Изменения, происходящие на протяжении последних двух лет, ещё раз доказали значимость внутренних коммуникаций в организации. В 2020 г. предприятия были вынуждены искать новые форматы взаимодействия внутри команды [1]. В 2022 г. как и в пандемию, для людей особую ценность представляет достоверная информация. Сегодня качественные внутренние коммуникации должны соответствовать миссии и ценностям организации, поддерживать высокий уровень вовлечённости персонала. Это заставляет руководителей быть проактивными, оперативно реагируя на происходящие изменения и внедрять инструменты, позволяющие совершенствовать существующие корпоративные коммуникации. Эффективная система бизнес-коммуникаций наряду с выбранной стратегий развития выступает конкурентным преимуществом, позволяя удерживать устойчивые позиции на рынке и в конкурентной среде [2].
Одним из таких решений является создание корпоративных мессенджеров. По данным Агентства инноваций г. Москвы, в 2022 г. 20 российских компаний разрабатывают корпоративные мессенджеры, большая часть которых – это стартапы и IT-компании, основным продуктом которых являются CRM-системы [3].
Драйвером к созданию таких решений послужила пандемия 2020 г., когда большинство организаций стали использовать цифровые технологии с целью обеспечения эффективных онлайн-коммуникаций с вовлечением в них всего персонала. В 2021 г. по сравнению с предыдущим годом выручка российских стартапов, создающих корпоративные мессенджеры, увеличилась на 164% [4].
По мнению А. Демина, генерального директора tada.team, ещё несколько лет назад основным способом общения руководства с сотрудниками на производственных предприятиях, была информационная доска [4]. Однако появление корпоративных мессенджеров предоставляет возможность общения напрямую, обеспечивать быструю обратную связь и делать процесс взаимодействия более прозрачным [5].
В развитии российских средств корпоративной коммуникации можно выделить три современных тренда:
- персонализация – стремление сделать коммуникации понятными и удобными каждому сотруднику;
- проектирование экосистем – желание использовать одним инструмент, но обладающий широким функционалом;
- использование искусственного интеллекта, позволяющего выполнять большинство рутинных задач.
Актуален и вопрос защиты коммуникаций для бизнеса. К сожалению, использование закрытых каналов связи (в т.ч. защищённых линий), например, «секретных чатов» в Telegram, непопулярны для использования в бизнесе, т.к. не обеспечивают доступ к необходимому количеству участников. Публичные мессенджеры, напротив, позволяют легко добавлять новых пользователей, но не подходят при обмене конфиденциальной информацией.
Именно поэтому основной запрос компаний – это информационный суверенитет, который может обеспечить корпоративный мессенджер. Обеспечить надёжное хранение корпоративной информации возможно только при условии развёртывания мессенджера на собственном сервере, что позволит сохранить тайну переписки и звонков персонала. Необходимо обеспечивать End-to-end-encryption (E2EE), т.е. шифровать передаваемую информацию. Также для повышения информационной безопасности может использоваться многоуровневая идентификация пользователей и работа в закрытой сети, для исключения несанкционированного доступа.
В 2022 г. из-за ухода большинства иностранных мессенджеров или блокировки доступа к данным клиентов, попавших под санкции (например, мессенджер Slack), возрос интерес к российским разработкам. Так, А. Врацкий, основатель компании eXpress, отмечает, что в мае 2022 г. по сравнению с февралём ежедневная активность пользователей увеличилась на 250%. На сегодня максимальный дневной показатель корпоративного мессенджера eXpress – 3276816 push-уведомлений о действиях пользователей, включающие звонки, сообщения в личных и групповых чатах. Пик активности приходится на первую половину рабочего дня — между 10 и 12 часами (для сравнения в феврале ежедневно фиксировалось 1,3 миллиона push-уведомлений).
Однако отечественным IT-компаниям ещё нужно время, для того чтобы предложить заказчику решения, не только не уступающие западным аналогам, но и более функциональные. Основным требованием со стороны заказчиком является удобство в эксплуатации, проявляющееся в простоте поддержки (регулярном обновлении. удобстве оплаты), нативности интерфейса и привычности функциональных решений (например, возможность отправлять голосовые сообщения).
Несмотря на уход ряда западных решений, дефицита в отечественных мессенджерах нет. Экспертами CNews Analytics был составлен рейтинг корпоративных российских мессенджеров за 2022 г. (рис.), исходя из четырёх критериев: функционал, универсальность, безопасность, доступность цен. Лидером является мессенджер eXpress, набравший 466 баллов. Всего в рейтинг вошли 11 отечественных разработок.
Рис. Рейтинг российских корпоративных мессенджеров за 2022 г. Составлено авторами по данным Market.CNews https://cna.cnews.ru
По мнению экспертов CNews Analytics, наибольший интерес представляют восемь следующих разработок:
- Dialog – продукт компании, входящий в Сбербанк. при использовании мессенджера есть возможность установить его у себя на предприятии, или воспользоваться облаком Сбербанка. Функционал Dialog позволяет организовывать чаты для команд и проектов, обмениваться файлами, совершать аудио- и видеозвонки, создавать чат-ботов. Безопасность обеспечивается тем, что данные при передаче шифруются (при этом ключт для расшифровки отсутствуют). Разработчик Dialog состоит в реестре аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий на территории РФ, а сам мессенджер включен в ЕРРП (Единый реестр российских программного обеспечения для электронных вычислительных машин и баз данных).
