной основе у международных платежных структур ценной информации в отношении совершения платежей российскими лицами в целях покупки криптовалюты, включая приобретение данной валюты путем платежных карт. На сегодняшний момент у иностранных платежных структур уже реализована маркировка операций по приобретению криптовалюты.
- Организация информационного обмена между ФНС России, Банком России и Росфинмониторингом. Информационный обмен с ФНС России может предполагать предоставление информации о факте обладания российскими резидентами криптовалютой.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что введение вышеуказанных мер позволило бы разрешить некое количество проблем, присущих на данном этапе, как в России, так и в иных государствах, объединенных с операциями с криптовалютой. Следует заострить внимание на то, что причиной большого или даже глобального использования криптовалюты для легализации доходов, является отсутствие налогообложения. В случае законодательном укреплении роли криптовалюты, налогообложения и создания программ, гарантирующих процесс отслеживания транзакций в криптовалюте, можно минимизировать количество финансовых средств, отмываемых посредством системы блокчейна.