На сегодняшний день для того, чтобы компания смогла достичь успеха в своей сфере деятельности, а также завоевать наибольшую долю рынка, необходимо уметь быстро адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды и быть наиболее конкурентоспособным среди многочисленного количества конкурентных фирм. Как правило, фирмы конкурируют по широте ассортимента, по качеству изготавливаемой продукции, по отпускной цене, а также по скорости реализации готовой продукции. Большинство компаний пытаются повысить эффективность своей деятельности путем снижения затрат на производство продукции, повышением качества товаров, а также сокращением сроков выполнения заказов, но при этом не обращая особого внимания на стратегически важные процессы в компании, которые в свою очередь должны быть налажены для успешной реализации маркетинговой стратегии предприятия. Именно потому для реализации стратегии организации, руководители и топ-менеджеры компании прибегают к использованию системы сбалансированных показателей.
Система сбалансированных показателей (BSC) – это инструмент системы управления, который позволяет руководителю организации, а также ее сотрудникам понять, что происходит с компанией в данный момент, корректно ли выполняются поставленные стратегические цели и задачи в компании, а также что делать, если действительность не совпадает с планом развития предприятия. Данная система позволяет контролировать реализацию стратегии организации на основе установления и оценки системы показателей, отражающих различные направления деятельности компании.
Систему сбалансированных показателей разработали в 90-х годах профессор бизнес-школы при Гарвардском университете Роберт Каплан и американский консультант по вопросам управления Дэвид Нортон. В первую очередь система являлась инструментом стратегического управления результативностью компании, а также частично стандартизированной системой отчетности.
Система сбалансированных показателей на основе эмпирических исследований Роберта Каплана и Дэвида Нортона показывает, что успешные компании должны учитывать, как минимум, четыре перспективы: финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы, а также обучение и развитие. Перспективы помогают установить причинно-следственные связи для стратегической карты организации. Данные перспективы должны давать ответы на разные вопросы, а именно:
- Перспектива «Финансы» предполагает ответ на вопрос: «Как стратегия компании повлияет на финансовое состояние?». Финансовые показатели позволяют оценить экономический эффект от деятельности организации за предыдущий период. В качестве показателей выступают: финансово-бухгалтерские показатели (выручка от реализации, прибыль до налогообложения, поток денежных средств), коэффициенты оборачиваемости (коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов, дебиторской задолженности, оборотного капитала), а также показатели рентабельности (рентабельность продаж, собственного капитала, основной деятельности) и т.д.
- Перспектива «Клиенты» представляет собой ответ на вопрос: «Как мы должны выглядеть перед нашими клиентами, чтобы реализовать стратегию?». Показатели этого блока позволяют сформулировать стратегию, которая будет ориентирована на потенциальных потребителей и клиентов, а также обеспечит желаемый доход компании. В качестве показателей выступают: доля рынка, сохранение клиентской базы, расширение клиентской базы, прибыльность клиента, удовлетворение потребностей клиента и т.д.
- Перспектива «Внутренние бизнес-процессы» предполагает ответ на вопрос: «Какие процессы стратегически важны?». В данной области системы сбалансированных показателей акцент делается на бизнес-процессы, от реализации которых зависит успешность выполнения финансовых и клиентских показателей, что напрямую влияет на достижение стратегических целей компании. В качестве показателей выступают: сложность, процессность, контролируемость, ресурсоемкость, регулируемость и т.д.
- Перспектива «Обучение и развитие» предполагает ответ на вопрос: «Как мы будем поддерживать нашу способность к изменению, чтобы реализовать стратегию?». Данный блок содержит цели, при реализации которых в конечном итоге организация придет к долговременному росту и совершенствованию деятельности компании. В качестве показателей выступают: удовлетворенность сотрудника и сохранение кадровой базы.
Таким образом, можно сделать вывод, что система сбалансированных показателей представляет собой систему целей, показателей результатов и факторов, которые позволяют оценить степень достижения поставленных целей организации. Использование компаниями системы сбалансированных показателей (BSC) позволяет им быстро реагировать на изменения окружающей среды, а также правильно и корректно к ним приспособиться.