Япония — передовая страна, делающая ставку на технический прогресс. При этом в рекламной сфере доминируют красочность и философский смысл. Хорошая реклама должна быть, по мнению японцев, понятна без слов. Именно поэтому она содержит аллегории, символы и наполнена изображениями.
В сегодняшней Японии антропоморфизация повсюду. Она стала частью брендинговых кампаний железнодорожных станций, кофеен, и даже языков программирования. Она лежит в основе культуры талисманов и других подобных персонажей, составляющих важный сегмент японской массовой культуры.
В Японии с XII века, а то и раньше, оттачивали мастерство рассказывать истории через иллюстрации: сложная письменность из трех алфавитов (кандзи, хирагана и катакана) вынуждала добавлять к текстам картинки — даже образованному японцу часто было тяжело полностью прочитать текст и уловить его смысл. В конце XIX века, когда в Страну восходящего солнца стали проникать образцы западной поп-культуры, в Японии появились зачатки местных комиксов — манги — в том виде, в каком мы знаем их сегодня, а в XX веке из манги выросла оригинальная японская анимация.
Экспериментировать с анимацией в Японии начали в начале XX века, опять же, вдохновившись западным кино и мультфильмами, но только во втором десятилетии того же века появились работы, и правда походившие на европейские и американские образцы, и к 1920-м в Японии уже был зачаток рынка манги и аниме. Японцы сразу восприняли анимацию всерьез и не зацикливались на детских мультиках, перенося на экран взрослые сюжеты, в том числе пропаганду и эротику. К сожалению, в первой половине XX века обстоятельства сложились не в пользу японской анимации.
Во-первых, ее производство было слишком дорогим для местных художников, а потому американские и французские мультфильмы еще долго доминировали в Стране восходящего солнца. Появление продукции Уолта Диснея в конце 20-х годов и вовсе не оставило никаких шансов на развитие локальной индустрии анимационных фильмов.
Во-вторых, 1 сентября 1923 года островное государство буквально пало жертвой движений земной коры: Великое землетрясение Канто почти уничтожило Токио и Йокогаму и прилежащие к этим городам районы, а вместе с ними и первые анимационные студии. В 1929-м на Западе появились первые звуковые мультфильмы, а в 1932-м — первые цветные, но японская анимация находилась в слишком слабом положении, чтобы иметь возможность адаптировать эти новшества.
Индустрия манги и аниме в Японии начала активно развиваться после Второй мировой войны вместе с индустрией кинотеатральных развлечений. Западная анимация на тот момент по-прежнему качественно превосходила японскую, что привело к ее засоляю в местных кинотеатрах. Гордым японским художникам это показалось непатриотичным, и они решили развивать свою технику анимации и вскоре научились создавать хорошие мультфильмы, не вкладывая в это много денег. Например, студия «Тоэй», основанная в 1948 году, со временем придумала распределять бюджет на проект так, чтобы его большая часть уходила на важные сцены, а неважные отрисовывали с меньшим качеством. В результате «Тоэй» быстро стала одной из ведущих японских студий анимации и начала получать заказы с Запада. «Тоэй» остается на лидирующих позициях в индустрии и по сей день, но в 50-х японская мультипликация как самостоятельный жанр все еще была мало привлекательна для западных зрителей, хотя уже в конце десятилетия появился первый японский полнометражный мультфильм, как будто предсказывая скорый взлет индустрии.
При создании новых образов художники проявляют чудеса изобретательности и экспериментируют с самыми различными элементами. Подтверждением является растущее количество талисманов-маскотов регионов Японии. Дизайнеры обычно берут некий базовый образ, к которому добавляют региональные особенности, такие как блюда местной кухни, туристические достопримечательности, животные или знаменитые исторические деятели.
В первую очередь необходимо рать определение понятию «японская анимация» (аниме). Аниме — японская мультипликация. В отличие от мультфильмов других стран, предназначенных в основном для просмотра детьми, большая часть выпускаемого аниме рассчитана на подростковую и взрослую аудитории, и во многом за счет этого имеет высокую популярность в мире. Аниме на данный момент располагает всеми возможными жанрами от боевиков до артхауса и рассчитаны они на различную аудиторию.
