Формирование устойчивой и эффективной системы природопользования, мониторинга и охраны окружающей среды, обеспечение биоразнообразия и создания системы особо охраняемых природных территорий – все это стратегические направления развития в сфере экологии.
Современное управление в большей степени представляет собой программно-целевое планирование и содержит комплекс экономических, организационно-технологических, инновационных и других мер по реализации целей и задач стратегий социально-экономического развития регионов в экологической экосистеме, конкретных федеральных и региональных государственных программ развития, федеральных и региональных проектов национального проекта «Экология».
В рамках стратегического управления в сфере экологии и природопользования необходимо создавать «управляемую» цифровую экологическую систему, направленную на формирование у населения ответственного отношения к природе, оптимизацию производственной деятельности с точки зрения экологической безопасности, рационализацию водопользования, защиту и охрану лесов, модернизацию системы управления отходами.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 одной из национальных целей развития страны является обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере. Кроме того, реализуется национальный проект «Цифровая экономика», который взаимосвязан со всеми другими национальными проектами, в том числе национальным проектом «Экология» в рамках федерального проекта «Внедрение наилучших доступных технологий».
Цифровая экология нацелена на понимание производства, распространения, хранения, доступности, владения, отбора и использования информации в технологизированных средах.
Вопрос реализации проекта цифровой экономики требует комплексного подхода. И экология не может оставаться на вторых ролях, так как от благополучия окружающей среды во многом зависит осуществление основной экономической деятельности.
Сегодня основными проблемами текущего состояния отраслей экологии и природопользования, решаемых при цифровизации, являются: ориентированность на сбор и оборот информации на бумажных носителях, а также отсутствие единых стандартов сбора и обмена информацией в сфере экологии; использование бумажных носителей информации в рамках оказания государственных услуг и недостаточная цифровизация оказания госуслуг; низкая информированность граждан в части мониторинга состояния окружающей среды и принимаемых органами исполнительной власти мер по снижению негативного воздействия; отсутствие единых платформенных решений.
В конце 2021 года распоряжением Правительства Российской Федерации были утверждены стратегические направления в области цифровой трансформации отрасли экологии и природопользования.
В соответствии с указанным распоряжением целями цифровой трансформации являются:
- формирование и развитие цифровой платформы услуг мониторинга состояния окружающей среды, обеспечивающей управление природоохранной деятельностью и экологической безопасностью;
- создание, внедрение и развитие в сферах отрасли эффективных цифровых решений (платформ), в том числе на основе новых цифровых технологий;
- повышение доли российских цифровых решений и доступности российских критических цифровых технологий;
- достижение заданного уровня «цифровой зрелости» отрасли.
В соответствие с этими целями определены конкретные задачи по внедрению цифровой трансформации в сферу экологии.
Кроме того, реализация стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, направленной на сохранение и восстановление природной среды, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики, ликвидации накопленного вреда окружающей среде вследствие хозяйственной и иной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата, предусматривает решение следующих задач:
- повышение качества взаимодействия с гражданами и организациями путем расширения возможностей доступа к информации в области охраны окружающей среды;
- снижение текущих издержек администрирования, в первую очередь за счет создания и внедрения электронной системы массовой обработки сведений, поступающих органам управления экологического надзора;
- совершенствование процедур информационного взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления;
- обеспечение контроля деятельности природопользователей путем создания единого и достоверного ресурса, содержащего всю информацию по конкретному лицу, в том числе сведения, позволяющие своевременно выявлять признаки недобросовестности исполнения законов и нормативных правовых актов;
- повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности в сфере государственного экологического надзора, в том числе повышение эффективности выявления и пресечения правонарушений в сфере охраны окружающей среды при помощи цифровой платформы «Госконтроль»;
- повышение качества контрольной работы, в том числе за счет комплексного использования единого информационного ресурса и присоединения внешних источников информации природопользователей;
- снижение затрат территориальных органов и подведомственных учреждений на сбор, ввод, обработку и контроль форм отчетности;
- снижение затрат на обеспечение межведомственного обмена информацией.
Однако для реализации проектов в сфере экологии и природопользования существуют определенные стратегические риски, такие как отсутствие единых стандартов сбора и обмена цифровой информацией в рамках отрасли; отсутствие финансирования для реализации задач по достижению цифровой зрелости; низкие темп модернизации имеющегося компьютерного оборудования и оргтехники.
Региональный государственный экологический надзор – также один из приоритетных видов регионального государственного контроля (надзора), подлежащих автоматизации в целях внедрения риск-ориентированного подхода. В целях информационного обеспечения государственного контроля (надзора) ведется работа по цифровизации единого реестра видов регионального государственного контроля (надзора); единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий.
Проводится работа по цифровизации услуги приема лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, и юридических лиц. Планируется что услуга будет предоставляться только в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, посредством единого портала государственных и муниципальных услуг.
В сфере лесного надзора и государственного пожарного надзора в лесах необходимы:
- установка дополнительных камер видеонаблюдения в целях повышения мониторинга пожарной опасности в лесах путем увеличения площади земель лесного фонда, охваченных системой видеонаблюдения.
- средства автоматической фото- и видеофиксации (фотоловушек) для фиксации нарушений лесного законодательства.
Однако внедрение существующих информационных систем и программных комплексов является дорогостоящим, требует дополнительных затрат.