- Samoware – продукт, объединяющий электронную почту, короткие сообщения, телефонию, доступ к ВКС, календари и управление корпоративным контентом, контакт-центр. Безопасность обеспечивается за счёт сквозного шифрования, двухфакторной аутентификации, собственных протоколов (XIMSS). Samoware интегрирован с приложениями МойОфис, ONLYOFFICE, Р7-Офис, Bitrix, Dynamics и другие CRM, 1С. Продукт включён в ЕРРП. С 2020 г. ФНС закупила более 20 тыс. лицензий Samoware для расширения своих возможностей.
- CommuniGate Pro IM — это составная часть Communigate Pro, являющейся клиент-серверной системой. Предоставляет пользователю возможность использования электронной почты, средств коллективной работы, мгновенных сообщений, IP-телефонии и др. Продукт включён в реестр российского ПО.
- eXpress – продукт, разрабатываемый компанией Unlimited Production. Самым известным пользователем является РЖД, закупившие в 2020 г. 8 тыс. лицензий. Мессенджер сочетает в себе классический мессенджер, обмен документами, голосовые звонки и платформу для разработки корпоративных ботов. Информационная безопасность обеспечивается за счёт трёхуровневого шифрования на эллиптических кривых, при этом вся информация, передаваемая через eXpress, остается на корпоративных серверах. Продукт включён в реестр российского ПО.
- TrueConf IM является одной из самых известных российских разработок и выступает составной частью ПО TrueConf 8. Функционал мессенджера стандартный, представлен форматом 4К – 4К видеоконференции и технология масштабируемого видеокодирования (SVC). Этот продукт популярен в силовых структурах, т.к. предоставляет работу в закрытой сети без подключения к интернету и шифрование данных. Продукт включён в реестр российского ПО.
- «Р7-Команда» является продуктом компании «7Р» и позиционируется как решение для работы в локальной сети или в облаке. В качестве основного формата используют OOXML. Функциональные возможности мессенджера вполне стандарты и включают организацию конференций, обмен файлами, звонки, чаты. Безопасность обеспечивается размещением решения в защищенном корпоративном периметре. Продукт включён в реестр российского ПО.
- «МойОфис Логос» разработан компанией «Новые облачные технологии». Мессенджер интегрирован с офисными приложениями «МойОфис» для редактирования и обсуждения документов в режиме одного окна. В нем можно создавать групповые обсуждения, используя иерархию с правами доступа из корпоративного каталога, или общаться в личной переписке. Существует версия мессенджера, работающая в закрытом периметре («МойОфис Частное облако», которая внесена в реестр российского ПО).
- VK Teams предоставляет единое цифровое пространство для больших команд. Функционал мессенджера помимо инструментов для организации контактной базы, аудио- и видеоконференций, групповых чатов и каналов, создания чат-ботов и обмена файлами, предоставляет возможность подключать различные HR-сервисы. Безопасность обеспечивается размещением данных на серверах клиента. Onpremise-версия мессенджера полностью контролируется службами ИТ и ИБ компании-клиента: администраторами создаются и уничтожаются аккаунты сотрудников, блокируется доступ. Соответственно, в рабочие чаты не может добавить посторонний человек, а уволившийся сотрудник больше не сможет просматривать переписку «по старой памяти». Продукт включён в реестр российского ПО под старым брендом Myteam.
Кроме рассмотренных мессенджеров есть и другие отечественные разработки. Так, например, мессенджер tada.team позволяет создавать задачи и видеоконференции прямо в чате нажатием одной кнопки, переносить рабочие чаты из Telegram без потери сообщений, автоматически расшифровывать голосовые сообщения в текст. Пользователи считают этот мессенджер называют равноценной альтернативной Slack.
В 2023 г. следует ожидать дальнейшего роста интереса бизнеса к отечественным корпоративным мессенджерам, что обусловлено окончательным уходом иностранных продуктов с российского рынка и отсутствием физической невозможности оплаты со стороны отечественных заказчиков.
Таким образом, проведённый анализ выявил на российском рынке ситуацию, характеризующуюся, с одной стороны, большим количеством предложений корпоративных мессенджеров со стороны IT-компаний, с другой стороны, дефицитом решений, удовлетворяющих всем требованиям заказчиков. Инвестиции в корпоративные мессенджеры являются достаточно рискованными, т.к. в случае разблокировки популярного иностранного мессенджера это приведёт к снижению спроса на аналогичные российские разработки.
Автор
Т.Н. Субботина, канд. пед. наук, доцент.
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
Библиографический список
- Субботина, Т.Н. Трансформация банковской деятельности в условиях пандемии COVID-19 / Т.Н. Субботина, К.В. Исакичева // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – № 1-2 (71). – С. 144-147. – DOI 10.24411/2411-0450-2021-1086. – EDN UFEOHN.
- Митина, Е.В. Трансформация бизнес-коммуникаций в организации под влиянием цифровизации / Е. В. Митина, Т. Н. Субботина // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – № 9 (91). – С. 156-161. – DOI 10.24412/2411-0450-2022-9-156-161. – EDN HYSWTR.
- Субботина, Т.Н. CRM-система как инструмент повышения конкурентоспособности организации / Т.Н. Субботина, Б.Г. Лисовский // Вектор экономики. – 2021. – №11 (65). – EDN LCHTYL.
- Корпоративные мессенджеры в порядке // Новости цифровой трансформации, телекоммуникаций, вещания и ИТ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.comnews.ru/content/223537/2022-12-15/2022-w50/korporativnye-messendzheryporyadke (дата обращения 30.12.2022)
- Субботина, Т.Н. Построение коммуникаций с потребителями в мессенджерах / Т.Н. Субботина, А.С. Панкова // Вектор экономики. – 2021. – № 1 (55). – С. 4. – EDN GRSDIQ.