Персонажи аниме появляются во многих рекламных роликах как правило восточных стран (Япония, Китай, Корея), а также достаточно распространены в Америке. Обусловлено это тем, что в данных странах аниме это массовое явление и люди буквально с рождения погружаются в данную культуру и воспринимают ее как данность, в СНГ аниме распространено не настолько массово, но все равно имеет влияние на как правило подростковую аудиторию.
Рекламы с различными персонажами японской мультипликации на территории пост-советского пространства меньше из-за проблем с правообладателями, договориться с издательством, для использования того или иного персонажа не такая простая задача как кажется на первый взгляд. На западе дела с этим обстоят чуть проще т. к. кампании просто договариваются с правообладателями на их условиях и заказывают у них проморолики как сделали такие фирмы как Mercedes с их рекламой Mercedes Benz A class, а также Toyota Nissan и еще множество фирм.
На современном рынке подобная реклама начинает пользоваться все большим спросом в связи с популяризацией японской мультипликации по всему миру, с каждым годом она становится все более кассовой в 2020 году вышел анимационный фильм «Истребитель демонов» поезд «Бесконечный», кассовые сборы которого составили более 500 миллионов долларов.
Многие компании заказывают даже не один рекламный ролик, а сразу же целую серию, как например лапша Nissin hungry days сделавшая 4 проморолика совместно с аниме «One piece» (который за все время своего существования принес правообладателям порядка 21 миллиарда долларов).
Так же сделала строительная фирма Taisei заказавшая серию роликов про строительство различных объектов у автора таких произведений как «Твое имя» (кассовые сборы 350 миллионов долларов), «Дитя погоды» (113 миллионов долларов за 52 дня проката) Макото Шинкай.
Есть даже российская реклама в аниме стилистике — платежная система «Мир» выпустила рекламный ролик в честь партнерства с Федерацией фигурного катания. Бренд одежды ТВОЕ делал коллаборацию с такими произведениями как Наруто, Блич, Магическая битва и т.д.
Так в чем же причина такой огромной популярности аниме? Во-первых, это огромная конкуренция между авторами если ты попытаешься публиковаться с плохим произведением тебя просто не возьмет издательство, а если и опубликуют, то спроса на подобный продукт не будет т. к. существует куда более качественные произведения на рынке, в связи с этим в свет выходят только лучшие работы авторов, следовательно, и спрос на подобные произведения будет высок.
Постепенно западной культуре придется бороться за выживание из-за обилия японского рынка хотя она уже этим и занимается как доказательство можно взять произведение «Белый лев Кимба» режиссера Осаму Тэдзуки, который был полностью украден Disney и выдан как самостоятельное произведение «Король лев».
В Японии уже достаточно сложно встретить рекламу в которой бы не было маскотов (практически любой узнаваемый персонаж, антропоморфный и не очень, олицетворяющий собой некий коллектив: школу, спортивную команду, сообщество, воинское подразделение, мероприятие или как в нашем случае бренд). Ролью маскота в фирме является привлечение внимания потенциальных покупателей и расположение к бреду людей. Как правило к маскотам прибегают фирмы, позиционирующие себя как открытые и доступные всем людям: Пятерочка, Android и т.д.
Если компания хочет выйти на японский рынок, то она обязана придумать себе маскота, потому что в обратном случае потенциальные покупатели просто не будут воспринимать данный бренд как таковой.
Далеко не всем фирмам нужны маскоты, потому что для некоторых компаний будет крайне проблематично его обыграть если бренд позиционирует себя как надежный и серьезный, то ему лучше отказаться от идеи маскота, потому что персонаж будет вовлекать аудиторию в шутливый и несерьезный контекст, что может подорвать авторитет бренда. Именно поэтому у страховых фирм или банков как правило нет маскотов.
Подводя итог необходимо отметить, рынок японской анимации распространяется молниеносно и в скором времени будет оказывать огромное влияние на многие сферы от кинематографа до рекламы, в связи с эти хотелось бы чтобы с данной культурой начали считаться и воспринимать ее не только как веселые детские мультики, а как целую отдельную среду с огромным перечнем жанром на любой вкус.