Маркетинг представляет собой определенный вид деятельности субъекта хозяйствования, направленный на доведение товаров и/или услуг до их конечного потребителя, и ориентированный на потребности определенного сегмента рынка. Это – иерархически выстроенная организованная система управления работой на определенном рынке, которая регулирует отдельные процессы, что происходят на нем и его изучающая.
Основной принцип маркетинга гласит: «Не пытайтесь сбывать то, что вам удалось выпустить, а производите то, что у вас точно будет куплено».
В ходе маркетинговой деятельности субъектом бизнеса изучается информация и необходимые сведения об интересующий его сегментах рынка, конкурентных компаниях, потребителях, ценах, возможностях субъекта хозяйствования и иные вопросы, сопутствующие и способствующие принятию адекватных обоснованных маркетинговых решений. Маркетинг дает возможности постоянного поиска новых: рынков, клиентов, групп потребительских аудиторий, видов продукции, сфер применения традиционных видов товаров, которые позволят обеспечить компании большую сумму прибыли.
В современных реалиях остро стоят вопросы разработки маркетинговых стратегий по развитию отдельных отраслей и подотраслей, а также и всего комплекса в целом, опирающиеся на использование комплекса инструментов маркетинга в сфере реализации инициатив со стороны государства, направленных на поддержку различных сфер производства.
Современная практика указывает на то, что от результативности организации производства необходимой потребителям продукция товаропроизводителей, от грамотно построенной системы товародвижения и маркетинга у субъектов хозяйствования, в конечном итоге зависит его финансовое положение, а, следовательно, и его работников. Результаты исследований позволяют субъектам бизнеса принимать оптимальные маркетинговые решения. Маркетинговое решение – это общность целостность действий, нацеленных на достижение определенных выбранных стратегий маркетинга.
Система решений в сфере маркетинга включает такие элементы:
- сбор и обработку информации;
- нахождение возможностей;
- формулировку целей и задач;
- анализ и оценку имеющихся ресурсов для воплощения решений;
- разработку плана конкретных действий в периметре комплекса маркетинга.
В зависимости от уровня иерархии маркетинговые решения отвечают за формирование и реализацию стратегии. Стратегические решения согласованы и взаимоувязаны с глобальными целями компании в долгосрочной перспективе. Тактические и оперативные решения детализируют ту или иную стратегию на перспективу среднесрочного и краткосрочного характера соответственно. В периметре осуществления комплекса маркетинга эти маркетинговые решения сочетаемы с конкретными действиями и мерами, осуществляемыми субъектом хозяйствования в периметре проведения товарной, ценовой и распределительной политики, а также мероприятий по продвижению продукции/услуг. Когда сформирована стратегия маркетинга, тогда принимается и стратегическое решение.
Основой решений является официальное оформление маркетинговых мероприятий. В практике чаще всего используют неформализованные процедуры, привлекая экспертов, чтоб опираясь на их мнение принять конкретное решение. Зачастую это является логичным и целесообразным. У неструктурированных решений нет формализованных элементов, а причинно-следственные связи остаются неизвестными или их нельзя изучить. Если ситуацию трудно предугадать, то принимать маркетинговые решения, используя экспертные мнения, не эффективно.
Обычное маркетинговое исследование направлено на изучение совокупности объектов, которыми могут быть потребители, посредники, сотрудники предприятия. При такой многочисленной совокупности провести сплошное наблюдение, то есть опросить каждую группу объектов не представляется возможным. Поэтому наиболее распространенным методом проведения маркетингового исследования является выборочный метод сбора информации, при котором исследуется только часть целого, а характеристики распространяются на всю генеральную совокупность.
Так как решения могут иметь различную степень сложности и количество этапов разработки, то характер реализации решений в сфере маркетинга может быть статическим или динамическим.
Принятые статические решения нельзя корректировать, т.к. это затронет конкретные задачи операционного характера. Динамические решения являются сложной системой принятия. Процедуры их корректировки могут растянуться по времени, что усложнит их с поступлением нового объема информации.
Маркетинговые решения на инструментальном уровне представляют собой:
- Продуктовые стратегии, обеспечивающие соответствие ассортимента и качества товаров предприятия той полезности (ценности), которую ждут от них потенциальные потребители на целевом рынке.
- Ценовые стратегии, позволяющие донести ценность продукта до потребителей.
- Стратегии распределения, дающие возможность охватить целевые рынки, организовать для потребителей доступность товаров предприятия «в нужное время и нужном месте».
- Стратегии продвижения, представляющие товар (услугу) в привлекательном для целевой аудитории виде, а также доводящие до потребителей информацию о полезных свойствах всех элементов комплекса маркетинга.
- Стратегии формирования партнерских отношений, позволяющие повышать лояльность, формировать долговременные взаимовыгодные отношения, удерживать старых и привлекать новых клиентов.
Результаты усилий в сфере маркетинга трудно оценимы в связи с тем, что носят качественный долговременный характер. В то же время излишние, неэффективные траты на маркетинг могут стать причиной серьезных финансовых проблем субъекта хозяйствования.
Маркетинговые решения – это одна или несколько альтернатив из множества возможных вариантов осуществления или совокупности маркетинговых мероприятий, которые необходимы для устойчивого формирования и удовлетворения спроса на товары и услуги.
Реализация маркетинговых решений находится в зависимости от четко проработанного механизма финансирования этой сферы деятельности компании путем создания фондов денежных средств, их движения и контроля за использованием.
Основной задачей предприятий при разработке маркетинговой программы является:
- обеспечение притока новых клиентов;
- повышение узнаваемости бренда предприятия.
Цель планируемой программы маркетинга – это дальнейшее успешное продвижение на рынок продукции предприятия и завоевание лидирующего места на нем.
Таким образом, в зависимости от результатов проведенного маркетингового исследования, любой субъект бизнеса, действующий в своем сегменте рынка, должен вырабатывать и свою стратегию поведения. Маркетинговое исследование направлено на изучение совокупности объектов, которыми могут быть потребители, посредники, сотрудники предприятия.
Для того, чтобы принять оптимальное решение в маркетинговой деятельности компании необходимо опираться на инструменты принятия таких решений.