Диверсификация бизнес-процессов помогает многим организациям становиться более гибкими в условиях экономического спада и кризиса. Она позволяет создавать другие направления, товары или услуги, которые перекрывают издержки производства и помогают получить дополнительную прибыль. Диверсификация обеспечивает маневрирование в бизнесе, а это значит, что фирмы могут удерживаться на плаву среди других конкурентов и выйти из тяжелого финансового положения. В разных сферах экономической деятельности, существуют отличные друг от друга понятия, и отсутствует единая трактовка термина «диверсификация». В то же время, многие аспекты, являются общими для всех определений.
Диверсификация – это термин, для которого нет официального научного определения и классификации. В общих чертах, это процесс перераспределения ресурсов между различными аспектами деятельности организации, с целью минимизации рисков, которые могут быть связаны с неопределенностью и изменчивостью окружающей среды, а также с целью максимизации выгоды. В основном, понятие применяется в сфере экономики, бизнеса и инвестирования.
Другое определение диверсификации – это характеристика процесса как расширения диапазона деятельности фирмы за пределы профильного бизнеса, основного вида деятельности, проникновение ее в другие отрасли производства и на рынки других товаров и услуг.
Таким образом, диверсификация предполагает параллельное развитие нескольких видов бизнеса, расширение товарной номенклатуры или сферы услуг, выход на новые рынки, распределение средств между разными активами. Диверсифицированной может являться фирма, которая производит и реализует несколько сравнительно близких по своему назначению, либо вообще не связанных между собой видов готовой продукции.
Существует классификация диверсификации по сферам ее применения. Диверсификация бизнеса – это вложение капитала, кроме основной деятельности, в другие отрасли экономики.
Диверсификация производства – это одновременное развитие различных видов производств либо существенное расширение номенклатуры и ассортимента всей продукции компании.
Диверсификация продукции (конгломератная диверсификация) – это процесс расширения ассортимента тех товаров/работ/услуг, которых не было в существовавшей до диверсификации номенклатуре.
Диверсификация цен – это применение разной политики ценообразования в зависимости от уровня доходов потенциальных покупателей.
Диверсификация рисков – использование как однотипных финансовых инструментов (акции разных компаний), так и разных финансовых инструментов (акции и облигации).
Диверсификация инвестиционного портфеля – распределении финансов между разными инструментами их заработка. Диверсификация экономики представляет – распределение денежных потоков государства, направленное на пропорциональное развитие всех его отраслей. В современной практике также выделяют типы стратегии диверсификации.
Связанная диверсификация заключается в расширении ассортимента выпускаемой продукции за счет предложения новых товаров или услуг, не являющихся основными, но имеющими тесные технологические связи с ними. Связанная диверсификация подразделяется:
- Вертикальная диверсификация – процесс диверсификации при данной стратегии предполагает движение фирмы либо вверх, либо вниз по своей производственной цепочке.
- Горизонтальная диверсификация – основой данного типа процесса является приобретение и разработка новых продуктов.
Несвязанная диверсификация – данный тип диверсификации представляет собой изучение новой сферы отраслевого производства, новая технология производства не имеет никаких связей со старым направлением деятельности фирмы.
Международная диверсификация – это расширение бизнеса в сторону рынков иностранных государств. Международная диверсификация представляет собой выход на единственный иностранный рынок, мультинациональная диверсификация – на несколько иностранных рынков, а глобальная – от 50 и более рынков разных государств.
Стратегия диверсификация имеет ряд преимуществ перед другими стратегиями развития бизнеса:
- способствует повышению уровня выживаемости предприятия в условиях конкуренции на рынке основного вида деятельности, путем переброса части активов на другие предприятия;
- способствует выгодному вложению избыточных ресурсов в собственное предприятие, повышая при этом конкурентоспособность и рыночную власть;
- может быть хорошим путем выхода в отрасли, находящиеся на стадии подъема, перспективные и высокотехнологичные сферы материального производства;
- помогает распределить возможный риск, повысить устойчивость компании к различным рискам и волатильности рынков;
Но также необходимо отметить недостатки стратегии диверсификации:
- новая деятельность может потребовать новых навыков, которых нет на существующем предприятии;
- требует значительных резервов денежных средств;
- может возникнуть тенденция переноса недостатков с имеющегося предприятия на новое;
- это стратегия высокого риска, обеспечивающая отдачу в долгосрочном плане.
Несмотря на множество действующих диверсифицированных компаний, интуитивно понятно, что уровень их диверсификации различен.
На уровне отдельной отрасли уровень диверсификации можно определить путем расчета доли производственной профильной продукции в общем объеме производства продукции данной отрасли; или же рассчитать удельный вес специализированных предприятий в общем числе предприятий отрасли. Чем выше оба показателя, тем менее диверсифицирована отрасль. На уровне предприятия уровень диверсификации определяется путем подсчета количества однородных групп и видов продукции, выпускаемых одним предприятием. Чем меньше число однородных групп, тем ниже уровень диверсификации предприятия. Также уместно рассчитать удельный вес специализированного технологического оборудования в общем парке оборудования либо доли продукции, выработанной на специализированных линиях в общем объеме произведённой продукции; долю выручки от реализации основной продукции в совокупной выручке или численность персонала, занятого в основной деятельности, в общей численности.
Чем выше данные показатели, тем ниже уровень диверсификации. Однако при различиях в ценах на продукты или в уровне организации производства и труда показатели диверсификации могут искажаться. Поэтому принципиальное значение имеет правильный выбор базы для сравнения. Тему диверсификации начали исследовать в первой половине XX века, разбирались в ней как российские, так и зарубежные ученые. Единого мнения по поводу стратегии диверсификации нет, даже на сегодняшний день. Далее, с течением времени, в период быстро развивающихся внешних условий, тема диверсификации аналогично будет развиваться, расширяться, и потребует все новых и новых исследований и разработок.