Без наличия эффективно функционирующей системы налогового контроля ни одна налоговая система не сможет обеспечивать в полном объеме выполнение налогами своей фискальной функции. В настоящее время трудно представить ситуацию, когда налоговый контроль отсутствовал бы, а государство в вопросах полноты и своевременности уплаты налогов полностью полагалось бы на самих налогоплательщиков.
Одним из эффективных инструментов налогового контроля является выступает выездная налоговая проверка. Преимущество выездной налоговой проверки заключается в том, что в ходе ее проведения налоговые органы имеют возможность изучать объективную информацию на месте деятельности налогоплательщика. В ход проведения камеральной налоговой проверки налогоплательщики могу не предоставлять налоговым органам весь объем необходимой документации для проверки. В настоящее время в рамках государственной налоговой политики наметился курс на снижение административного давления на бизнес. Снижение административной нагрузки осуществляется за счет снижения количества проводимых выездных налоговых проверок. Таким образом, ключевая тенденция развития выездного налогового контроля в России – отказ от 100% охвата налогоплательщиков. Это стало возможным благодаря развитию качественного предпроверочного анализа, основанного на всестороннем применении цифровых системы и программ обработки данных, получаемой налоговыми органами от налогоплательщиков.
В условиях сокращения количество проводимых выездных налоговых проверок актуальным остается вопрос поддержания эффективности проводимой выездной налоговой проверки.
Изучив работу налоговых органов Российской Федерации по организации и проведению выездных налоговых проверок, можно выделить ряд ключевых проблем, с которыми они могут столкнуться при проведении ВНП:
- Недостаточно эффективная работа по отбору налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок. Эффективность выездной налоговой проверки во многом определяется тем, насколько тщательно проверена информация о деятельности налогоплательщика. Например, необходимо проверять сведения о наличии объектов недвижимости транспортных средств. Также тщательно должна быть проанализирована информация о наличии открытых банковских счетов. Необходимо обращать внимание на общедоступную информацию о деятельность хозяйствующего субъекта. Например, сведения, размещенные на сайте организации, в социальных сетях и пр.
Налоговые органы должны использовать весь потенциал предпроверочного анализа, который заключается в том, что сроки проведения данного анализа никак не ограничены. Для обеспечения эффективности предпроверочного анализа необходимо в обязательном порядке обеспечить последовательность процедур, включающих весь комплекс автоматизированной и ручной проверки.
Качественный отбор налогоплательщика для включения в план проведения ВНП невозможен без формирования полного и достоверного досье на налогоплательщика. Ключевым источником информации для формирования досье налогоплательщика является результаты камеральной налоговой проверки, в рамках которой тщательно проверяется как налоговая, так и бухгалтерская информация.
- Ошибки в расчетах доначислений. Учитывая тот факт, что предоставляемая проверяемым лицом бухгалтерская и налоговая отчетность не содержит полный объем информации о финансовохозяйственной деятельности налогоплательщика, у налоговых органов могут возникнуть трудности при расчете дополнительно начисляемых налоговых платежей.
Проблема усугубляется еще и тем, что с каждым годом происходят изменения содержательной части отчетной документации в части количества отраженных показателей деятельности. Это мешает налоговых органам объективно и в полном объеме проанализировать хозяйственную деятельность предприятия и принять правильное решение о наличии или отсутствии признаков налоговых правонарушений.
- Статьей 91 НК РФ регламентируется право должностных лиц налоговых органов осуществлять доступ на территорию или в помещение, используемые налогоплательщиком для предпринимательской деятельности. В обязанность налогоплательщика входит не препятствованию доступу проверяющих лиц. Однако на практике налоговые органы могут сталкиваться с ситуацией, когда налогоплательщик отказывается допускать проверяющих на свою территорию или помещения. В этом случае необходимо в полном объеме использоваться весь инструментарий, предусмотренный пунктом 3 ст. 91 НКРФ, когда налоговые органы могут самостоятельно определять суммы налоговых платежей на основании имеющейся информации.
- В российском налоговом законодательстве усыновлена презумпция невиновности налогоплательщиков (п. 6, ст. 108 НКРФ). Согласно данной статье, налогоплательщик не должен выть признан виновным в совершении налогового правонарушения без наличия соответствующего судебного решения. Данный механизм призван защищать налогоплательщиков от произвола контролирующих органов. Однако в ходе проведения выездных налоговых проверок налоговые органы привлекают налогоплательщиков к налоговой ответственности.
Учитывая наличие перечисленных выше проблем, повышение эффективности выездных налоговых проверок возможно достичь при условии:
- совершенствование процедур, реализуемых на этапе отбора налогоплательщиков для включения в план ВНП;
- изучения возможности использования зарубежной практики организации и проведения выездных налоговых проверок;
- повышение эффективности работы с информационными системами налоговых служб. Например, максимальное использование потенциала таких систем, как ПИК «Однодневка», АСК НДС, СУР АСК НДС;
- совершенствование кадровой политики налоговых служб. Повышение мотивации работников к высокопроизводительному труду, привлечение в налоговые органы молодых специалистов и пр.
В заключении отметим, что необходимость устранения существующих проблем обусловлена тем, что выездная налоговая проверка рассматривается как наиболее эффективная форма побуждения налогоплательщика к добровольному исполнению налоговой обязанности.